Феодосий Грек

143

Феодосий Грек (XII в.) – переводчик «епистолии» папы Льва I Флавиану, патриарху Константиноп., о ереси Евтихия (PL, Parisiis, 1846, t. 54, col. 756–780. Acta conciliorum œcumeniorum. Ed. E. Schwartz, t. 2, vol. 1, pars 1. Concilium universale Chalcedonense. Berolini et Lipsiae, 1933, p. 10–19) и автор предисловия и послесловия к этому сочинению.О том, что автор перевода – по происхождению грек, свидетельствует его обращение к патриарху («призываю же раб твой, инокый Феодосий, моего патриарха молитвы»). В предисловии к переводу («Сказании») в обычном самоуничижительном заявлении автор высказывает сомнения, достоин ли он браться за перевод, ибо «учившимся от млад ногот омирьскиим и риторьскыим книгам таково есть дело».

Это «общее место» восходит к византийской литературе (Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII–XIX вв. М. Л., 1964, с. 15) и отнюдь не характеризует круг чтения писателя, как утверждали некоторые ученые. Греческий оригинал «епистолии» получен был из Рима («Еже от Рима. Прииде. Богомудрая си и догматьская епистолия»). В «Сказании» переводчик говорит, что приняться за дело его побудил «кир» Николай, а в заключении пишет. «Христолюбивому и богородному Святоши вечная память». Из этого следует, что перевод сделан для черниговского князя Святослава (Святоши) Давидовича, который постригся в Печерском монастыре в 1106 г. Под именем Николая и о благочестивых подвигах которого имеется подробный рассказ в Патерике Киево-Печерском (см.

ПЛДР. XII век. М., 1980, с. 498–506). Видимо, князь-инок был любителем книг, поскольку в Патерике сказано. «Суть же и книгы его многыя и доныне». Из пожелания «вечной памяти» князю Святоше заключают, что перевод был закончен уже после его смерти (1142 г., день его смерти отмечается 14 октября). Ср., впрочем, возражения А. Лященко.Все остальные сведения о жизни и творчестве Ф. Г. Зиждятся на весьма шатких гипотезах и догадках. Ни на чем не основана догадка о том, что писатель приехал на Русь в свите Никифора, митрополита (1104 г.). Малоубедительно отождествление Ф. Г. С игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием (1142–1156 гг.). И. П. Еремин опроверг атрибуцию Ф. Г. Двух посланий князю Изяславу Ярославичу и обосновал их принадлежность Феодосию, игумену Киево-Печерского монастыря.

Не доказано также тождество «Феодоса», упоминаемого в «Вопрошании» Кирика (РИБ. СПб., 1908, т. 6, ч. 1. 2-е изд. Стб. 38), и Ф. Г. Нуждается в дополнительной аргументации предположение А. А. Шахматова о том, что Феодосий, переписавший «Поучение святаго Панкратия о крещении обеда и пития», есть Ф. Г. Предположение это основано на том, что христианское имя Святослава Давидовича (в миру) было Панкратий. Попытки приписать Ф. Г. Некоторые другие сочинения – Житие князя Владимира (см. Память и Похвала князю Владимиру), поучение «о казнях божиих» (см. Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря), поучение в субботу сыропустную – не выдерживают критики.Перевод «епистолии» Льва I известен на сегодняшний день в единственном списке (ГИМ, собр.

Уварова, № 1772/509, XV в.), по которому он был опубликован О. Бодянским. Перевод этот входит в состав статьи «О четвертемъ сборе, иже в Халкидоне, слово святых отець, шьстисот и тридесят» (л. 299 об.–310).Изд. Бодянский О. Славянорусские сочинения в пергаменном сборнике И. Н. Царского. – ЧОИДР, 1848, год. 3, № 7, с. XV–XXII, 1–20..

Значения в других словарях
Феодорит, архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря

Феодорит (1489/1490 – 17 VIII 1570) – архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, «просветитель» лопарей, переводчик. Сведения о нем ограничиваются Житием Феодорита, составленным А. М. Курбским, которое было им включено в конец «Истории о великом князе Московском», и несколькими документами, в том числе грамотами из царского архива и посольского приказа. Курбский писал Житие с целью представить своего «духовного отца» Ф. Невинным мучеником, жертвой расправ Ивана Грозного, поэтому Житию свойственн..

Феодосий Бывальцев

Феодосий Бывальцев (ум. 1475) – митрополит Московский, церковный деятель и публицист. До назначения на митрополию был архимандритом Чудова монастыря, с 1454 г. – архиепископом Ростовским. Отношения его с первым автокефальным русским митрополитом Ионой не были вполне дружественными – в 1456 г. Иона едва не лишил Ф. Сана за нарушение поста в монастыре. Однако после смерти Ионы в 1461 г. Было объявлено, что покойный митрополит избрал своим преемником Ф. Василий II сам утвердил Ф. В этом сане. Избра..

Феодосий, автор Жития Александра Ошевенского

Феодосий (2-я пол. XVI в.) – автор Жития Александра Ошевенского («Месяца априля в 20 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Александра, составльшаго пречестен монастырь над рекою Чюрьюгою, во области града Каргополя, близ дышущаго моря окияна. Списано иеромонахом Феодосием тоя же обители. Благослови отче»). Ф. – сын священника того села, где родился Александр. Уже здесь в детстве он слышал об Александре Ошевенском, о котором рассказывал его отцу сын старшего брата Александра Амбросия, «з..

Феодосий, автор Сказания о чуде епископа Тверского

Феодосий (2-я пол. XVI в.) – инок, автор сказания о чуде епископа Тверского Арсения. В первом чуде, добавленном к Житию Арсения, имеется авторская приписка, в которой сообщается, что это было описано в 1566 г. Иноком Ф. Со слов монахов Желтикова монастыря и что автор сам видел человека, с которым совершилось чудо (рукопись ГБЛ, собр. Ундольского, № 286, л. 8). Никаких других известий о Ф. Не сохранилось.Судя по примечанию к описанию рукописи из собрания Уварова № 339, содержащей Житие епископа А..

Дополнительный поиск Феодосий Грек Феодосий Грек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий Грек" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий Грек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа