Чудеса Николы Кочанова

211

Чудеса Николы Кочанова – видимо, записанные в XV или в XVI в. Устные сказания о юродивом, подвизавшемся в Новгороде и скончавшемся 27 июля 1392 г. Ч. Первое см. В рукописях ГБЛ, собр. Ундольского, № 344, XVII в. ГИМ, собр. Уварова, № 1799 (523) (385), XVI в. № 1230 (100) (135), XVII в. Ч. Второе – в двух первых рукописях. Пересказанные очень кратко в рукописи ГПБ, Q.I.365, л. 117–118 об. Под общим заглавием «О святем Николае Кочанове» и обрамленные вступительным и заключительным предложениями, они получили подобие краткой записи о святом, на основании каких обычно создавалось житие. В научной литературе принято называть эти записи Краткой редакцией Жития, однако древнерусские книжники, по всей вероятности, не рассматривали их как житие, поэтому и не называют их житиями, а именуют просто.

«О отшельнице авве Никодиме», «О святем Николае Кочанове» и т. Д. Поэтому вряд ли прав Филарет (Русские святые. С. 442–447), назвавший записку о двух Ч. Святого в рукописи Q.I.365 Кратким житием. В связи с этим и возник, вероятно, литературный миф о не существующем на самом деле Житии Николы Кочанова.Кроме двух Ч. Николы Кочанова в рукописях начиная с XVI в. Встречается «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач. «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»). В. О. Ключевский предположил, что оно было написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в., о чем свидетельствует построение каменной церкви над гробом его в 1554 г. (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. Стб.

157). По справедливому замечанию В. О. Ключевского, Похвальное слово Николе Кочанову «имеет мало значения и литературного и фактического. Обещаясь описать жизнь Николы, оно сообщает очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами» (Древнерусские жития. С. 268–269). Похвальное слово см. В рукописях. БАН, Арханг. Собр., Д. 233, л. 620–626 об., XVIII в. ГИМ, собр. Уварова, № 1799 (523) (385), XVI в. ГБЛ, собр. Ундольского, № 344, XVII в. У архимандрита Леонида в описании рукописи собр. Уварова, № 1799 (523) (385) перечислены следующие тексты о Николе Кочанове. Ч. Блаженного, Похвальное слово ему и (на л. 48) – «Поведание о сем блаженном Николе, како и откуда бе» (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.

С. Уварова. М., 1894. Ч. 4. С. 83). Однако это не отдельное произведение, а часть Похвального» слова. Поскольку заглавие этой части написано в рукописи киноварью, Леонид принял ее за новое сочинение о Николе.В минее июльской под 27 июля (день памяти святого) помещена служба Николе Кочанову, которая встречается и в рукописях (см. Барсуков. Источники агиографии). Однако, по наблюдению Филарета (Русские святые. С. 442), это та же служба, что и Андрею Юродивому (2 октября), лишь с заменой имен.Изд. Служба Николаю Юродивому Новгородскому с Житием. СПб., 1831..

Значения в других словарях
Царственная книга

Царственная книга – одна из частей Летописного свода Лицевого, составленного по заказу Ивана IV Грозного. Свое название Ц. К. Получила согласно помете, читающейся на полях рукописи (ГИМ, Синод. Собр., № 149). Замысел и начало исполнения Лицевого свода приходятся на бурное время опричнины. Поэтому изложение обширного исторического материала в своде подчинено идее прославления царской династии, утверждения самодержавной власти царя.Работы по иллюстрированию наиболее злободневной последней части Ли..

Чаша государева заздравная

Чаша государева заздравная – речь, провозглашавшаяся при поднятии чаши, чарки, братины за здравие государя. Князя или царя. Обряд заздравной чаши восходит, вероятно, к языческим временам. По словам И. Снегирева, он известен у древних греков и римлян (Снегирев И. Заздравные чаши. С. 199). Славяне-язычники пили братины в честь богов, а также «о долех своих» (Срезневский И. И. Святилища и обряды языческого богослужения славян. Харьков, 1848. С. 99). Заздравную чашу надо было непременно допивать до ..

Шестодневы

Шестодневы – произведения, комментирующие библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. В славянской книжности известно несколько переводных Ш. Они были созданы знаменитыми церковными писателями на рубеже поздней античности и раннего средневековья и представляют собой плод приращения выработанного классической наукой знания о мире к развитой церковью вере в его триединого творца. Природу авторы Ш. Рассматривают как «училище боговедения» и стараются вызвать в читателе удивление и восхищение..

Commedia dell'arte

COMMEDIA DELL'ARTE. ..

Дополнительный поиск Чудеса Николы Кочанова Чудеса Николы Кочанова

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чудеса Николы Кочанова" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чудеса Николы Кочанова, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 22 символа