Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря
Феодосий (ок. 1036 – 3 V 1074 г.) – игумен Киево-Печерского монастыря, церковно-политический деятель, автор поучений. Ф. Родился в состоятельной семье в г. Васильеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. Отец Ф. Умер, когда ему было 13 лет. С отроческих лет Ф. Отличался необычайной религиозностью, своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери. В 1055–1056 гг. Покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он постригся в монахи и поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием. Ф. Явился одним из создателей Киево-Печерского монастыря и был его вторым (после Варлаама) игуменом (с 1062 г. До смерти). Под руководством и по инициативе Ф.
Были возведены многие монастырские строения, в том числе знаменитый Успенский собор (завершен в 1078 г.). Ф. Активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 г. Подробный рассказ о жизни Ф., где наряду с легендарными мотивами отразились и действительные факты его биографии, содержится в обширном житии, написанном Нестором, биографические сведения о нем имеются также в Повести временных лет (в статьях 1051, 1073, 1074 гг. В статье 1091 г. Повествуется о перенесении мощей его, в статье 1108 г. О внесении его имени в синодик для поминания) и в Патерике Киево-Печерском.Ф. Приписывалось более двадцати различных произведений, однако с достаточным основанием можно считать его автором двух посланий, восьми поучений и одной молитвы.
О популярности творчества Ф. Можно судить как по большой распространенности его произведений, так и по фактам проникновения его послания к Изяславу и поучения «о хождении к церкви и о молитве» в сербскую литературу.Послание Ф. Князю Изяславу Ярославичу («Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря»), сохранившееся в двух списках (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 4/1081, кон. XIV – нач. XV в. И ГПБ, Соф. Собр., № 1285, XV в.), представляет собой ответ Ф. На вопрос князя Изяслава (1054–1073 гг.), можно ли по воскресным дням есть мясо. Хотя А. А. Шахматов, А. И. Лященко, Г. П. Бельченко и некоторые другие сомневались в авторстве Феодосия (приписывая поучение Феодосию Греку), характер вопроса свидетельствует о написании памятника именно в ранний период русского христианства.
К тому же оба списка указывают на Ф. Как автора и Изяслава Ярославича как адресата послания. К тому же князю адресовано и другое послание Изяславу («Слово святаго Феодосья игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и о латыньской»), написанное, как полагают, в 1069 г., и сохранившееся в тех же сборниках, что и предыдущее, а также в ряде списков более позднего времени. Это послание было использовано в летописи – в так называемом «исповедании веры», читавшемся уже в Начальном своде 1095 г.Большинство исследователей приписывает Ф. Также следующие поучения. «о терпении и о любви», «о терпении и о любви и о посте», «о терпении и милостыни», «о терпении и о смирении», «о хождении к церкви и о молитве», «о душевной ползе» (нач.
«Аз, грешный и ленивый, погребый свой талант в земли...»), другое поучение «о ползе душевной» (нач. «Тем убо аз ныне дръзнух се писати вам...») и поучение («слово») «к келарю». Пять из названных поучений входят в состав пергаменного сборника середины XV в. (ГБЛ, собр. Румянцева, № 406), а также читаются в иных более поздних списках. «Поучению к келарю» обнаружено в сборнике ГПБ, Соф. Собр., № 1262, XIV–XV в. И других списках того же времени и последующих веков. Сомнения в принадлежности Ф. Вызывает, по мнению И. П. Еремина, лишь первое из поучений «о душевной пользе», так как в нем обнаруживается несвойственный другим произведениям этого автора «налет риторики». Хотя атрибуция названных поучений Ф. Была предложена еще в середине XIX в.
С. П. Шевыревым и Макарием, сомнения в авторстве того или иного произведения все же возможны.Молитва Ф. «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым по древнейшему списку – Псалтири 1296 г. (ГИМ, Синод. Собр., № 235). Она известна в многочисленных списках.Помимо названных произведений Ф. Приписывалось также поучение «о казнях божиих», частично входящее в состав ПВЛ и ряд других слов и поучений и молитв (см. Никольский. Повременный список, с. 170–179, 181–188, 195–197). Произведения Ф. Неоднократно издавались. Лучшее издание двух посланий, восьми поучений и молитвы, с наибольшим вероятием приписываемых Ф., осуществлено в 1947 г. И. П. Ереминым.Изд. Макарий, еп. Сочинения преподобного Феодосия Печерского в подлинном тексте.
– Учен. Зап. II отд. Имп. АН, 1856, кн. 2, вып. 2, № 11, с. 193–224. Буслаев Ф. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки. – В кн. Матер. Для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855, с. 23–29. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией проф. А. И. Пономарева. СПб., 1894, вып. 1, с. 26–46. Яцимирский А. И. Из славянских рукописей. Тексты и заметки. М., 1898, с. 1–30. Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. Никольский Н. Сербский список поучений о хождении к церкви и о молитве, приписываемый св. Феодосию Печерскому. – Библиографическая летопись. СПб., 1915, т. 2, отд. 2, с. 68–71. Еремин И.
П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах). – ТОДРЛ, 1935, т. 2, с. 21–38. 2) Литературное наследие Феодосия Печерского. – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 159–184..
Дополнительный поиск Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря
На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 43 символа