Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче

193

Фома (XV в.) – инок, автор Похвального слова о тверском великом князе Борисе Александровиче («Смиреннаго инока Фомы слово похвалное о благоверном великом князи Борисе Александровиче»), написанного около 1453 г. Об иноке Ф. Ничего не известно. Опираясь на текст самого Слова, можно только сказать, что это было лицо, близкое к князю Борису Александровичу (1425–1461 гг.) и хорошо знакомое с его двором. А. А. Шахматов считал его летописцем княжения Бориса Александровича. Из характеристики, данной автором себе самому, видно, что он был профессиональным придворным писателем. Для исследователей остается загадкой, являются ли Фома, тверской посол на упоминаемый в первой части Слова Ферраро-Флорентийский собор, и инок Ф.

Одним лицом или они – два разных лица. Тверской посол на Ферраро-Флорентийском соборе Фома упоминается и в других памятниках, в том числе и западных (в одном случае он назван Фома Матвеевич). Имя инока Ф. Как автора упоминается только в первой из шести частей, на которые разделяется это произведение, самостоятельных, композиционно и тематически. Поэтому вопрос об атрибуции ему всех частей в целом остается не вполне разрешенным.Разные части Слова (или шесть разных Слов) связаны единой идеей. Сочинение отражает время возвышения тверского княжества, когда Москва, раздираемая усобицами, находилась в состоянии упадка. Основная его мысль – прославление тверского князя Бориса Александровича как «самодержавного государя».

Вторая четверть XV в. Была эпохой последнего возвышения Твери. Очень скоро (к посл. Четв. XV в.) Тверь утратила свое первенствующее значение и окончательно уступила его Москве. Но пока, в сер. XV в., автор Похвального слова именует великого князя Тверского царем и самодержцем и рассказывает о том, как он является своим подданным увенчанным царским венцом. Пока именно тверской посол, боярин великого князя, выступает как единственный светский представитель Руси на Ферраро-Флорентийском соборе. Пока именно тверской великий князь Борис Александрович покровительствует великому князю Московскому Василию II Темному, поддерживая его в долгой борьбе с Дмитрием Шемякой. Естественно поэтому, что, когда впоследствии идея создания единодержавного Русского государства перешла к Москве, Слово инока Ф.

Не оказалось включенным в официальную московскую литературу. Оно дошло до нас в единственном списке 2-й пол. XVI в. (ЛОИИ, собр. Лихачева, № 689, л. 212–315).Изд. Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче / Сообщение Н. П. Лихачева. СПб., 1908 (ПДПИ. № 168) (Шахматов А. А. [Рецензия] // ПДПИ. СПб., 1911. № 176. Прил. С. 1–23). ПЛДР. Вторая половина XV века. М., 1982. С. 268–333..

Значения в других словарях
Филофей, автор канонов

Филофей (XVI в.) – автор канонов иконе Чирской богоматери и перенесению мощей Всеволода-Гавриила.В рукописной традиции XVI–XVII вв. Встречаются каноны двум псковским праздникам – знамению Чирской богоматери (16 июня) и обретению мощей князя Всеволода-Гавриила (27 ноября). В некоторых рукописях имеется указание, что их автором был Ф. «И святому князю Гаврилу канон на обретение мощей. Творение Филофея прозвитера» (ГБЛ, ф. 256, № 397, 2-я пол. XVI в., л. 87, стб. 1). «...канон благодарствен пресвят..

Филофей, монах Псковского Елеазарова монастыря

Филофей (1-я пол. XVI в.) – монах Псковского Елеазарова монастыря, писатель-публицист, автор посланий. Биографических сведений о Ф. Не сохранилось. Наиболее надежно Ф. Атрибутируются послания псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину. Послание по случаю морового поветрия, Послание на противящихся божьей воле и Послание на звездочетцев. Первые два послания В. Малинин характеризует как две редакции, причем вторая редакция, по его мнению, написана самим же Ф. И послана была Мунехину как..

Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

Фотий (ум. 1 VI 1431) – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты. Уроженец г. Монемвасии в Морее (Пелопоннес), грек, «измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия, постригся у него в монахи и выучился соответствующей премудрости. Человек, известный константинопольским императору и патриарху, Акакий в 1397 г. Был поставлен в митрополиты Монемвасии, Ф. Же стал при нем чем-то вро..

Фотий, монах Волоколамского монастыря

Фотий (в миру Феодор) (ум. 1554) – монах Волоколамского монастыря, ученик старца того же монастыря Кассиана Босого, писатель и книгописец. В Житии, написанном его учеником Вассианом Кошкой, содержатся сведения о биографии Ф. До его пострижения (сохранилось в сборнике Вассиана – ГИМ, Синод. Собр., № 927, л. 171–178 и сборнике Нифонта Кормилицына – ГПБ, Q.XVII.64, л. 353–367. В последнем здесь же сделана приписка о смерти Ф.). Содержание Жития изложено в книге А. Кадлубовского. Ф. Происходил из Ки..

Дополнительный поиск Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 59 символа