Феодосий Бывальцев
Феодосий Бывальцев (ум. 1475) – митрополит Московский, церковный деятель и публицист. До назначения на митрополию был архимандритом Чудова монастыря, с 1454 г. – архиепископом Ростовским. Отношения его с первым автокефальным русским митрополитом Ионой не были вполне дружественными – в 1456 г. Иона едва не лишил Ф. Сана за нарушение поста в монастыре. Однако после смерти Ионы в 1461 г. Было объявлено, что покойный митрополит избрал своим преемником Ф. Василий II сам утвердил Ф. В этом сане. Избрание и поставление Ф. Ознаменовало собой окончательное установление автокефалии русской церкви – уже Иона не имел утверждения византийского императора, а после падения Константинополя в 1453 г. Империя перестала существовать. Однако положение Ф.
Все еще было непрочным. Его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей. Одновременно с вступлением на престол Ф. Был сменен (после смерти тверского князя и вступления на престол его малолетнего сына) епископ тверской, и преемник его, поставленный в Москве, сразу же объявил о признании московского митрополита. Такое же обязательство было получено и от новгородского владыки. Летопись Авраамки, включающая новгородский летописный текст, именует Ф. «благоумным и честным» и особо отмечает его поставление на митрополию. Укреплению авторитета Ф. Несомненно должна была содействовать предпринятая при нем первая после разрыва с константинопольской патриархией попытка прямых сношений с греко-православной церковью.
В 1464 г. Ф. «по благословению. Иоакима, патриарха Иерусалимьского», назначил его племянника Иосифа митрополитом в Кесарию (в Палестине).Ф. Был автором ряда посланий (опубликованы в РИБ), слов и особого Сказания об исцелевшем хромце, помещенного в составе независимого летописного свода, отразившегося в Летописях Софийской II и Львовской. Как и принадлежащее ему Похвальное слово апостолам Петру и Павлу (опубликовано в «Исторических чтениях»), это сказание отражает влияние Григория Цамблака. Заслуживает внимания упоминание в Сказании о хромце «нахождения еретического» – речь идет, вероятнее всего, о не искорененном еще в Пскове и Новгороде движении стригольников. С борьбой против стригольнических традиций, возможно, связаны и послания Ф.
В Новгород и Псков в 1463–1464 гг. О неприкосновенности церковных имуществ.Стремление Ф. «нужею навести на божий путь» священников и мирских лиц окончилось, согласно известию летописного свода, поместившего его Сказание об исцелевшем хромце, неудачей. В 1464 г. Он вынужден был оставить митрополию – официально «ради тяжкого своего недуга», а по известию того же свода, из-за непопулярности введенных им строгих дисциплинарных мер. «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати. Он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь». После отставки Ф. Прожил более 10 лет и умер в Троицком монастыре.Изд. ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 325–330. СПб., 1910. Т. 20. С. 271–276. Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отд.
Академии наук 1852 и 1853 гг. / Публ. В. М. Ундольского. Вступ. Замечания И. И. Срезневского. СПб., 1854. С. 226–229. РИБ. СПб., 1880. Т. 6. № 74, 95, 96, 97, 98..
Дополнительный поиск Феодосий Бывальцев
На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий Бывальцев" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий Бывальцев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 18 символа