Филофей, автор канонов

152

Филофей (XVI в.) – автор канонов иконе Чирской богоматери и перенесению мощей Всеволода-Гавриила.В рукописной традиции XVI–XVII вв. Встречаются каноны двум псковским праздникам – знамению Чирской богоматери (16 июня) и обретению мощей князя Всеволода-Гавриила (27 ноября). В некоторых рукописях имеется указание, что их автором был Ф. «И святому князю Гаврилу канон на обретение мощей. Творение Филофея прозвитера» (ГБЛ, ф. 256, № 397, 2-я пол. XVI в., л. 87, стб. 1). «...канон благодарствен пресвятей богородицы творение Филофиево, ему же краегранесие сицево. Дажь ми слово божии въсхвалити рождьшую тя» (ГБЛ, ф. 256, № 397, л. 291 об., стб. 2). «Канон богородицы с ырмосом. Творение Филофеево. Ему же краегранесие сицево. Даи же ми глагол слове божии пети новый праздник угодника твоего блаженаго князя Гавриила пренесение» (ГПБ, Q.I.70, XVII в., л.

9).Первым обратил внимание на имя автора А. X. Востоков и высказал предположение, не является ли составитель канонов Ф. Старцем Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем, автором известных посланий к Михаилу Мисюрю Мунехину. Филарет Гумилевский без сомнений считал автора посланий Филофея и составителем канонов, а также Повести о Чирской богоматери. В. О. Ключевский обратил внимание на то, что в 9-м чуде Жития Евфросина Псковского редакции Василия-Варлаама (1547 г.) упоминается игумен Елеазаровского монастыря Филофей, при нем постригся в монахи раскаявшийся разбойник Василий Темные Очи. Датировка чуда приблизительна. Не позже 1542 г., когда игуменом был уже Нил. Таким образом, деятельность игумена Филофея и старца Ф.

Протекала приблизительно в одно и то же время. В. О. Ключевский не видел достаточных оснований для решения вопроса о том, являются ли игумен Филофей и старец Ф. Одним и тем же лицом и кому из них принадлежит составление канонов. В. Малинин считал, что старец Филофей, автор посланий, и игумен Филофей, упоминаемый в Житии Евфросина, – одно и то же лицо, но отрицал возможность составления им канонов псковским праздникам. Таким образом, в исследованиях нет точного ответа на вопрос, кто был Ф.– составитель канонов, когда и где он писал. Каноны Ф. Не изданы.Лит. Востоков. Описание. С. 597–598. Ключевский. Древнерусские жития. С. 249. Филарет. Обзор. № 122. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование.

Киев, 1901. С. 755–756..

Значения в других словарях
Филипп Петров

Филипп Петров (кон. XV в.) – дьякон, автор написанного около 1491 г. Донесения архиепископу новгородскому Геннадию о приходе в Псков католических («из немец») монахов и прении с ними псковских священников, отринувших их веру и назвавших восьмой (Ферраро-Флорентийский) собор «окаянным сборищем». Донесение Ф. Было напечатано по разным спискам.Изд. ДРВ. Ч. 14. С. 216–218. АИ. Т. 1, № 286, С. 522–523.. ..

Филофей Пирогов

Филофей Пирогов (кон. XVI в.) – инок Герасимо-Болдинского монастыря, автор Жития Нила Столобенского, умершего 7 декабря 1555 г. На острове Столобном, где он подвизался последние двадцать семь лет жизни. Ф. Рассказывает в Житии Нила, как он два года собирался его написать, но не имел о Ниле необходимых сведений. Наконец, на соборе, созванном в Москве в 1598 г. Для утверждения на царство Бориса Федоровича Годунова, игумен Герасимо-Болдинского монастыря Феоктист встретил инока Германа, прожившего н..

Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря

Филофей (1-я пол. XVI в.) – монах Псковского Елеазарова монастыря, писатель-публицист, автор посланий. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось. Наиболее надежно Ф. Атрибутируются послания псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину. Послание по случаю морового поветрия, Послание на противящихся божьей воле и Послание на звездочетцев. Первые два послания В. Малинин характеризует как две редакции, причем вторая редакция, по его мнению, написана самим же Ф. И послана была Мунехину как..

Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче

Фома (XV в.) – инок, автор Похвального слова о тверском великом князе Борисе Александровиче («Смиреннаго инока Фомы слово похвалное о благоверном великом князи Борисе Александровиче»), написанного около 1453 г. Об иноке Ф. Ничего не известно. Опираясь на текст самого Слова, можно только сказать, что это было лицо, близкое к князю Борису Александровичу (1425–1461 гг.) и хорошо знакомое с его двором. А. А. Шахматов считал его летописцем княжения Бориса Александровича. Из характеристики, данной авт..

Дополнительный поиск Филофей, автор канонов Филофей, автор канонов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филофей, автор канонов" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филофей, автор канонов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 22 символа