Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря

152

Феодосий (ок. 1036 – 3 V 1074 г.) – игумен Киево-Печерского монастыря, церковно-политический деятель, автор поучений. Ф. Родился в состоятельной семье в г. Васильеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. Отец Ф. Умер, когда ему было 13 лет. С отроческих лет Ф. Отличался необычайной религиозностью, своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери. В 1055–1056 гг. Покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он постригся в монахи и поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием. Ф. Явился одним из создателей Киево-Печерского монастыря и был его вторым (после Варлаама) игуменом (с 1062 г. До смерти). Под руководством и по инициативе Ф.

Были возведены многие монастырские строения, в том числе знаменитый Успенский собор (завершен в 1078 г.). Ф. Активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 г. Подробный рассказ о жизни Ф., где наряду с легендарными мотивами отразились и действительные факты его биографии, содержится в обширном житии, написанном Нестором, биографические сведения о нем имеются также в Повести временных лет (в статьях 1051, 1073, 1074 гг. В статье 1091 г. Повествуется о перенесении мощей его, в статье 1108 г. О внесении его имени в синодик для поминания) и в Патерике Киево-Печерском.Ф. Приписывалось более двадцати различных произведений, однако с достаточным основанием можно считать его автором двух посланий, восьми поучений и одной молитвы.

О популярности творчества Ф. Можно судить как по большой распространенности его произведений, так и по фактам проникновения его послания к Изяславу и поучения «о хождении к церкви и о молитве» в сербскую литературу.Послание Ф. Князю Изяславу Ярославичу («Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря»), сохранившееся в двух списках (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 4/1081, кон. XIV – нач. XV в. И ГПБ, Соф. Собр., № 1285, XV в.), представляет собой ответ Ф. На вопрос князя Изяслава (1054–1073 гг.), можно ли по воскресным дням есть мясо. Хотя А. А. Шахматов, А. И. Лященко, Г. П. Бельченко и некоторые другие сомневались в авторстве Феодосия (приписывая поучение Феодосию Греку), характер вопроса свидетельствует о написании памятника именно в ранний период русского христианства.

К тому же оба списка указывают на Ф. Как автора и Изяслава Ярославича как адресата послания. К тому же князю адресовано и другое послание Изяславу («Слово святаго Феодосья игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и о латыньской»), написанное, как полагают, в 1069 г., и сохранившееся в тех же сборниках, что и предыдущее, а также в ряде списков более позднего времени. Это послание было использовано в летописи – в так называемом «исповедании веры», читавшемся уже в Начальном своде 1095 г.Большинство исследователей приписывает Ф. Также следующие поучения. «о терпении и о любви», «о терпении и о любви и о посте», «о терпении и милостыни», «о терпении и о смирении», «о хождении к церкви и о молитве», «о душевной ползе» (нач.

«Аз, грешный и ленивый, погребый свой талант в земли...»), другое поучение «о ползе душевной» (нач. «Тем убо аз ныне дръзнух се писати вам...») и поучение («слово») «к келарю». Пять из названных поучений входят в состав пергаменного сборника середины XV в. (ГБЛ, собр. Румянцева, № 406), а также читаются в иных более поздних списках. «Поучению к келарю» обнаружено в сборнике ГПБ, Соф. Собр., № 1262, XIV–XV в. И других списках того же времени и последующих веков. Сомнения в принадлежности Ф. Вызывает, по мнению И. П. Еремина, лишь первое из поучений «о душевной пользе», так как в нем обнаруживается несвойственный другим произведениям этого автора «налет риторики». Хотя атрибуция названных поучений Ф. Была предложена еще в середине XIX в.

С. П. Шевыревым и Макарием, сомнения в авторстве того или иного произведения все же возможны.Молитва Ф. «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым по древнейшему списку – Псалтири 1296 г. (ГИМ, Синод. Собр., № 235). Она известна в многочисленных списках.Помимо названных произведений Ф. Приписывалось также поучение «о казнях божиих», частично входящее в состав ПВЛ и ряд других слов и поучений и молитв (см. Никольский. Повременный список, с. 170–179, 181–188, 195–197). Произведения Ф. Неоднократно издавались. Лучшее издание двух посланий, восьми поучений и молитвы, с наибольшим вероятием приписываемых Ф., осуществлено в 1947 г. И. П. Ереминым.Изд. Макарий, еп. Сочинения преподобного Феодосия Печерского в подлинном тексте.

– Учен. Зап. II отд. Имп. АН, 1856, кн. 2, вып. 2, № 11, с. 193–224. Буслаев Ф. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки. – В кн. Матер. Для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855, с. 23–29. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией проф. А. И. Пономарева. СПб., 1894, вып. 1, с. 26–46. Яцимирский А. И. Из славянских рукописей. Тексты и заметки. М., 1898, с. 1–30. Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. Никольский Н. Сербский список поучений о хождении к церкви и о молитве, приписываемый св. Феодосию Печерскому. – Библиографическая летопись. СПб., 1915, т. 2, отд. 2, с. 68–71. Еремин И.

П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах). – ТОДРЛ, 1935, т. 2, с. 21–38. 2) Литературное наследие Феодосия Печерского. – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 159–184..

Значения в других словарях
Феодосий, автор Сказания о чуде епископа Тверского

Феодосий (2-я пол. XVI в.) – инок, автор сказания о чуде епископа Тверского Арсения. В первом чуде, добавленном к Житию Арсения, имеется авторская приписка, в которой сообщается, что это было описано в 1566 г. Иноком Ф. Со слов монахов Желтикова монастыря и что автор сам видел человека, с которым совершилось чудо (рукопись ГБЛ, собр. Ундольского, № 286, л. 8). Никаких других известий о Ф. Не сохранилось.Судя по примечанию к описанию рукописи из собрания Уварова № 339, содержащей Житие епископа А..

Феодосий, архиепископ Новгородский

Феодосий (1491 – 26 II 1563) – архиепископ Новгородский, автор посланий, книгописец. Около 1523 г. Ф. Постригся в Иосифо-Волокодамском монастыре, где состоял клириком. Уже здесь он обратил на себя внимание великого князя, ибо по непосредственному распоряжению Василия III 21 ноября 1531 г. Ф. Назначается игуменом Новгородского Хутынского монастыря (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 62). Ф. Проявил себя рачительным иерархом, построив в монастыре каменную церковь святого Георгия. Об авторитете е..

Феодосий, инок Успенского Желтикова монастыря

Феодосий (XV в.) – инок Успенского Желтикова монастыря, автор канона и стихир тверскому епископу Арсению, возможно и Жития Арсения. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось.В списке службы Арсению (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 146, сер. XVI в.), где Арсений назван «новым чудотворцем», имеется приписка, в которой сообщается, что канон и стихиры составлены в 1483 г. В Желтикове монастыре «по благословению» тверского епископа Вассиана «рукою многогрешнаго инока Феодосия» (Востоков. Описание. ..

Филипп I, митрополит Московский

Филипп I (ум. 1473) – митрополит Московский, церковный деятель и публицист. До назначения на митрополию был епископом Суздальским. В 1464 г. Митрополит Феодосий, вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на свое место Ф. Иван III и собор избрали его митрополитом. При Ф. Продолжалась начатая еще при его предшественниках борьба против западнорусских митрополитов и за объединение митрополии под московской властью. В кон. 60 – нач. 70-х гг. Борьба эта осложнилась из-за того, что западно..

Дополнительный поиск Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 43 символа