Фотий, монах Волоколамского монастыря

203

Фотий (в миру Феодор) (ум. 1554) – монах Волоколамского монастыря, ученик старца того же монастыря Кассиана Босого, писатель и книгописец. В Житии, написанном его учеником Вассианом Кошкой, содержатся сведения о биографии Ф. До его пострижения (сохранилось в сборнике Вассиана – ГИМ, Синод. Собр., № 927, л. 171–178 и сборнике Нифонта Кормилицына – ГПБ, Q.XVII.64, л. 353–367. В последнем здесь же сделана приписка о смерти Ф.). Содержание Жития изложено в книге А. Кадлубовского. Ф. Происходил из Киева, служил у князя Богдана Путивльского, одно время был дядькой у его сына Владимира. В 1500 г., когда Путивль был взят войском великого князя, он вместе с князем Владимиром попал в плен. После этого по повелению великого князя он находился на службе у воеводы Ю.

И. Замятина. После того как Ф. Постригся в монахи, Ю. И. Замятин не прерывал с ним связи.Судя по записям в описи книг Волоколамского монастыря и не заметкам на самих рукописях, Ф. Переписыванием рукописей занимался профессионально, но только в пределах Волоколамского монастыря. Перечисленные в описи книг 1545 г. 13 рукописей «письма Фотеева» входили в основной фонд монастырской библиотеки, а не являлись собственностью самого Ф. (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил. С. 9, 12, 16). Сохранилось сравнительно много волоколамских рукописей, которые частично или полностью были переписаны Ф. Или ему принадлежали (ГИМ, Епарх. Собр., № 95, 114, 252, 368, 373. ГБЛ, Волок. Собр., № 491, 492, 534). Большая часть рукописей, написанных рукою Ф., посвящена богослужебной или церковно-назидательной тематике.

Тем не менее состав некоторых сборников, принадлежавших Ф., говорит о том, что его следует отнести к тому кругу волоколамских старцев, которые не были чужды литературных интересов. Однако и в данном случае деятельность Ф. Не выходила за пределы Волоколамского монастыря. Он в один из своих сборников включил Прение живота и смерти второй редакции, появление и бытование которой есть основание связывать только с литературной средой Волоколамского монастыря (Повести о споре Жизни и Смерти / Исслед. И подгот. Текста Р. П. Дмитриевой. М. Л., 1964. С. 24), В другом сборнике Ф. Переписана Повесть о Евстратии пространной редакции, которая широко представлена в волоколамских рукописях XVI в. И, возможно, там была и написана (Дубовик Н.

П. К изучению Повести о воеводе Евстратии // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 339. Дмитриева Р. П. Волоколамские четии сборники XVI в. // Там же. С. 219).Ф. Принимал также участие в переписывании в 20-е гг. XVI в, для библиотеки Волоколамского монастыря текста Хронографа Русского, соответствующего списку Досифея Топоркова (Седельников А. Д. Досифей Топорков и хронограф // Изв. АН СССР. VII сер. Отд. Гуманитарных паук. 1929. № 9. С. 766–767). Ф. Известен как автор нескольких произведений, относящихся к разным жанрам. Все его произведения дошли до нас в составе рукописей иосифлян. Вассиан Кошка, оказывая внимание своему учителю, часть своего сборника ГИМ, Синод. Собр., № 927 посвятил Ф. На л. 159 об.–184 он поместил его произведения, а также Житие Ф., автором которого является сам Вассиан.В научной литературе хорошо известны три произведения, автором которых является Ф.

1) Служба Иосифу Волоцкому, которая часто встречается в волоколамских рукописях (ГИМ, Епарх. Собр., № 264. Синод. Собр., № 927. ГБЛ, Волок. Собр., № 387, 412, 564, 572). В описании кончины епископа Тверского Акакия содержится упоминание о том, что Службу Иосифу написал Ф. (ГПБ, собр. Погодина, № 1554, л. 52–52 об.). 2) Слово-поучение против сквернословия («Старца Фатея, ученика великаго старца Кассиана Босаго, собрано от божественных писаний, зело полезно, еже не сквернословити языком всем православным христианом, паче же нам иноком, ниже паки реши матернее лаяние брату своему. Блядин сын, какову либо человеку крестьянския нашея веры святыя»), изданное в ПЛ, а также А. В. Марковым. 3) Послание к старице Александре («Посланейце утешительно к старице Александры»), изданное в ЛЗАК.

Возможно, Ф. Принадлежат еще два произведения. 4) в рукописи Ф. ГБЛ, Волок. Собр., № 491 на л. 64–67 имеется текст, озаглавленный «Вопрошение благоверныя инокини княгини Александры, о скимном пострижении, аще кто от инок или инокиня без схимы преставится, и причащении тела Христова, и о добротворении мнишескаго жительства» (нач. «Что еси государыни, приказала ко мне грешному богомолцу своему, а велела к себе отписать»). 5) Житие Кассиана Босого, по мнению Филарета, написано Ф., а Ключевский склонен считать автором Вассиана Возмитского.Изд. ЛЗАК. СПб., 1862. Вып. 1. С. 28–33. ПЛ. 1862. Вып. 4. С. 189–191. Марков А. В. Памятники старой русской литературы. (Тексты и примечания). Тифлис, 1914. Вып. 1. С. 15–21 (Отд. Отт. Изв. Тифлисских высших женских курсов.

Кн. 1).Лит. Николаевский П. Ф. Русская проповедь в XV и XVI вв. // ЖМНП. 1868. № 4. С. 113–114. Ключевский. Древнерусские жития. С. 295–296. Янковский П. Печалование духовенства за опальных // ЧОИДР. 1876. Кн. 1. С. 202. Строев. Словарь. С. 287–288. Филарет. Обзор. С. 213. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 262–263. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI вв.). М., 1977. С. 116–117..

Значения в других словарях
Фома, автор Похвального слова о князе Борисе Александровиче

Фома (XV в.) – инок, автор Похвального слова о тверском великом князе Борисе Александровиче («Смиреннаго инока Фомы слово похвалное о благоверном великом князи Борисе Александровиче»), написанного около 1453 г. Об иноке Ф. Ничего не известно. Опираясь на текст самого Слова, можно только сказать, что это было лицо, близкое к князю Борису Александровичу (1425–1461 гг.) и хорошо знакомое с его двором. А. А. Шахматов считал его летописцем княжения Бориса Александровича. Из характеристики, данной авт..

Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

Фотий (ум. 1 VI 1431) – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты. Уроженец г. Монемвасии в Морее (Пелопоннес), грек, «измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия, постригся у него в монахи и выучился соответствующей премудрости. Человек, известный константинопольским императору и патриарху, Акакий в 1397 г. Был поставлен в митрополиты Монемвасии, Ф. Же стал при нем чем-то вро..

Хождение Агапия в рай

Хождение Агапия в рай – один из древнейших славяно-русских апокрифов. В рукописях (в частности, в старейшем русском списке – в Успенском сборнике – ГИМ, собр. Успен. Собора, № 4, XII–XIII вв.) носит название. «Сказание отца нашего Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя и жены и дети и въземше крест идут въслед господа, яко же Евангелие велить» (нач. «Агапии отець нашь из млада начат бога боятися и заповеди его хранити»). Более поздние списки имеют разные названия. «Хожение святаго отца наш..

Хождение Богородицы по мукам

Хождение Богородицы по мукам – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С. Тихонравовым, Р. Траутманном. В списке 1602 г., изданном А. Н. Пыпиным, памятник имеет название. «В среду 5-й недели великого поста слово. Велми душеполезно о покои всего мира» (нач. «Хоте святая Богородица помолитися и Господу Богу наш..

Дополнительный поиск Фотий, монах Волоколамского монастыря Фотий, монах Волоколамского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фотий, монах Волоколамского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фотий, монах Волоколамского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 37 символа