Аббасидов Халифат

203

Феод. Гос-во, называемое по правившей в нем династии халифов Аббасидов. А. Х. Называют также Багдадским халифатом по названию его столицы. В состав А. Х. Входили территории совр. Араб. Стран Азии, Иран (до нач. 9 в.), юж. Часть Ср. Азии, Египет, а также Сев. Африка (до 9 в.). Существовал как самостоят. Гос-во с 750 по 945, когда был завоеван Бундами, к-рые господствовали в нем до завоевания Багдада сельджуками (1055). Под назв. "А. Х." понимается также мусульм. Форма теократии, представители к-рой господствовали в Багдаде (762-1258), а после взятия его монголами находились в Каире при мамлюкских султанах до тур. Завоевания в 1517 (см. Халифат).А. Х. - феод. Деспотия во главе с халифом, в руках к-рого была сосредоточена духовная и светская власть.

В отличие от Омейядов (661-750) - представителей араб. Аристократии, опорой к-рых служили араб. Племена, Аббасиды выражали интересы феодалов мн. Стран, входивших в А. Х. При первых Аббасидах в 8-9 вв. Особое значение приобрели иран. Феодалы, а араб. Родовая аристократия утратила свое исключит. Значение и привилегированное положение. В феод. Гос-ве А. Х. Гл. Отраслью произ-ва оставалось земледелие, основанное на искусств. Орошении, а осн. Производителем - крестьянин, подвергавшийся закрепощению. Кочевое и оседлое скотоводство имело тоже большое, но меньшее, чем земледелие, экономич. Значение. Подавляющая часть обрабатываемых земель формально считалась гос. Собственностью. На этом основании казна взимала с земледельцев подати за пользование землей и водой из гос.

Оросит. Системы. Часть гос. Земель в виде икта передавалась во владение феодалам в обеспечение их воен. Службы. Постепенно из пожалования ренты икта превратилась в пожалование земли и из врем. Или пожизненного бенефиция - в наследств. Лен, оставаясь и на раннем и на позднем этапе условным феод. Владением. Особенно тяжелым было положение крестьян, к-рые обрабатывали земли на условиях издольной аренды, отдавая гос-ву или феодалу 50% урожая, а иногда и более. Усиление феод. Зависимости крестьян вызывало антифеодальное движение трудящихся масс. Наиболее значительные выступления - под рук. Сумбада в Хорасане (755), восстание восстание Муканны (776-783) в Ср. Азии, крест. Война хуррамитов (816-837) под предводительством Бабека в Азербайджане и Зап.

Иране (см. Бабека восстание), восстание под рук. Мазьяра в 839 в Табаристане (Мазандеран) и др. Эти движения часто принимали форму сектантства, враждебного ортодоксальному исламу, который являлся идеологией господств. Класса. В восстаниях сектантов вместе с крестьянством принимало активное участие плебейское население городов, а иногда и кочевники. Городской плебс был занят разнообразными ремеслами, тесно связанными с мелкой торговлей. Наряду с ткачеством, выделкой кожи и произ-вом кож. Изделий, а также обработкой металлов достигли совершенства иск-во ремесленников в изготовлении украшений из благородных металлов и ювелирное дело. Развитие ремесла и торговли способствовало росту городов в А. Х. Наиболее крупными городами в А.

Х., помимо Багдада, были Басра, Дамаск и Каир, являвшиеся не только крупнейшими центрами ремесл. Произ-ва, но и важнейшими очагами культуры.Торговля с др. Странами находилась в руках богатых купцов. Уже в кон. 8 в. Араб. И иран. Мореплаватели приставали к берегам Индонезии и Малайи, а затем через Сингапурский прол. Проникали в Тихий ок. И вели торговлю с китайцами. В Гуанчжоу (Кантоне) имелись кварталы, населенные мусульм. Купцами, прибывшими из А. Х. Постоянные торг. Связи установились также с народами Вост. Европы.Характерной особенностью феод. Общества А. Х. Было длительное (до 10 в.) существование сильного рабовладельч. Уклада, а также патриархального уклада (у бедуинов и др. Кочевников). Труд рабов, преим. Иноземного происхождения, использовали не только в ремесле, но и в земледелии и особенно в системе искусствю орошения.

В Юж. Ираке, наиболее развитой агр. Области А. Х., и в Хузистане обработкой целины, проведением оросит. Каналов, возделыванием хлопчатника и сах. Тростника были заняты зинджи - рабы из Вост. Африки. В 869-883 происходило мощное восстание зинджей (см. Зинджей восстание), с большим трудом подавленное халифскими войсками. После этого значение рабо-владельч. Уклада стало быстро падать. Сокращение рабского труда в ирригац. Земледелии сопровождалось усилением эксплуатации крестьян, бывших свободных общинников, процесс закрепощения к-рых ускорился. В связи с этим усилились власть и экономич. Значение численно увеличившихся феодалов - мукта, или иктадаров, становившихся все менее зависимыми от центр. Власти. Это привело к распадению А.

Х., отдельные области к-рого, находившиеся на различных уровнях экономич. Развития и этнически разнородные, были слабо связаны между собой. Уже в кон. 8 в. Усиление крупных феодалов, присваивавших гос. Земли, позволило окраинным областям А. Х. Стать независимыми от багдадского пр-ва. Стремление крупных феодалов к сепаратизму совпадало с борьбой нар. Масс покоренных арабами стран против араб. Господства, что было использовано местным господств. Классом. Возникли местные династии Идрисидов (788-985) в Марокко, Аглабидов (800-909) в Ифрикии, а с 821 началось отпадение Ирана, завершившееся в нач. 9 в. Там господствовали Тахириды (821-873), Саффариды (867-908), Саманиды (875-999), Газневиды при Махмуде и Масуде и нек-рые местные мелкие династии.

Особенно упорной и успешной была борьба народов Ср. Азии и Закавказья, завершившаяся в 9 в. Восстановлением местной феод. Государственности. В Египте правили Тулуниды (868-905), подчинившие также Палестину и Сирию.Одновременно с распадением А. Х. Наблюдалось ослабление политич. Власти и значения багдадских халифов. Обеспокоенные восстаниями своих подданных (в т. Ч. Столичного населения) и не считая надежными и достаточно боеспособными ополчения араб. Племен, верхушка к-рых была связана с предшествующей династией, халифы сделали своей опорой вооруж. Иноземные отряды из наемников и рабов (персов, берберов и др.). Халиф Мутасим (833-842), при предшественниках к-рого мощные нар. Движения грозили гибелью династии, стал формировать гвардию из тюркских рабов.

Во 2-й пол. 9 - нач. 10 вв. Эта гвардия захватила политич. Власть в А. Х. В 945 зап.-иран. Шиитские шахиншахи Бувей-хиды (Буиды), взяв Багдад, сделали халифа орудием своей политики. Лишенный политич. Власти, халиф превратился в мусульм. Первосвященника, религ. Авторитет к-рого признавали все сунниты. После взятия Багдада сельджуками в 1055 аббасидские халифы, оставаясь преим. Первосвященниками, частично восстановили свою светскую власть. Но, владея только Багдадской обл., они были мелкими государями.Начало науч. Изучению А. Х. Было положено араб. Историком Ибн Хальдуном в соч. "Книга назиданий..." ("Китаб аль-Ибар...") и особенно во "Введении" ("Мукаддима") к этому соч., а в Европе - Э. Гиббоном (Англия) в его работе "История упадка и разрушения Римской империи" (т.

1-6, 1776-81 рус. Пер. Ч. 1-7, 1883-86). В 19-20 вв. А. Х. Стал занимать все большее место в трудах востоковедов. Бурж. Востоковеды - Вейль (Германия), Мьюр (Англия), Мюллер (Германия), Юар (Франция), Хитти (США), арабские историки Дж. Зейдан, Ахмед ар-Рифаи, Ахмед Амин и др. - обращают внимание только на факты политич. И воен. Истории, на религ. Идеологию, на биографии отдельных деятелей. Исключение составляет австр. Востоковед А. Кремер, проявивший (в 70-е гг. 19 в.) интерес к явлениям социально-экономич. Жизни и то в ограниченном объеме. Для работ этих историков характерно игнорирование социальной основы нар. Восстаний в А. Х. (они связывали причины этих восстаний преим. С религ. Мотивами), объяснение межфеод. Борьбы исключительно личными качествами и интересами гос.

Деятелей, принижение роли нар. Масс. Сов. Историки при освещении истории А. Х. Уделяют гл. Внимание социально-экономич. Вопросам и исследованию антифеод. Сущности нар. Восстаний в А. Х. (Б. Н. Заходер, И. П. Петрушевский, А. Ю. Якубовский и др.).Источн. Медников Н. A., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов..., (т. 1-4), СПБ, 1897-1903 (Православный палестинский сб., т. 17, в. 2). Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari Cum aliis éd. M. J. De Goeje, ser. 1-3, Lugd. Bat., 1879-98. The eclipse of the Abbasid caliphate. Original caronicles of the fourth Islamic century. Ed., transl. And elucidated by H. P. Amedroz and D. S. Margoliouth, v. 1-7, Oxf., 1920-21. Abou Yousof Ya'koub, Le livre de l'impôt foncier, trad. Par E. Fagnan, P., 1921.

Taxation in Islam. Ed., transi. And provided with intr. And not. By A. Ben Shemesh, n. 1 - Yahya Ben Adam's Kitab al Kharaj, Leiden, 1958.Лит. Бартольд В., Халиф и султан, "Мир ислама", 1912, т. 1. Крымский А., История арабов и арабской лит-ры..., ч. 2, М., 1911. Заходер Б. Н., История вост. Средневековья (Халифат и Ближний Восток), M 1944. Якубовский А. Ю., Ирак на грани VIII-IX вв. (Черты социального строя халифата при Аббасидах), в кн. Труды Первой сессии арабистов 14-17 июня 1935 г., М.-Л., 1937. Его же. Об испольных арендах в Ираке в VIII в., "СВ", 1947, No 4. Лэн-Пуль С.,Мусульманские династии, пер. С англ., СПБ, 1899. Мюллер А., История ислама..., пер. С нем., т. 2-3, СПБ, 1895-96. Weil G. Geschichte der Chalifen, Bd 1-5, Mannheim, 1846-62.

Muir W., The Caliphate, its rise, decline and fall, Edinb. 1924. Arnold T. W., The Caliphate, Oxf., 1924. Le Strange G., Baghdad during the Abbasid caliphate, L (1900). Hitti P. K., History of the Arabs, 6 ed., L., 1956. Kremer A. Von, Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, W., 1875-77.E. А. Беляев. Москва.Халифат Аббасидов (VIII - IX вв.) .

Значения в других словарях
Аббас II Хильми

(14.VII.1874 - 21.XII.1944) - егип. Хедив (1892-1914). Пытался проводить независимую от Англии политику. Вместе с Мустафой Камилем ездил в 1903 в Стамбул с целью добиться автономии Египта при сохранении суверенитета тур. Султана. Вступил в конфликт с брит. Резидентом в Египте - Кромером. 19 дек. 1914 был низложен англичанами.Лит. Ротштейн Р. A., Захват и закабаление Египта, 2 изд., М., 1959, ч. 4. Baring E. (earl of Cromer), Abbas II, L., 1915.. ..

Аббас-мирза

(сент. 1789 - окт. 1833) - гос. Деятель Ирана, наместник шаха в Азербайджане, сын и наследник Фетх-Али-шаха Каджара. Играл руководящую роль в управлении гос. Делами и, в частности, во внеш. Политике Ирана. Во время рус.-иран. Войн 1804-13 и 1826-28, а также в ирано-тур.войне 1821-23 командовал иран. Войсками. Пытался реорганизовать иран. Армию но европ. Образцу с помощью англ. И франц. Инструкторов. Подписал Туркманчайский договор 1828.. ..

Аббасиды

Династия араб. Халифов (750-1258), возводивших свое происхождение к Аббасу - дяде пророка Мухаммеда. Пришли к власти в результате восстания Абу Муслима. Основатель династии - Абу-ль-Аббас ас-Саффах. Наиболее крупные правители - Мансур, Харун-ар-Рашид и Мамун. Историю гос-ва А.- см. Аббасидов халифат.Халифы Аббасидской династии. Абу-ль-Аббас ас-Саффах (750-754), Мансур (754-775), Махди (775-785), Хади (785-786), Харун-ар-Рашид (786-809), Амин (809-813), Мамун (813-833), Мутасим (833-842), Васик (..

Аббатство

Католич. Монастырь, находящийся под управлением аббата (лат. Abbas, от арамейск. Або - отец) или аббатисы, подчиняющийся только епископу, а иногда непосредственно папе. А. Являлись наиболее крупные и богатые монастыри, игравшие в ср. Века в Зап. Европе важную роль в религ., политич. И экономич. Жизни (Сен-Дени, Клюни, Клерво, Сен-Галлен, Фульда, Сент-Олбанс, Монтекассино, Боббио и др.). Владея нередко значит. Землями, А. Являлись феод. Сеньориями. Со времен Реформации и особенно в эпоху франц. Р..

Дополнительный поиск Аббасидов Халифат Аббасидов Халифат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аббасидов Халифат" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аббасидов Халифат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 17 символа