Бердяев
1.Аркадий Васильевич (р. Ок.1820 - г. Смерти не установлен) - автор конституц. Проекта. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский ун-т (1843), с 1844 служил в мин-ве внутр. Дел. В мае 1845 арестован по доносу "за сочинение бумаг", выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридич., филос. И публицистич. Статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии. Наибольший интерес представляют конституц.-монархич. Проекты, 3 варианта к-рых показывают развитие взглядов Б. В сторону демократизма и преодоления дворянской ограниченности.Лит. Федосов И. А., Революц движение в России во второй четв. XIX в., M., 1958.2.Николай Александрович (6.III.1874 - 23.III.1948) - рус.
Бурж. Философ-мистик, идеолог "веховства". Происходил из дворянской семьи, учился в Киевском ун-те. За участие в революц.-демократич. Движении в 1900 исключен и сослан в Вологодскую губ. В нач. 1900-х гг. Выступил как сторонник "легального марксизма". В 1909 - один из гл. Участников контрреволюц. Сб. "Вехи". В годы 1-й мировой войны Б. Искал "высший, духовный" смысл в войнах, объявляя их источником "творческого" движения человечества (см. "Судьба России", М., 1918). К Вел. Окт.социалистич. Революции Б. Отнесся крайне враждебно. В этот период он открыто выступил как философ социального и расового неравенства ("Философия неравенства", Берлин, 1923). В 1922 Б. Эмигрировал. В 1925-40 издавал в Париже журнал "Путь". Б. Противопоставлял марксизму христианский экзистенциализм, утверждая, что субъективно-идеалистич.
И волюнтаристская философия служит основой "внутреннего, духовного" освобождения личности ("Смысл творчества", М., 1916, "Философия свободного духа", т. 1-2, Париж, 1927, и др.). Поражение контрреволюции в России заставило Б. Изменить методы своей идеологич. Борьбы. Он выступил с обличением бесчеловечности капитализма, критикой "старого" христианства как "орудия эксплуатации", демагогически признал "великие правды коммунизма" в области переустройства экономики и с этих новых позиций пытался снова вести борьбу с марксизмом.Социология Б. Проникнута крайним пессимизмом. Из антагонистич. Характера прогресса Б. Делает вывод о неосуществимости к.-л. "положительных идеалов" и неизбежном "конце истории". В демократизации культуры он видит гл.
Опасность для "иерархии духовных ценностей" ("Смысл истории", Берлин, 1923, "Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1947, и др.). В работах, посвященных истории России ("Русская идея", Париж, 1946, "Истоки и смысл русского коммунизма", Нью-Йорк, 1955), Б. Пытался обнаружить "религиозную устремленность" рус. Духа. Реакц. Бурж. Ученые (Э. Ламперт, О. Кларк, Р. Рослер и др.) считают Б. Ведущим христианским философом и социологом 20 в. На идеях Б. В значит. Мере основаны клеветнич. Работы совр. Бурж. Историков, пишущих о России (Ф. Баргурн, Р. Томпкинс, Г. Кон, Б. Шульце, П. Шейберт, М. Файнсод и др.).Лит. Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16, с. 106-14. Аксельрод Л. И., О "Проблемах идеализма", в кн. Л. И. Аксельрод. Против идеализма, M.-Л., 1933, с.
5-40.Ю. Ф. Корякин, Е. Г. Плимак. Москва..
Дополнительный поиск Бердяев
На нашем сайте Вы найдете значение "Бердяев" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бердяев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа