Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря

186

Филофей (1-я пол. XVI в.) – монах Псковского Елеазарова монастыря, писатель-публицист, автор посланий. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось. Наиболее надежно Ф. Атрибутируются послания псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину. Послание по случаю морового поветрия, Послание на противящихся божьей воле и Послание на звездочетцев. Первые два послания В. Малинин характеризует как две редакции, причем вторая редакция, по его мнению, написана самим же Ф. И послана была Мунехину как второе послание. Обычно в научной литературе о них говорят как о двух разных посланиях Мунехину.Наибольший резонанс получило третье послание Мунехину – на звездочетцев (1523 или 1524 г.), в котором Ф. Опровергает взгляды немецкого врача и астролога Николая Булева, утверждавшего, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму.

В качестве аргумента против латинской пропаганды Ф. Выдвигает мысль о переходе функции опоры христианства к Русскому государству, поскольку ни первый Рим, ни второй Рим – Царьград не способны играть эту роль. Впервые сформулированная в этом Послании Ф. Идея «Москва – третий Рим» (т. Е. Утверждение о том, что Россия пребудет истинным центром христианства до скончания веков) объединила в себе черты распространенной во всех христианских странах теории «длящегося Рима» с новым аспектом известной в древнерусской литературе идеи богоизбранности Руси. Появление идеи «Москва – третий Рим» связано со стремлением книжников кон. XV – нач. XVI в. Определить роль Русского централизованного государства во всемирно-историческом процессе.

Вместе с тем иосифлянин Ф., провозглашая Москву третьим Римом, возлагал на великого князя ответственность за судьбу всего христианства и поэтому обязывал его блюсти интересы церкви и защищать ее имущество.К Посланию на звездочетцев тематически близкими оказываются еще несколько произведений и ряд позднейших компиляций. Послание о покорении разума откровению (по мнению В. Малинина, написано Ф. Между 1521 и 1524 гг., следовательно, ранее Послания на звездочетцев. В статье «Три «послания Филофея»'» этот текст рассматривается как особая редакция Послания на звездочетцев). Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах, полностью повторяющее содержание Послания на звездочетцев (как считает В. Малинин, оно было отослано этому второму адресату самим Ф.

В статье «Три «послания Филофея»» включено в число списков Послания на звездочетцев). «Послание к вельможе в мире живуще», где повествуется о несоответствии астрологических выводов с учением о промысле божием (по мнению В. Малинина, написано ранее Послания на звездочетцев. В статье «Три «послания Филофея»» названо «декларацией об астрологии»).Приписывали Ф. И другие сочинения. К числу их относится «Послание некоего старца в беде сущим», обращенное к опальным псковичам, пострадавшим после присоединения Пскова к Москве, и текстуально связанное с Посланием к опальному вельможе. В. Малинин и вслед за ним Н. Н. Масленникова считают, что оба произведения принадлежат Ф. Однако существует точка зрения, что Послание к опальному вельможе написано Сильвестром (3имин А.

А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 54–55).Имя Ф. Встречается в ряде списков сочинений, именуемых в некоторых случаях посланиями к великим князьям Василию III Ивановичу и Ивану Васильевичу. Это Послание о крестном знамении, которое, по мнению В. Малинина и Н. Н. Масленниковой, было написано Ф. В 1510–1511 гг., и Послание об обидах, причиняемых русской церкви, которое атрибутируют Ф. В. Малинин и Н. Н. Масленникова, считая, что оно адресовано Ивану IV, в то время как О. Оглоблин и Н. Е. Андреев адресатом считают Ивана III. Однако имена адресатов в этих посланиях порой меняются, а порой – опускаются. Вероятно, авторство этих произведений, призывающих оградить русскую церковь от причиняемых ей обид и строго выполнять религиозные обряды, было лишь приписано Ф., а в действительности они были созданы в окружении митрополита Макария в кон.

1530–1540-х гг. В этих сочинениях использованы мотивы Послания на звездочетцев Ф. (в том числе идея «Москва – третий Рим») и более подробно говорится об ответственности правителя Русского государства за благосостояние церкви.С именем Ф. А. А. Шахматов связывал составление Хронографа Русского редакции 1512 г. В настоящее время эта точка зрения отвергается (см. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 342–343. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 205). А. А. Шахматов предполагал также, что Ф. Участвовал в составлении Псковского летописного свода 1547 г. (см. Летописи Псковские). A. Н. Насонов посчитал такое предположение вполне вероятным (Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII века. М., 1969. С. 327–328).Сформулированная Ф.

Идея «Москва – третий Рим» почти до самого кон. XVI в. Воспроизводилась лишь в составе указанных произведений. В связи с учреждением московского патриаршего престола она проникла в официальные документы, в литературные произведения (Повесть о белом клобуке, Повесть о зачале Москвы и др.) и получила отражение в публицистике и в церковной литературе XVII в. С 3-й четв. XVII в. Послания Ф. Были распространены главным образом в старообрядческой письменности.Изд. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901..

Значения в других словарях
Филофей Пирогов

Филофей Пирогов (кон. XVI в.) – инок Герасимо-Болдинского монастыря, автор Жития Нила Столобенского, умершего 7 декабря 1555 г. На острове Столобном, где он подвизался последние двадцать семь лет жизни. Ф. Рассказывает в Житии Нила, как он два года собирался его написать, но не имел о Ниле необходимых сведений. Наконец, на соборе, созванном в Москве в 1598 г. Для утверждения на царство Бориса Федоровича Годунова, игумен Герасимо-Болдинского монастыря Феоктист встретил инока Германа, прожившего н..

Филофей, автор канонов

Филофей (XVI в.) – автор канонов иконе Чирской богоматери и перенесению мощей Всеволода-Гавриила.В рукописной традиции XVI–XVII вв. Встречаются каноны двум псковским праздникам – знамению Чирской богоматери (16 июня) и обретению мощей князя Всеволода-Гавриила (27 ноября). В некоторых рукописях имеется указание, что их автором был Ф. «И святому князю Гаврилу канон на обретение мощей. Творение Филофея прозвитера» (ГБЛ, ф. 256, № 397, 2-я пол. XVI в., л. 87, стб. 1). «...канон благодарствен пресвят..

Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче

Фома (XV в.) – инок, автор Похвального слова о тверском великом князе Борисе Александровиче («Смиреннаго инока Фомы слово похвалное о благоверном великом князи Борисе Александровиче»), написанного около 1453 г. Об иноке Ф. Ничего не известно. Опираясь на текст самого Слова, можно только сказать, что это было лицо, близкое к князю Борису Александровичу (1425–1461 гг.) и хорошо знакомое с его двором. А. А. Шахматов считал его летописцем княжения Бориса Александровича. Из характеристики, данной авт..

Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

Фотий (ум. 1 VI 1431) – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты. Уроженец г. Монемвасии в Морее (Пелопоннес), грек, «измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия, постригся у него в монахи и выучился соответствующей премудрости. Человек, известный константинопольским императору и патриарху, Акакий в 1397 г. Был поставлен в митрополиты Монемвасии, Ф. Же стал при нем чем-то вро..

Дополнительный поиск Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 46 символа