Феодор, игумен Симоновский

158

Феодор (в миру Иоанн) (ум. 28 XI 1394) – игумен Симоновский, затем архиепископ Ростовский, писатель, переводчик и иконописец. Ф. Родился в Радонеже в семье ростовского уроженца Стефана, влиятельного лица при дворе радонежского князя Андрея Иоанновича. Рано оставшись без матери, был воспитан и пострижен в монахи своим родным дядей Сергием Радонежским, прожив вместе с ним в монастыре более 22 лет, где получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Около 1370 г. Ф., по благословению Сергия, основал на окраине Москвы Симонов монастырь, игуменом которого и оставался долгое время.В 1374 г. Состоялось его (и Сергия Радонежского) личное знакомство с Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексею в качестве посланника константинопольского патриарха Филофея.

В 1378 г. Ф. И Сергий Радонежский ведут тайную от великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского переписку с Киприаном (бывшим тогда митрополитом Малой Руси и Литвы и жившим в Киеве) об утверждении его в Москве на митрополии «всея Руси» вопреки воле великого князя, но в согласии с правом наследования по митрополите Алексее.После Куликовской битвы Ф. Стал духовным отцом Дмитрия Донского. Впервые об этом упоминается в связи с направлением его в феврале 1381 г. Во главе посольства в Киев звать Киприана на Москву в качестве митрополита «всея Руси». С июня 1383 г. По конец 1384 – начало 1385 г. Ф. Живет в Константинополе, отпущенный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския».

В конце этой поездки Ф. Получает от константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, дававшие ему право подчиняться непосредственно самому византийскому патриарху, минуя русского митрополита. После получения зимой 1384–1385 гг. Послания из Киева от Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Ф. (в 1386 г.) добивается от великого князя разрешения на поездку туда же для выступления на соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Царьграде, он договаривается с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принимает от него сан архиепископа Ростовского (1386 г.). На родину он добирается в течение трех лет (прибыл к 1388 г.).

Весной 1389 г. Участвует в оппозиции митрополиту Пимену, вынудившей того вопреки воле князя пойти на соборный суд в Царьград, но, отправившись следом за Пименом, Ф. Сталкивается с ним в Кафе, где Пимен заключает его в тюрьму. После освобождения к Ф. Присоединяется Киприан, и 27 июня 1389 г. Оба они прибывают в Константинополь, где после низложения Пимена Киприан был восстановлен в правах митрополита «всея Руси». 6 марта 1390 г. Ф. Торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана.Согласно летописным источникам, к концу жизни Ф. Архиепископия его включала, кроме Ростова, Ярославль, Белоозеро, Устюг, Угличе Поле и Мологу. Ф. Был причислен к лику святых еще в XV в., и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак Ф.

Помещен в сборнике ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 1083, 1476–1483 гг.). Житие Ф. Задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна. Сохранилось позднее Житие Ф. С очерком судьбы Симоновского монастыря до нач. XVIII в., датированное 1723 г. (ГИМ, Синод. Собр., № 580). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) дается такой иконописный портрет Ф. «подобием брада поменьше Власиевой. В белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст».Ф., так же как «единомудренные» с Киприаном Сергий Радонежский и Дионисий Суздальский, принадлежал к числу сторонников «общежительного» движения среди русского монашества. Он был разносторонне образованным и одаренным человеком, тонким дипломатом.Тексты оригинальных произведений Ф.

Не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Ф. Совместно с Сергием Радонежским написал два послания митрополиту – в июне – нач. Октября 1378 г. И в кон. 1384 – нач. 1385 г. Кроме того, в 1386 г. Он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против Пимена. Послание Ф. 1384–1385 гг., направленное Киприану в Киев, должно было известить изгнанного из Москвы митрополита о результатах поездки в Константинополь Ф., ставшего тогда «первоигуменом», о Дионисии Суздальском, поставленном тогда митрополитом, и о вызове на суд вселенского собора митрополита Пимена.Ф. Занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений.

В работе Г. М. Прохорова «К истории литургической поэзии...» «пръвопрезвитеру» Ф. Атрибутируется перевод четырех произведений (там же дан перечень их списков). Канон на успение богородицы (С. 144, № 10), Канон в «глад и томление от скудства житнаго» (С. 145, № 17), Канон богородице о бездождии с акростихом (С. 142, № 1), молитва в бездождие (С. 146–147, № 2). Кроме того существуют списки еще трех переводов Ф. Чина малого освящения воды (ЦГАДА, собр. Московской Синодальной типографии, № 42), молитвы Филофея «на покрестьи» (ГБЛ, собр. МДА, № 183) и Канона-молебна богородице (ГИМ, Синод. Собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. –164). Последний перевод искусно выполнен в форме акростиха («краегранесия») и содержит неизвестный факт биографии автора о лишении Ф.

Святительского сана, происшедшем, очевидно, во время борьбы с Пименом («Канон-молебен ко пресвятей богородице, певаемь от лица незрящего человека. Творение Иоанна Евхаитскаго. Приведен же бысть на рускый язык от многогрешнаго и ради премногих различных зол и преступлений отриновенаго от церкви, от лица святительска, именем же Феодора, аще и недостойна, но рекше – презвитера»). Язык переводов Ф. Отличается простотой, четкостью и выразительностью. (Следует учесть, что И. У. Будовниц ошибочно отождествляет Ф. «протопресвитера» с Феодором, протопопом Благовещенского собора).Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Ф. Был известен и как живописец, оставивший после себя «многие иконы». На Москве были известны его письма иконы «Деисус на Болвановке у Николы святаго» и «образ» его дяди Сергия Радонежского (Барсуков.

Источники агиографии. Стб. 591–592). Живописью Ф. Занимался в основном в ранний период жизни в Московском Симоновом монастыре.Лит. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. СПб., 1861. Т. 2. С. 379. Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1866. Т. 4. С. 260. СПб., 1877. Т. 8. С. 47. Ключевский. Древнерусские жития. С. 92, 353–354. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стб. 149. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 591–592. Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 57–58, 63. Толстой М. В. Книга глаголемая о российских святых // ЧОИДР. 1887. Кн. 4, отд. 2. С. 95–97. № 227. Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид // Душеполезное чтение.

1891, май. С. 3–15. Июнь. С. 145–154. Июль. С. 303–315. Сергий. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. С. 369. РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 419–426. № 5. Стб. 212, 216–220. № 33. Федотов. Феодор // РБС. 1913. Т. 25. С. 313–316. Будовниц. Словарь. С. 102, 351, 353. Прохоров Г. М. 1) К истории литургической поэзии. Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 140, 142, 144–147. 2) Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 28, 54–60, 78, 104, 110–113, 166–188, 193–204, 224–228. Дробленкова Н. Ф. Феодор // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 169–171..

Значения в других словарях
Феогност, митрополит всея Руси

Феогност (ум. 14 III 1353 г.) – митрополит всея Руси, автор поучения и грамоты. Ф., по происхождению грек, был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси константинопольским патриархом Исайей в 1328 г. И в этом же году прибыл на Русь. Его предшественник, митрополит Петр, перед смертью (1326 г.) намечал в качестве своего преемника – по-видимому, в согласии с московским князем Иваном Даниловичем Калитой – некоего архимандрита Феодора, которого Е. Е. Голубинский считает архимандритом либо влад..

Феодор, автор канона или службы юродивому Максиму

Феодор (XVI в.) – автор канона или всей службы на обретение мощей московского юродивого Максима. В ряде списков XVI–XVII вв. (один из древнейших – ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 450/ 707, сборник служб к избранным праздникам – «Трефолой», XVI в., л. 462–468 об.) сохранилась служба на обретение мощей юродивого Максима, приуроченная к 13 августа. В нее входят стихиры, тропарь, канон с кондаком. В заглавии канона сказано. «Канон молебен преподобному Максиму. Творение Феодора (или «Феодорово»). Глас 4». ..

Феодор, переводчик

Феодор – переводчик «Книгы глаголемыя псалтырь», два списка которой (один полный и другой неполный) сохранились в сборниках известного кирилло-белозерского книгописца Ефросина. В обоих списках указано, что перевод сделан «Федором Новокрещеным» «милостию божию и здоровьем» Ивана III и «благословением и приказанием» митрополита Филиппа I (1466–1473 гг.). Сам Ф. Характеризуется в предисловии к переведенному им памятнику как «новокрещеной» и «познавший святое крещенье и православную веру християньск..

Феодор, протопоп Благовещенского собора

Феодор (2-я пол. XV в.) – протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, переводчик. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось. Его имя лишь однажды упоминают летописи под 1480 г. В сообщении о чудесном звоне колоколов ночью 11 апреля. «Да протопоп Феодор благовещенской туто же тогда был» (ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 205. М., 1965. Т. 12. С. 199–200).Совместно с Мануилом Дмитриевичем Ф. Перевел прение псевдо-Афанасия Александрийского с Арием (PG. 1857. Т. 28. Col. 439–502), о чем сообщает..

Дополнительный поиск Феодор, игумен Симоновский Феодор, игумен Симоновский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор, игумен Симоновский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор, игумен Симоновский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 26 символа