Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря

155

Христофор (ум. После 1612) – старец Кирилло-Белозерского монастыря, теоретик музыки и писец. Становление X. Как музыканта и книгописца происходило в стенах Чудова монастыря, иноком которого он был около 1586–1600 гг. (ЦГАДА, ф. 196, оп. 1, № 273, л. 222, 222 об.). На формирование певческого мастерства X. Оказали влияние головщики Иона Клык, Иоасаф Луженый, Феоктист, Логгин Корова, вместе с которыми X. Пел в монастырском хоре. X. Был, очевидно, одним из лучших писцов чудовского скриптория. Предполагается его участие в переписке сентябрьского тома Миней Четьих Чудовских в 1600 г. (ГИМ, Чуд. Собр., № 307/317). Около 1602 г. X. Перешел в Кирилло-Белозерский монастырь, где он поступил в ученичество к старцу Пимену Хомутине (ГИМ, собр.

Щукина, № 767, л. 419), который до своего пострижения был крестовым попом князя Михаила Воротынского (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 78/1317, л. 293). Духовное ученичество X. Окончилось в 1605 г., когда он стал монастырским старцем (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 78/1317, л. 293). Самое позднее упоминание о X. В документах Кирилло-Белозерского монастыря относится к 1611 г. (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. СПб., 1897. Т. 1, вып. 1. С. CII).В белозерский период жизни X. Переписал ряд певческих и четьих книг. Некоторые из них сопровождаются краткими литературными предисловиями и послесловиями (ГИМ, собр. Щукина, № 767, л. 419 – сборник крюковой 1602 г. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 392/649, л. 320 – минея на июнь 1610 г.

ГИМ, собр. Щукина, № 489, л. 831 об. – Евангелие толковое 1611/1612 г.). Предисловием открывается и певческий сборник 1604 г., содержащий музыкальную азбуку, составителем которой принято считать инока X. (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 665/922. Сборник переписан двумя писцами, один из которых – X.). Азбука X, относящаяся к беспометному периоду русской невменной нотации, выделяется обилием сведений и некоторыми новыми способами изложения материала. Помимо перечисления и толкования знамен, кокизника и фитника столповой нотации, в ней помещено одно из наиболее ранних пособий по изучению путной нотации. Шагом вперед был метод объяснения роспевов знамен при помощи мелодических примеров. Капитальный труд X. Обобщил достижения музыкально-теоретической мысли XVI в.

И открыл некоторые новые пути ее развития. Путное руководство в азбуке инока X. Рассматривается в не изданной еще диссертации М. В. Богомоловой «Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве» (М., 1983. С. 77–156).Изд. Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова. Предисл., коммент. И исслед. Г. Никишова. М., 1983..

Значения в других словарях
Хождение Зосимы к рахманам

Хождение Зосимы к рахманам (в рукописях. «Житие и жизнь, преподобнаго отца нашего Зосимы». Нач. «Во дни оны бе человек в пустыни именем Изосима и человек праведен...») – переводной апокриф. Древнейший русский список X. Находится в Сильвестровском сборнике XIV в. (ЦГАДА, ф. 381, № 53). О греческих списках см. Наlkin F. 1) BHG. Т. 2. Р. 322. 2) Auctarium BUG. Bruxelles, 1969. P. 190. О трех греческих списках ГИМ см. Также. Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV– XVII вв. М., 1977. С. ..

Христианская топография Козьмы Индикоплова

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова – перевод космографического сочинения византийского автора VI в. Козьмы Индикоплова, распространенный в древнерусской письменности. Козьма получил свое прозвище вследствие того, что современники знали его как купца, совершавшего много морских путешествий. Традиция неверно закрепила за ним славу путешественника в Индию (отсюда – прозвище Индикоплов). В конце жизни Козьма принял монашество и умер на Синае. Козьма плавал в трех морях – Ромейском, Аравийс..

Хроника Георгия Амартола

Хроника Георгия Амартола – переводная хроника, излагающая всемирную историю от «сотворения мира» до 842 г., составленная в IX в. Византийским монахом Георгием. В греческом заголовке X. Он именуется «грешником» (греч. ‛αμαρτωλόζ), поэтому произведение обычно именуется X. Георгия Амартола или X. Георгия Мниха. В X в. X. Была продолжена описанием событий византийской истории еще за одно столетие и доведена до 948 г. Это продолжение приписывается византийскому хронисту Симеону Логофету (см. Хроника ..

Хроника Георгия Синкелла

Хроника Георгия Синкелла – переводная византийская хроника, встречающаяся в древнерусских списках. X. Была составлена в начале IX в. Секретарем константинопольского патриарха Тарасия Георгием Синкеллом (гр. Συνκέλλοζ. «сокелейник»). Она охватывает всемирную историю от Адама и до времени римского императора Диоклетиана (кон. III – нач. IV в.). Древнерусский перевод появился, по мнению В. М. Истрина, «в конце 1-й пол. XI в., когда были деланы переводы и других памятников» (Истрин В. М. Очерк истор..

Дополнительный поиск Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 48 символа