Хождение Богородицы по мукам

162

Хождение Богородицы по мукам – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С. Тихонравовым, Р. Траутманном. В списке 1602 г., изданном А. Н. Пыпиным, памятник имеет название. «В среду 5-й недели великого поста слово. Велми душеполезно о покои всего мира» (нач. «Хоте святая Богородица помолитися и Господу Богу нашему на горе Елионстей...»). В списках более позднего времени апокриф назван. «Предсказания архистрастига Михаила о страшных муках ко пресвятой Богородице, како грешным мучатца» (ГПБ, собр. ОЛДП, 0.233, нач. XIX в.), «Слово о муках геенских» (ГПБ, собр.

Тиханова, № 753, XIX в.), «Слово о муках» (ГПБ, собр. Тиханова, № 2665, XIX в.). Греческий текст X. Издавался И. И. Срезневским (в сопоставлении с древнерусским) и А. Васильевым (Analecta graeco-byzantina, pars prior / Gollegit, digessit, recensuit A. Vassiliev. Mosquae, 1893, p. 125–134).В разряд апокрифов X. Было занесено уже в древнейшем славянорусском индексе «отреченных» книг в Изборнике 1073 г. Рукописная традиция памятника на русской почве обширна. Текст дошел до нас в нескольких видах, или редакциях, которые полностью не изучены. Н. С. Тихонравов предполагал существование двух славянских переводов памятника. Один представлен старейшим русским списком (Тр.-Серг. Лавры, № 12), где в ряду грешников, терпящих муки в аду, оказываются язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну.

Другой перевод отразился, по мнению Н. С. Тихонравова, в списке из собрания Григоровича XV в. И других южнославянских списках (см. Пыпин А. Н. Для объяснения статьи о ложных книгах. СПб., 1862, с. 26–32. Jagič V. Arkiv za povjestnicu jugoslavansku, Zagreb, 1886, t. 9, s. 110–118. Лавров П. А. Апокрифические тексты. – СОРЯС, СПб., 1899, т. 67, с. 144–148. Strohal R. Stare hrvatske apokrifne priče i legende, sobrao iz starih hrvatskih glagolskih rukopisa od 14–18 vijeka R. S. U. Bjelovaru, 1917, s. 47–54). Сравнив оба славянских перевода между собой и с греческим текстом, Н. С. Тихонравов пришел к выводу, что в византийской литературе была известна иная, нежели в древнерусской, более подробная редакция X.Особый интерес к X. Возник в старообрядческой среде, о чем говорит большое количество списков памятника в старообрядческих сборниках.

Широкое распространение X. Получило и в устно-поэтической традиции, именно в духовных стихах, где сильнее, чем в письменном тексте, отразился мотив моления богородицы Христу за всех грешников. X. Было использовано Ф. М. Достоевским в Легенде о великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы».Изд. ПЛ, вып. 3, с. 118–124. Срезневский И. И. 1) Хождение Богородицы по мукам. – Изв. II отд. Имп. АН за 1863 г., т. 4, с. 551–577. 2) Памятники, с. 204–217. Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 23–39. Франко. Апокрифы, т. 4, с. 135–172. Trautmann R. Altrussisches Lesebuch. Leipzig, 1949, Th. 1, S. 26–38. Хождение богородицы по мукам (подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской). – ПЛДР. XII век. 1980, с. 166–183, 651–652..

Значения в других словарях
Фотий, монах Волоколамского монастыря

Фотий (в миру Феодор) (ум. 1554) – монах Волоколамского монастыря, ученик старца того же монастыря Кассиана Босого, писатель и книгописец. В Житии, написанном его учеником Вассианом Кошкой, содержатся сведения о биографии Ф. До его пострижения (сохранилось в сборнике Вассиана – ГИМ, Синод. Собр., № 927, л. 171–178 и сборнике Нифонта Кормилицына – ГПБ, Q.XVII.64, л. 353–367. В последнем здесь же сделана приписка о смерти Ф.). Содержание Жития изложено в книге А. Кадлубовского. Ф. Происходил из Ки..

Хождение Агапия в рай

Хождение Агапия в рай – один из древнейших славяно-русских апокрифов. В рукописях (в частности, в старейшем русском списке – в Успенском сборнике – ГИМ, собр. Успен. Собора, № 4, XII–XIII вв.) носит название. «Сказание отца нашего Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя и жены и дети и въземше крест идут въслед господа, яко же Евангелие велить» (нач. «Агапии отець нашь из млада начат бога боятися и заповеди его хранити»). Более поздние списки имеют разные названия. «Хожение святаго отца наш..

Хождение во Флоренцию

Хождение во Флоренцию 1437–1440 гг. – путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве во главе с митрополитом Исидором в Италию на Ферраро-Флорентийский собор 1437–1439 гг. И о возвращении послов на Русь. Является самым ранним русским описанием Западной Европы. В научной литературе X. Известно под разными названиями. «Путешествие митрополита Исидора», «Дневник путешествия митрополита Исидора», «Путевые заметки неизвестного суздальца», «Хождение на Флорентийский собор», «Х..

Хождение Зосимы к рахманам

Хождение Зосимы к рахманам (в рукописях. «Житие и жизнь, преподобнаго отца нашего Зосимы». Нач. «Во дни оны бе человек в пустыни именем Изосима и человек праведен...») – переводной апокриф. Древнейший русский список X. Находится в Сильвестровском сборнике XIV в. (ЦГАДА, ф. 381, № 53). О греческих списках см. Наlkin F. 1) BHG. Т. 2. Р. 322. 2) Auctarium BUG. Bruxelles, 1969. P. 190. О трех греческих списках ГИМ см. Также. Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV– XVII вв. М., 1977. С. ..

Дополнительный поиск Хождение Богородицы по мукам Хождение Богородицы по мукам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хождение Богородицы по мукам" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хождение Богородицы по мукам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 28 символа