Феодосий, архиепископ Новгородский

166

Феодосий (1491 – 26 II 1563) – архиепископ Новгородский, автор посланий, книгописец. Около 1523 г. Ф. Постригся в Иосифо-Волокодамском монастыре, где состоял клириком. Уже здесь он обратил на себя внимание великого князя, ибо по непосредственному распоряжению Василия III 21 ноября 1531 г. Ф. Назначается игуменом Новгородского Хутынского монастыря (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 62). Ф. Проявил себя рачительным иерархом, построив в монастыре каменную церковь святого Георгия. Об авторитете его свидетельствует тот факт, что в 1539 г. Хутынский настоятель входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол (ААЭ. 1836. Т. 1. № 184. С. 161). Вскоре, когда новгородский владыка Макарий возглавил Русскую церковь, Ф. Стал его преемником на архиепископской кафедре (с 18 июня 1542 г.).

Ф. Активно поддерживал внешнюю политику правительства, воодушевляя Ивана Грозного на войну с Казанью. Уже на смертном одре он благословил игумена Волоколамского монастыря Леонида на участие в Полоцком походе. Ф. Принимал участие и в заседаниях Стоглавого собора. Однако в мае 1551 г., по-видимому за какие-то злоупотребления, царь свел новгородского архиепископа с престола (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 232). Доживал свои дни Ф. В Волоколамском монастыре.Помимо чисто деловых документов (см., например, его жалованные грамоты от 24 января 1543 г. И 30 июля 1549 г. АИ. Т. 1. № 142, 150. С. 207–208, 217), сохранилось много посланий и грамот Ф., носящих следы определенной литературной обработки. Некоторые из них до сих пор не опубликованы.

Основной корпус посланий Ф. Дошел в составе сборника ГПБ, Q.XVII.50, составленного учеником новгородского архиепископа Евфимием Турковым, которому принадлежит также записка о последних днях жизни учителя. А. А. Зимин насчитывает 20 посланий и грамот, несомненно написанных Ф. 1) Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533 г.) – издано в АИ (Т. 1. № 294). 2) Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535 г.) – издано в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 30). 3) Грамота боярину В. Г. Морозову о холмогорских попах (около 1542 г.) – издана в ДРВ. 4) Послание во Псков (1542–1551 гг.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Соф. Собр., № 1480. 5) Грамота в Корелу (15 января 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 32).

6) Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексея (22 февраля 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 34). 7) Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 35). 8) Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545 г.) – издана в АИ (Т. 1. № 298). 9) Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50. 10–12) Три послания Ивану IV по случаю Казанского похода (1545–1546 гг.) – первое издано в ДАИ (Т. 1. № 37, I), второе в ДРВ, третье – в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 37, II). 13) Грамота Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т.

1. № 38). 14) Послание Ивану IV с просьбой принять меры к прекращению корчемства в Новгороде (1547 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 41). 15) Послание неизвестному боярину с благодарностью за убережение софийских боярских детей от участия в Казанском походе (1547–1551 гг.) – издано в ДАИ (Т. 1. № 42). 16) Послание Ивану IV по случаю Казанского похода (1547–1552 гг.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430. 17) Грамота в Вотскую пятину (8 июня 1548 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 43). 18) Послание неизвестному игумену о голоде и пьянстве монахов (30 июня 1550 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430. 19) Послание в защиту монастырского землевладения (около 1550 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод.

Собр., № 791. 20) Послание неизвестному вельможе (около 1563 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50. Кроме того, А. А. Зимин считает Ф. Автором еще двух посланий. 21) Послание митрополиту Макарию (около 1550 г.) – издано В. Жмакиным. 22) Послание Герману Полеву (после мая 1551 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. Собр., № 791. А. Д. Седельников атрибутирует Ф., правда бездоказательно, еще одно послание Макарию (не опубликовано, читается в сборниках ГПБ, Q.XVII.50 и ГИМ, собр. Щукина, № 468). Все в том же сборнике Евфимия Туркова сохранилось предсмертное «послание духовное» Ф. К вельможам и властям (не опубликовано). Новгородскому архиепископу приписывается, наконец, рассказ о чуде с новгородским священником Исайей, который относился без должного уважения к Иосифо-Волоколамскому монастырю (издан К.

И. Невоструевым). Следует еще отметить, что по инициативе Ф. В 1544–1545 гг. Игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители Александра Свирского.В литературе обращалось внимание на то, что в своих посланиях Ф. Охотно использовал произведения и современников, и предшественников. В частности, послание в Вотскую пятину против языческих обрядов списано с грамоты архиепископа Макария – будущего митрополита. Грамота в Устюжну в значительной части составлена по «Поучению к попом», приписываемому митрополиту Кириллу II. Часть послания царю о корчмах заимствована из послания великому князю Иосифа Волоцкого. Грамота Ф. Во Псков копирует грамоту игумена Елеазарова монастыря Памфила псковским наместникам.

В послании Макарию, которое, согласно А. Д. Седельникову, написано Ф., обнаруживается заимствование из «Слова кратка», обычно атрибутируемого доминиканцу Вениамину. Эти заимствования, как думает А. А. Зимин, облегчались тем, что под руками у Ф. Был какой-то формулярник. И в заимствованиях, и в оригинальных текстах новгородского архиепископа обнаруживается его основательная начитанность. В послание о монастырском землевладении он включил известную грамоту императора Константина папе Сильвестру. Вдохновляя Ивана Грозного на Казанский поход, Ф. Ссылается на царя Давида, императора Константина, а также на первых русских князей «Игоря, и Святослава, и Владимера, иже и на греческих царех дани имаху». В грамоте В. Г. Морозову (в значительной части воспроизведенной в его же послании митрополиту Макарию, написанном около 1550 г.) Ф.

Благодарит адресата за письмо, которое «в начале сота сладостно умедвено, а Омеровым именем подкреплено, и афинейским мудрованием украшено». Сочинения Ф. Оказали влияние на творения митрополита Макария. Первая часть митрополичьего ответа Ивану IV о монастырских землях заимствована из послания новгородского архиепископа на ту же тему.Ф. Был довольно активным книгописцем. Согласно Б. М. Клоссу, рукой архиепископа частично переписаны рукописи ГБЛ, Волок. Собр., ф. 113, № 514 (л. 223–223 об., 226 об., 233 об.–235 об., 238 об. И др.), № 572 (л. 234 об.). ГПБ, Q.XVII.50 (л. 273 об., 341–342, 343. По данным Р. П. Дмитриевой, автограф Ф. – л. 267–273, 341–345 об.). А. А. Зимин полагал, что Ф. Переписал целиком сборник ГИМ, Синод. Собр., № 791. По Б. М.

Клоссу – этот сборник частично переписан Евфимием Турковым и Дмитрием Лапшиным. Последний исследователь этого кодекса А. И. Плигузов подверг сомнению сообщения записи на л. 1 («...смиреный архиеписков (!) Феодосие Великого Новагорода и Пъскова руку свою приложил лета 7051 февраля в 22 день»), датируя основную часть рукописи 1560-ми гг. И утверждая, что здесь нет почерка Ф., что рукопись, помимо Евфимия Туркова и Дмитрия Лапшина, копировали Феодосии Плещеев и инок Иеремия. По наблюдениям Р. П. Дмитриевой, Ф. Участвовал в составлении еще одного сборника – ГИМ, Епарх. Собр., № 416, Сохранился также ряд, рукописей, написанных по заказу Ф.Изд. ДРВ. 1790. Ч. 14. С. 156–176, 213–216, 238–244, 260–265. АИ. 1841. Т. 1. № 294, 298. С. 537–538, 541–544.

ДАИ. 1846. Т. 1, № 30, 32, 34, 35, 37, 38, 41–43. С. 30–31, 33–34, 35–38, 38–40, 55–60. Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1868 // Отчет о двенадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1870. С. 166–168. Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 57–62..

Значения в других словарях
Феодосий, автор Жития Александра Ошевенского

Феодосий (2-я пол. XVI в.) – автор Жития Александра Ошевенского («Месяца априля в 20 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Александра, составльшаго пречестен монастырь над рекою Чюрьюгою, во области града Каргополя, близ дышущаго моря окияна. Списано иеромонахом Феодосием тоя же обители. Благослови отче»). Ф. – сын священника того села, где родился Александр. Уже здесь в детстве он слышал об Александре Ошевенском, о котором рассказывал его отцу сын старшего брата Александра Амбросия, «з..

Феодосий, автор Сказания о чуде епископа Тверского

Феодосий (2-я пол. XVI в.) – инок, автор сказания о чуде епископа Тверского Арсения. В первом чуде, добавленном к Житию Арсения, имеется авторская приписка, в которой сообщается, что это было описано в 1566 г. Иноком Ф. Со слов монахов Желтикова монастыря и что автор сам видел человека, с которым совершилось чудо (рукопись ГБЛ, собр. Ундольского, № 286, л. 8). Никаких других известий о Ф. Не сохранилось.Судя по примечанию к описанию рукописи из собрания Уварова № 339, содержащей Житие епископа А..

Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря

Феодосий (ок. 1036 – 3 V 1074 г.) – игумен Киево-Печерского монастыря, церковно-политический деятель, автор поучений. Ф. Родился в состоятельной семье в г. Васильеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. Отец Ф. Умер, когда ему было 13 лет. С отроческих лет Ф. Отличался необычайной религиозностью, своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери. В 1055–1056 гг. Покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он п..

Феодосий, инок Успенского Желтикова монастыря

Феодосий (XV в.) – инок Успенского Желтикова монастыря, автор канона и стихир тверскому епископу Арсению, возможно и Жития Арсения. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось.В списке службы Арсению (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 146, сер. XVI в.), где Арсений назван «новым чудотворцем», имеется приписка, в которой сообщается, что канон и стихиры составлены в 1483 г. В Желтикове монастыре «по благословению» тверского епископа Вассиана «рукою многогрешнаго инока Феодосия» (Востоков. Описание. ..

Дополнительный поиск Феодосий, архиепископ Новгородский Феодосий, архиепископ Новгородский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий, архиепископ Новгородский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий, архиепископ Новгородский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 34 символа