Филипп I, митрополит Московский

140

Филипп I (ум. 1473) – митрополит Московский, церковный деятель и публицист. До назначения на митрополию был епископом Суздальским. В 1464 г. Митрополит Феодосий, вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на свое место Ф. Иван III и собор избрали его митрополитом. При Ф. Продолжалась начатая еще при его предшественниках борьба против западнорусских митрополитов и за объединение митрополии под московской властью. В кон. 60 – нач. 70-х гг. Борьба эта осложнилась из-за того, что западнорусский митрополит Григорий Болгарин отрекся от унии с «латинами» и получил от константинопольского патриарха Дионисия (жившего под властью султана) признание в качестве единственного «митрополита истинного правого по всей Руской земли».

Дионисий заявил, что «великая зборная наша церковь не имает, а ни держит, а ни именует за митрополитов» Иону и его преемников. Возникала опасность, что Григорий может быть признан и в других русских землях. Характерно, что ни Летопись Новгородская IV, ни Летопись Авраамки, отражающие новгородское летописание того времени, не упоминают митрополита Ф. Вместе с Иваном III Ф. Обратился к новгородцам в 1471 г. С призывом не признавать литовского киевского митрополита и поддержал великого князя в походе на Новгород. Другим великим событием, произошедшим во время пребывания Ф. На митрополичьем престоле, была вторая женитьба Ивана III в 1472 г. Вопреки своим «антилатинским» лозунгам при походе на Новгород великий князь женился на гречанке-униатке Зое (Софии) Палеолог, воспитаннице римского папы, приехавшей в сопровождении «Антония лягатоса» – папского посла Антонио Бонумбре.

Официальная великокняжеская летопись сообщает о том, что Ф. Воспротивился въезду Антония в Москву, но утверждает, что именно митрополит венчал Ивана III. Однако неофициальный свод, дошедший в составе Летописей Софийской II и Львовской, отрицает участие Ф. В этой церемонии. «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле...». Незадолго до смерти Ф. Начал строительство главного храма страны – Успенского собора.Ф. Был автором ряда посланий. Послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, сходного с посланием Феодосия на ту же тему, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468–1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г. Против признания западнорусского митрополита (второе из них было связано с подготовлявшимся уже походом Ивана III) и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони.

В послании во Псков Ф. Давал согласие на построение в городе шестого собора, в послании троицкому игумену просил о прощении некоего старца Памвы. К числу литературных предприятий Ф. Относится также поручение, данное им и великим князем новокрещенному еврею Феодору, перевести с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»). Возможно, что это поручение связано с усилившимся при Ф. Стремлением к установлению автокефалии русской церкви и связанным с такой политикой стремлением отойти от исключительной опоры на греческие церковные памятники.Изд. РИБ. СПб., 1880. Т. 6, № 101–104. АИ. Т. 1, № 278, 280–283. Дружинин В. Г. Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века. СПб., 1909. С. 114–117 (отд. Отт. ЛЗАК. Вып. 21)..

Значения в других словарях
Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря

Феодосий (ок. 1036 – 3 V 1074 г.) – игумен Киево-Печерского монастыря, церковно-политический деятель, автор поучений. Ф. Родился в состоятельной семье в г. Васильеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. Отец Ф. Умер, когда ему было 13 лет. С отроческих лет Ф. Отличался необычайной религиозностью, своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери. В 1055–1056 гг. Покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он п..

Феодосий, инок Успенского Желтикова монастыря

Феодосий (XV в.) – инок Успенского Желтикова монастыря, автор канона и стихир тверскому епископу Арсению, возможно и Жития Арсения. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось.В списке службы Арсению (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 146, сер. XVI в.), где Арсений назван «новым чудотворцем», имеется приписка, в которой сообщается, что канон и стихиры составлены в 1483 г. В Желтикове монастыре «по благословению» тверского епископа Вассиана «рукою многогрешнаго инока Феодосия» (Востоков. Описание. ..

Филипп II, митрополит Московский и всея Руси

Филипп II (в миру Федор Степанович Колычев) (11 II 1507 – 23 XII 1569) – митрополит Московский и всея Руси, инициатор описания новых чудес Зосимы и Савватия соловецких, автор грамот. О жизни митрополита Ф., в особенности о годах управления им русской церковью и его столкновении с царем Иваном Грозным, рассказывают неравноценные источники. Житие Филиппа митрополита, написанное лишь в 1590-х гг., поздний Соловецкий летописец, «История» князя А. М. Курбского, который часто опирался на недостоверные..

Филипп Петров

Филипп Петров (кон. XV в.) – дьякон, автор написанного около 1491 г. Донесения архиепископу новгородскому Геннадию о приходе в Псков католических («из немец») монахов и прении с ними псковских священников, отринувших их веру и назвавших восьмой (Ферраро-Флорентийский) собор «окаянным сборищем». Донесение Ф. Было напечатано по разным спискам.Изд. ДРВ. Ч. 14. С. 216–218. АИ. Т. 1, № 286, С. 522–523.. ..

Дополнительный поиск Филипп I, митрополит Московский Филипп I, митрополит Московский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филипп I, митрополит Московский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филипп I, митрополит Московский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 31 символа