Вавилоно-ассирийская Религия И Мифология
Вавилоно-ассирийская религия - религия древних народов Двуречья (терр. Совр. Ирака) - шумеров, вавилонян и ассирийцев. Она не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отд. Местных культов, не исключавших культы др. Божеств. В верованиях шумеров (3-е тыс. До н. Э.) преобладали культы богов и богинь - покровителей отд. Общин. Независимо от специфич. Черт, приписывавшихся каждому божеству, они обычно были также богами растительности и ирригац. Земледелия. Ряд божеств, в особенности космических, почитался повсеместно, имея, однако, и свои общинные центры (бог Солнца Уту - в Сиппаре и Ларсе, бог Луны Зуэн, или Нанна, - в Уре, бог неба Ан и богиня плотской любви и звезды Венеры - Иннин - в Уруке, бог подпочв, вод, покровитель мудрости и культурных изобретений Энки - в Эриду).
Верховным божеством считался бог Энлиль. Культ его (центр - г. Ниппур) являлся первоначально (4-е тыс. До н. Э.) культом общешумерского плем. Союза. Энлиль, Ан и Энки составляли триаду великих божеств. Большое значение в быту населения имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, а также скотоводства, занимавших в офиц. Пантеоне второстепенное место, - Думузи-абзу (Таммуз) и др. Существовали и "личные" и родовые божества-покровители, а также культ предков, в особенности царских. Загробный мир представлялся в виде мрачного подземного города, где правит богиня Эрешкигаль (или бог Нергал) вместе с советом подземных богов. Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов, оказывающих влияние на всю повседневную жизнь человека.
Нек-рым божествам в качестве атрибута придавались различные животные (след древнего тотемизма). Существовало почитание и неодушевленных атрибутов богов (фетишизм).В период III династии Ура, в связи с укреплением единого деспотич. Государства Шумера и Аккада, местные культы были сведены в единый пантеон, гл. Обр. За счет офиц. Механич. Отождествления различных сходных по характеру божеств. Царем богов и покровителем царской власти был объявлен Энлиль. Если раньше шумерская религия освящала строй рабовладельч. Города-гос-ва, то теперь она с тем же успехом стала освящать строй рабовладельч. Деспотии. Роль людей в ре-лиг. Системе была сведена к роли рабов, кормящих богов своими жертвами. Царская власть была объявлена божеств.
Субстанцией, спустившейся с неба. Отд. Цари (напр., Нарамсин) обожествлялись при жизни еще с 23 в. До н. Э.Семитское (аккадское) население Двуречья первоначально имело свои племенные культы. Во главе племенных пантеонов, как и у др. Семитов, вероятно, стояли "господа" (ваалы, аккад. Бел) и "госпожи" (аккад. Белет, Иштар). Однако уже к сер. 3-го тыс. До н. Э. Наблюдается господство шумерских культов и у семитов Двуречья, причем часть богов получила семитские имена наряду с шумерскими или вместо них (Бел = Энлиль, Иннин = Иштар, Уту = Шамаш, Энки = Эа, Ан = Ану, Нанна = Син и т. Д.). Богини потеряли прежнее значение.В период возвышения Вавилона (18 в. До н. Э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города - Мардук.
Считалось, что ему переданы функции Энлиля. В 1-м тыс. До н. Э. Развиваются астральные культы на основе отождествления некоторых божеств с небесными светилами. На С.-В. Двуречья, в Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением нек-рых местных (хурритских и др.) божеств, но верховным богом здесь считался воинств, покровитель гл. Города Ассирии - А шшура, носивший то же имя, что и город. Энлиль, Мардук или Ашшур считались демиургами, обладателями "таблицы судеб". Наряду с верховным богом "великими богами, решающими судьбы", составляющими совет старейшин в общине богов, считались 7 гл. Божеств (Ану, Энлиль, Эа, Син, Шамаш, Иштар, Адад) или иногда 12 божеств. В период перс. Владычества (6-4 вв.) под влиянием распространившихся в это время монотеистич.
Тенденций возникает попытка рассматривать всех многочисл. Богов как функции или ипостаси единого бога - Мардука.Во 2-1-м тыс. Получает развитие понятие греха и покаяния, к-рые, однако, воспринимались гл. Обр. В ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания богов и искупление этого). Вера в злых духов получает еще большее распространение, чем ранее, создается разветвленная профессия жрецов - заклинателей духов и гадателей и обширная литература покаянных псалмов, заклинаний и предсказаний.Особое место в верованиях занимали представления, восходящие к культу вождя, как воплощения жизненных сил общины. Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный обряд, при к-ром царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца.
Царь заменялся рабом также на время дурных предзнаменований.Профессион. Жречество создается в Двуречье очень рано - еще в 4-м тыс. Жрецом был и правитель (царь). Впоследствии возникают многочисл. Жреч. Профессии, образующие целые корпорации. Родовой культ осуществлялся главами семей, но и в осуществлении общинного культа принимали участие наряду с профессиональными и непрофессион. Жрецы (особенно ремесленники). Для содержания культа и жречества еще с 4-го тыс. До н. Э. Из общин начали выделять спец. Обширные храмовые хозяйства, в 1-й пол. 3-го тыс. Превратившиеся в экономические центры городов-государств. Затем они вошли как составные части в царские рабовладельческие хозяйства. В 1-м тыс. До н. Э. Храмовые хозяйства явились организац.
Центром возникающих самоуправляющихся торг.-ремесл. Городов.Вавилоно-ассирийская мифо- логия. Дошедшие до нас мифы отражают отчасти представления народа, живущего ирригационным земледелием конца первобытнообщинного строя, а также оседлых охотников и скотоводов, отчасти содержат более ранние и более поздние наслоения. Согласно В.-а. М., плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих ее и выступающих в виде колодезной и речной воды. Эти воды отделены от небесных вод "небесной плотиной", на которой покоятся неск. Твердых небосводов - небо Солнца, Луны, планет, и неподвижных звезд. Внутри земли - мрачный город мертвых. Согласно древнейшим мифам, мир сотворен богиней-матерью, позже роль демиурга передается муж.
Божеству (Энлиль, Мардук). Миф о борьбе между старшими и младшими богами известен в его вавилонской форме (2-е тыс. До н. Э.). Старших богов возглавляет чудовище - богиня Тибмат ("Море"), младших - бог Мбрдук. Убив Тибмат, Мардук рассекает ее тело надвое, превращая ее в подземные и небесные воды. Сотворение людей в древнейшее время приписывалось различным богиням, которые рожают их или вылепляют из глины. Позже и это также приписывалось Мардуку. Важную роль играл миф о потопе, конкретные черты для которого дали наблюдавшиеся в Двуречье, особенно в 4-м тыс., разрушительные наводнения. Этот миф связан также с представлением о периодич. Смерти и возрождении мира и о мировых эрах. От потопа спасся в корабле только мудрый Зиусудра (шумер.
Аккад. - Утнапишти). Раскаявшиеся в уничтожении людей боги, чтобы не изменить своей клятве истребить всех смертных, даровали Утнапишти бессмертие. В мифе о богине Иннин (шумер. Аккад. - Иштар) рассказывается, что она спустилась в преисподнюю, чтобы оспорить господство богини мертвых, но попала под ее власть. Затем, когда она вырвалась на землю, ее возлюбленный Думузи (Таммуз) отказался почтить ее, и Иннин отдала его богине мертвых как выкуп за себя. Бог или герой Думузи выступает также как покровитель охотников, скотоводов и рыбаков. Тайно рожденный, Думузи брошен в корзине в реку, затем спасается (миф, перенесенный потом в легенду о царе Саргоне Древнем), становится возлюбленным Иннин и погибает.Большое распространение имели мифы о богах - борцах с чудовищами.
Интересен миф, дискредитирующий древнее божество времен материнского рода. В этом мифе Иштар выступает как развратная колдунья, обращающая своих любовников в животных и посрамляемая героем. Героич. Мифы группируются по местным циклам. Наиболее важен круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша. Известны также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны, взлететь на небо на орле (г. Киш) и миф об Адане, к-рый сломал крылья урагану, затем был приглашен к трапезе богов, но отказался от нее и лишился бессмертия (гг. Эриду и Вавилон). До нас дошли по большей части записи офиц. Версий мифов, подчиненные настойчивой идее о бессилии человека перед богами и внушающие человеку необходимость бессловесной покорности.Лит.
Струве В. В., Иштарь-Исольда в др.-вост. Мифологии, в сб. Тристан и Исольда, Л., 1932. (Дьяконов И. М.), Эпос о Гильгамеше, M.-Л., 1961. Jastrow M., Die Religion Babyloniens und Assyriens, Bd 1-2, Giessen, 1902-07. Kramer S. N., Sumerian mythology, Phil., 1944. Bottéro J., La religion babylonienne, P., 1952. Ancient near eastern texts, ed by J. В. Pritchard, 2 ed., Princeton (New Jersey), 1955. Dhorme E., Les religions de Babylonie et d'Assyrie, 2 éd., R., 1959. См. Также лит-ру при статье Вавилоно-ассирийская культура.И. M. Дьяконов. Ленинград..
Дополнительный поиск Вавилоно-ассирийская Религия И Мифология
На нашем сайте Вы найдете значение "Вавилоно-ассирийская Религия И Мифология" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вавилоно-ассирийская Религия И Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 40 символа