Стоглав

196

Стоглав (в рукописях обычно без заглавия) – сборник постановлений церковного собора 1551 г. Книга была разделена в подражание Судебнику 1550 г. На сто глав, откуда ее заглавие. В самом тексте памятника и современных ему документах он называется «Соборным уложением». За исключением С., о соборе 1551 г. Не сохранилось сколько-нибудь подробных известий XVI в. (летописные заметки о нем XVII в. Восходят к сообщениям самого памятника). Как можно заключить из вступительной части С., инициатива созыва собора принадлежала Ивану IV. Состоял он в основном из духовных иерархов во главе с митрополитом Макарием, хотя некоторые выражения памятника позволяют предположить, что боярская дума также участвовала в заседаниях.Работа собора проходила в следующем порядке.

Царь задавал присутствующим вопросы, касавшиеся церковного устроения и некоторых важных мирских дел. Собор на царские вопросы давал обстоятельные ответы, а потом принимал постановления. В соответствии с этим порядком С. Состоит из следующих частей. В гл. 1–4 сообщаются сведения об открытии собора, о его членах, о причинах и целях, для которых он был созван. Царские вопросы разделены на две части. Первые 37 помещены в гл. 5-й, следующие 32 – в гл. 41-й. Ответы помещены в гл. 6–40-й и 42–98-й. В гл. 99-й говорится о посольстве в Троицкий монастырь к жившему здесь на покое бывшему митрополиту Иоасафу, а в гл. 100-й помещен ответ Иоасафа, который сделал ряд замечаний и дополнений к определениям собора. В некоторых рукописях имеется еще гл.

101-я – соборный приговор 11 мая 1551 г. Об архиерейских и монастырских вотчинах. В одном месте книги логика ее композиции серьезно пострадала. Если ответы на первые царские вопросы распределены между гл. 6–40-й и 42–98-й, то за каждым вопросом второй серии ответ следует сразу, так что и вопросы, и ответы сосредоточились в одной главе – 41-й. Можно поэтому предположить, что она была вставлена в памятник на заключительном этапе работы над ним.Созыв собора 1551 г. Был вызван прежде всего необходимостью принять срочные меры против наиболее вопиющих нарушений основных устоев церковно-монастырского быта. Хотя царские вопросы С. Влагает в уста государя, он несомненно выражает в них программу целой политической группировки, получившей с легкой руки А.

М. Курбского название «избранной рады» (высказывались, правда, сомнения в том, что А. М. Курбский вкладывал в это выражение политический смысл. Grobovsky A. N. The «Chosen Council» of Ivan IV. A Reinterpretation. New York, 1969). Некоторые исследователи склонны даже думать, что вопросы составлялись при непосредственном участии благовещенского священника Сильвестра. Программа «избранной рады» сводилась к устроению и упорядочению бытия всего русского общества, и постановления Стоглавого собора, регламентировавшие церковно-общественную жизнь, входили существенной частью в эту программу. Судя по тексту С., высшее духовенство, присутствовавшее на заседаниях, в основном поддержало предлагавшиеся царем мероприятия. Впрочем, собравшиеся в Москве иерархи не допускали наступления на интересы церкви, отстояв правомочность святительского суда и неприкосновенность недвижимых владений монастырей.

Неясным остается, разбирались ли на соборе 1551 г. Так называемые «дополнительные царские вопросы», которые не вошли в С., но обнаружены И. Н. Ждановым в сборнике Евфимия Туркова ГПБ, Q.XVII.50, где они следуют за первыми царскими вопросами. В «дополнительных вопросах» речь идет о государственных преобразованиях, поэтому они не вошли в С., в котором разбираются преимущественно церковные дела.В начале С. Говорится. «В лето 7059 месяца февраля в 23 день быша сия вопросы и ответы мнози...». Согласно предположению Д. Стефановича, разделяемому большинством исследователей, названная здесь дата – 23 февраля указывает на день, когда приступили к редактированию С. – сборника соборных решений. Заседания же собора начались раньше – в январе – феврале 1551 г., а окончательно его работа была завершена 11 мая, когда к С.

Была добавлена 101-я гл. Д. Стефанович считает, что редактором сборника был дьяк, возможно Иван Афанасьев.Источники С. Чрезвычайно разнообразны. Исследование их, произведенное Д. Стефановичем, показало, что при составлении С. Был использован целый ряд богослужебных книг, Кормчая, Мерило Праведное, сборники Златая чепь, Измарагд, сочинения Иосифа Волоцкого и др. Особенно интересно обращение С. К современным ему русским полемическим сочинениям. Это, в первую очередь, послание Ивану Грозному, автором которого обычно считают Сильвестра. Это, во-вторых, челобитная иноков царю Ивану Васильевичу, опубликованная Г. З. Кунцевичем. Это, в-третьих, перечень «16 неисправлений», который был найден Н. С. Тихонравовым в сборнике ГБЛ, Волок.

Собр., ф. 113, № 556. Есть основания предполагать, что в С. Отразились также мысли Артемия, который перед самым собором отправил царю послание и в том же году стал Троицким игуменом.Стремясь утвердить в Московском государстве церковное благочиние, С. Касается в своих решениях самых разных сторон жизни тогдашнего общества. Из отдельных статей памятника можно почерпнуть сведения и об отреченных книгах, читавшихся в XVI в., и о робких попытках правительства упорядочить образование, и о языческих обрядах простонародья, и о бесчинствах, творимых ватагами скоморохов. Мелочная регламентация быта, характерная для С. (включая запреты на бритье бороды, ношение тафий, употребление колбасы), объясняется его целью – восстановить порушенную старину.

Этим определяется и культурное значение С., который для последующих поколений стал символом древнего благолепия. Не удивительно поэтому широкое распространение памятника в рукописной традиции – уже Д. Стефанович насчитал около ста его списков. Первоначальной Д. Стефанович считает полную редакцию С., которая представлена в большинстве рукописей. Списки полной редакции исследователь делит на две группы – Московскую и Новгородскую. К Новгородской группе восходит краткая редакция, изданная Д. Е. Кожанчиковым. Которая появилась не ранее 1602 г. К той же Новгородской группе восходит редакция с особым распорядком глав (известно два списка). Известно также извлечение из полной редакции, изданное Н. Калачовым. Д. Стефанович датирует это извлечение посл.

Четв. XVI в.Ряд постановлений С., в первую очередь – о двуперстном крестном знамении и сугубой аллилуйи, способствовал популярности памятника у старообрядцев. В 1913 г. Он был издан Преображенской типографией. В пылу полемики с ними некоторые церковные историки XIX в. Отрицали каноническое значение С. Филарет Гумилевский, например, считал, что С. – это черновые записи собора 1551 г., которые позднее были переделаны неизвестным лицом (История русской церкви. 2-е изд. М., 1851. Т. 3. С. 193). Обнаружение наказных списков собора 1551 г., включающих пространные выписки из С., показало несостоятельность этой точки зрения. Каноническое значение С. В действительности впервые поставил под сомнение собор 1667 г. («и той собор не в собор, и клятву не в клятву, и ни во что же вменяем, яко же и не бысть»).Изд.

Стоглав. Собор бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059) / Изд. I. А. Лондон, I860. Стоглав. Казань, 1862. 2-е изд. Казань, 1887. 3-е изд. Казань, 1911 (перевод на франц. Язык. Le Stoglav ou les cent chapitres / Ed. B. Duchesne. Paris, 1920). Стоглав / Изд. Д. Е. Кожанчиков. СПб., 1863. Правила, постановленные на соборе 1551 года 23 февраля // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым. СПб., 1863. Кн. 5. С. 1–44. Царьскиа вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав) / Изд. Н. Субботин. М., 1890. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской губернской ученой архивной комиссии. Новгород, 1912. Вып. 1. С. 1–135. Стоглав. М., 1913..

Значения в других словарях
Степенная книга

См. Афанасий (в миру Андрей), . ..

Стихи покаянные

Стихи покаянные – словесно-музыкальный жанр внебогослужебной лирики, возникший не позже XV в. Старейший образец жанра – «Плач Адама», внесенный кирилло-белозерским писцом Ефросином в один из его сборников около 1470 г. (см. ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 136). Этот стих типичен для С. П. И по происхождению, и по бытованию. Он восходит к Постной Триоди и Синаксарю, к богослужениям «прощеного воскресенья», когда накануне Великого поста вспоминается грехопадение первого человека. Ефросин сделал в своем..

Стословец Геннадия

«Стословец» Геннадия – переводной памятник, представляющий собой подборку из ста сентенций, трактующих основные положения христианского вероучения и христианской морали. В списках С. Носит названия. «Святаго Геннадия, архиепископа Константинаграда, сто глав о святей вере». «Геннадия, архиепископа Константина-града Стословец». «Святаго Геннадия, патриарха константинопольского, о вере, еже убо православную веру имети...» и т. П. Начинается памятник словами. «Веруй в Отца и Сына и святаго Духа, тро..

Тайная Тайных

Тайная Тайных (в рукописях обычно без заглавия либо. «Аристотель премудрый». «Книга, нарицаемая тайны») – древнерусский вариант памятника, получившего широкое распространение в средневековой Европе и известного там под названием «Secretum Secretorum». Сочинение это восходит в конечном счете к арабскому оригиналу VIII–IX вв. И представляет собой собрание житейских наставлений по различным вопросам – от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македон..

Дополнительный поиск Стоглав Стоглав

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стоглав" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стоглав, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа