Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря
Христофор (ум. После 1612) – старец Кирилло-Белозерского монастыря, теоретик музыки и писец. Становление X. Как музыканта и книгописца происходило в стенах Чудова монастыря, иноком которого он был около 1586–1600 гг. (ЦГАДА, ф. 196, оп. 1, № 273, л. 222, 222 об.). На формирование певческого мастерства X. Оказали влияние головщики Иона Клык, Иоасаф Луженый, Феоктист, Логгин Корова, вместе с которыми X. Пел в монастырском хоре. X. Был, очевидно, одним из лучших писцов чудовского скриптория. Предполагается его участие в переписке сентябрьского тома Миней Четьих Чудовских в 1600 г. (ГИМ, Чуд. Собр., № 307/317). Около 1602 г. X. Перешел в Кирилло-Белозерский монастырь, где он поступил в ученичество к старцу Пимену Хомутине (ГИМ, собр.
Щукина, № 767, л. 419), который до своего пострижения был крестовым попом князя Михаила Воротынского (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 78/1317, л. 293). Духовное ученичество X. Окончилось в 1605 г., когда он стал монастырским старцем (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 78/1317, л. 293). Самое позднее упоминание о X. В документах Кирилло-Белозерского монастыря относится к 1611 г. (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. СПб., 1897. Т. 1, вып. 1. С. CII).В белозерский период жизни X. Переписал ряд певческих и четьих книг. Некоторые из них сопровождаются краткими литературными предисловиями и послесловиями (ГИМ, собр. Щукина, № 767, л. 419 – сборник крюковой 1602 г. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 392/649, л. 320 – минея на июнь 1610 г.
ГИМ, собр. Щукина, № 489, л. 831 об. – Евангелие толковое 1611/1612 г.). Предисловием открывается и певческий сборник 1604 г., содержащий музыкальную азбуку, составителем которой принято считать инока X. (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 665/922. Сборник переписан двумя писцами, один из которых – X.). Азбука X, относящаяся к беспометному периоду русской невменной нотации, выделяется обилием сведений и некоторыми новыми способами изложения материала. Помимо перечисления и толкования знамен, кокизника и фитника столповой нотации, в ней помещено одно из наиболее ранних пособий по изучению путной нотации. Шагом вперед был метод объяснения роспевов знамен при помощи мелодических примеров. Капитальный труд X. Обобщил достижения музыкально-теоретической мысли XVI в.
И открыл некоторые новые пути ее развития. Путное руководство в азбуке инока X. Рассматривается в не изданной еще диссертации М. В. Богомоловой «Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве» (М., 1983. С. 77–156).Изд. Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова. Предисл., коммент. И исслед. Г. Никишова. М., 1983..
Дополнительный поиск Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря
На нашем сайте Вы найдете значение "Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 48 символа