Вопрос

423

— предложение, выражающее недостаток информации о к.-л. Объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения. В языке В. Выражается в вопросительном предложе­нии, напр. «Когда на Марс ступит первый житель Земли?» В. Не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание ч.-л., в то время как В. Не выражает ни утвержде­ния, ни отрицания. Поэтому к В. Неприменима истинностная ха­рактеристика. Они не являются истинными или ложными. В. Могут быть осмысленными или бессмысленными, коррек­тными или некорректными, правильными или не­правильными. Хотя сам В. Не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений. В частности, приведенный выше В. Опирается на суждения о том, что существует Земля и жители Земли, существует планета Марс, имеется принци­пиальная возможность полета с Земли на Марс.

Условием осмыслен­ности В. Является истинность тех суждений, на которые он неявно опирается. В самом деле, если бы планеты Марс не существовало и соответствующее суждение было ложным, наш В. Оказался бы бес­смысленным. Всякий В. Возникает на основе некоторого исходно­го знания, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. Именно на эту неполноту или неопределенность ука­зывают вопросительные слова «кто?», «что?», «когда?», «почему?» и т. П. Ложность суждений, лежащих в основе В., указывает на то, что такого исходного знания, неполноту или неопределенность кото­рого требуется устранить, не существует, поэтому В. Теряет смысл. Если спрашивающий не знает о ложности предпосылок свое­го В., то он совершает простую логическую ошибку, задавая не­корректный В.

Если же спрашивающий осознает ложность пред­посылок своего В. И задает его с целью запутать своих оппонентов или слушателей, то его В. Квалифицируется как софизм. Особое положение занимает т. Наз. Риторический В., который по сути дела В. Не является, а представляет собой суждение (утверждение или отрицание ч.-л.), которому придана грамматическая форма вопросительного предложения. Знание, на которое опирается ри­торический В., не содержит неполноты или неопределенности, нуждающихся в устранении, спрашивающему не нужна допол­нительная информация. Напр., В. «Кто из нас не любит стихи А. С. Пушкина?» вовсе не выражает стремления спрашивающего выяснить, кто из присутствующих не любит стихи Пушкина. Спра­шивающий пользуется грамматической формой В.

Для высказыва­ния утверждения «Все мы любим стихи А. С. Пушкина». Обычно различают два типа В. У т о ч н я ю щ и е В., напр. «Верно ли, что Петров успешно сдал экзамен по математике?» Подобные В. Включают в себя обороты «верно ли», «нужно ли», «действительно ли» и т. П. Уточняющие В. Могут быть простыми или сложными (анало­гично простым и сложным суждениям). «Верно ли, что космонав­ты побывали на Луне?» — простой В. «Пойдете вы в кино или не пойдете?» - сложный (дизъюнктивный) В., который составлен из двух простых В. Восполняющие В., напр. «Какой город является столи­цей Португалии?», «Что означает слово "филистер"?» и т. П. Та­кие В. Включают в себя вопросительные слова «где?», «когда?», «кто?» и т. П. Они выражают стремление спрашивающего получить недостающую информацию.

Сложный восполняющий В. Включает в себя несколько вопросительных слов и может быть разбит на ряд простых восполняющих В., напр. «Кто, где, когда, из какого оружия совершил убийство президента США Джона Кеннеди?»  . В. Играют большую роль в научном познании, ибо именно в форме В. Формулируются те проблемы и задачи, решая которые, наука получает новое знание. Не менее велика роль В. В процессе обучения. Наука ищет ответы на те В., решение которых еще не известно человечеству. Учащийся имеет дело с такими В., ответ на которые уже получен, но ему еще не известен. Поиски ответа на В., получение отсутствующей у учащегося информации в некоторых чертах похожи на процесс научного поиска и должны содейство­вать развитию логического мышления и творческих способностей учащегося.

Для этого важно правильно ставить В. И развивать у учащегося умение правильно отвечать на них. При постановке В. Нужно соблюдать следующие правила. 1. В. Должен быть осмысленным, или корректным. Для проверки корректности В. Следует проверить, истинны ли пред­посылки В. Напр., в В. «Какова высота дома?» основными предпо­сылками будут утверждения о существовании дома и о наличии у него такого свойства, как высота. Эти утверждения истинны, по­этому В. Корректен. В В. «Какие из натуральных чисел зеленые?» основными предпосылками будут утверждения о существовании натуральных чисел и о том, что они обладают определенным цве­том. Последнее утверждение ложно, следовательно, В. Некорректен. 2. В. Должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно.

Длинные, сложные, нечеткие В. Затрудняют их понимание и поис­ки ответа на них. 3. Сложный В. Целесообразно разбивать на составляющие простые В. Напр. «Являлись ли Чехословакия и Монголия в 1960 г. Членами СЭВ?» Этот сложный В. Следует разбить на два простых, т. К. Ответы будут различными — «да», «нет», ибо ЧССР в 1960 г. Была членом СЭВ, а Монголия вступила в члены СЭВ только в 1963 г. 4. В сложных разделительных В. Нужно указывать все возможные альтернативы. Напр. «Какой оценки заслуживает данная работа — "неудовлетворительно". Или "отлично"?» Здесь не указаны другие возможные альтернативы — «удовлетворительно"» и «хорошо». Только правильно поставленный В. Способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии и в обучении..

Значения в других словарях
Вопрос

1. Обращение для получения ответа. Абсурдный, банальный, безобидный, безответный, бессмысленный, бестактный, бестолковый, бесхитростный, бесцеремонный, быстрый, въедливый, глубокий, глубокомысленный, глупый, головоломный, двусмысленный, деловой, дежурный, дерзкий, дерзостный (устар.), детский (разг.), дикий (разг.), дилетантский, докучный, дурацкий (разг.), едкий, ерундовский (простореч.), ерундовый (простореч.), естественный, ехидный (разг.), жестокий, задиристый, заковыристый (простореч.), зак..

Вопрос

Вопрос. ..

Вопрос

Высказывание, имеющее целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения (см. Вопросительное предложение).. ..

Вопрос

• жгучий вопрос. ..

Вопрос

Задача, задание, проблема, урок, альтернатива, дилемма. Злоба дня.. ..

Вопрос

1. Обращение для получения ответа. Абсурдный, банальный, безобидный, безответный, бессмысленный, бестактный, бестолковый, бесхитростный, бесцеремонный, быстрый, въедливый, глубокий, глубокомысленный, глупый, головоломный, двусмысленный, деловой, дежурный, дерзкий, дерзостный (устар.), детский (разг.), дикий (разг.), дилетантский, докучный, дурацкий (разг.), едкий, ерундовский (простореч.), ерундовый (простореч.), естественный, ехидный (разг.), жестокий, задиристый, заковыристый (простореч.), зак..

Вопрос

М.1) а) Обращение к кому-л. Для получения ответа, разъяснения.б) разг. Выражение сомнения, неуверенности, недоумения без слов, посредством интонации, взгляда.в) Что-л. Неясное, вызывающее сомнение.2) а) Важная задача, проблема.б) Дело, ближайшая задача, требующие практического решения.3) Научная проблема, предмет, тема специального изучения.. ..

Вопрос

ВОПРО́С -а. М.. ..

Вопрос

-а, м. 1. Обращение, направленное на получение каких-н. Сведений, требующее ответа. Задать в. В. Докладчику. Сказать что-н. В ответ на в. 2. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема. Национальный в. Поднять в. В. Ребром поставить (заявить о чём-н. Со всей решительностью. Разг.). Оставить в. Открытым. Изучить в. Узловые вопросы. В. Ясен. 3. Чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-н., зависящее от че-го-н. Положительное решение ..

Вопрос

Вопроса, м. 1. Предложение, обращение, требующее ответа, объяснения. Задать вопрос. Поставить вопрос кому-н. Обратиться с вопросом. || То, что вызывает сомнение, еще не выяснено (разг.). Это еще вопрос, придет ли он. 2. Положение, обстоятельство, требующее решения. Проблема. Рабочий вопрос. Переселенческий вопрос. Проклятый вопрос. Этот вопрос разрешен в положительном смысле. Поднять вопрос. Выдвинут вопрос. Поставить вопрос на обсуждение. Иначе стоит вопрос с топливом. Оставить вопрос открытым...

Вопрос

ВОПРОС - тип суждения, предполагающий недостаток информации о соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения. Логическая структура любого В. Включает. 1) базисную информацию - то, что уже известно. 2) неизвестное - то, на что направлен В. 3) требование перехода от данного к искомому, выраженное в местоименных языковых формах и (или) вопросительной интонации. Логические значения В. Как особой формы мысли отличаются от логических значений высказываний (истина или ложь), так как в В. Отсутс..

Вопрос

Тип суждения, предполагающий недостаток информации о соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения. Логическая структура любого В. Включает. 1) базисную информацию - то, что уже известно. 2) неизвестное - то, на что направлен В. 3) требование перехода от данного к искомому, выраженное в местоименных языковых формах и (или) вопросительной интонации. Логические значения В. Как особой формы мысли отличаются от логических значений высказываний (истина или ложь), так как в В. Отсутствует утв..

Возможность Логическая

- одна из модальных характе­ристик высказывания, наряду с «необходимостью», «невозмож­ностью» и «случайностью». Высказывание возможно, если его от­рицание не является логически необходимым. В. Л. Обычно выражается оборотом «возможно, что A» (A — какое-то высказывание), но может выражаться и иначе. Кроме того, слово «возможно» используется для выражения онтологической возмож­ности (см. Онтологическая модальность), деонтической возможно­сти, или разрешения (см. Деонтическая модальность), и др. В. ..

Возражение

- обоснованное отрицание (отклонение) к.-л. Мысли, к.-л. Положения, утверждения, предложения. Выска­зывание, в котором выражается несогласие с кем-либо или с чем-либо. Опровержение чьего-либо мнения или суждения.. ..

Вопросов Логика

Или. Эротетическая, интеррогативная логика, — раздел современной символической логи­ки, исследующий логико-семантические свойства вопросительных предложений. Существуют два подхода к построению формальной теории вопросов, которые условно называются «лингвистическим» и «ком­пьютерным». Согласно первому подходу, материалом для построе- ния формальных описаний вопросов служат реально существу­ющие вопросы естественного языка с произвольной, неспециа­лизированной семантикой. В рамках этого подхода с..

Вывод Логический

— рассуждение, в ходе которого из к.-л. Исходных суждений — посылок — с помощью логических правил получают заключение — новое суждение. Напр., из суждений «Все люди смертны» и «Кай — человек» мы можем вывести с помощью правил простого категорического силлогизма новое суждение. «Кай смертен». В символической логике вывод определяется более строго — как последовательность высказываний или формул, состоящая из аксиом, посылок и ранее доказанных формул (теорем). Последняя формула данной последовател..

Дополнительный поиск Вопрос Вопрос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вопрос" в словаре Словарь логики, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вопрос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа