Гердер
(Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 - 18.XII.1803) - нем. Философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764-1769 был преподавателем церк. Школы. В 1771-75 - придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца дней своих - глава протестантской церкви в Веймаре. Мировоззрение Г. Противоречиво, в целом это пантеизм, приближающийся к материализму, но отягощенный религ. Идеями.Вслед за Вико и Вольтером Г. - один из создателей философии истории. Уже в своей работе "Еще одна философия истории" ("Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774) Г. Говорит о закономерном и поступательном характере ист. Развития, правда, оставаясь еще в рамках теологич. Взгляда на движущие силы истории.Осн.
Труд Г. - "Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", 1784-91, рус. Пер. 1829), где история человечества рассматривается как непосредств. Продолжение истории природы. И тут и там действуют естественные законы. Общество - это органич. Саморазвивающееся целое, определяющее значение в его жизни имеют язык, наука, ремесло, религия, семья, гос-во. Развитие народов составляет единую цепь культурного развития, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим. Г. Дает конкретный анализ истории культуры человечества, к-рый доводит только до 14 в. Колыбель цивилизации - Азия. Г. Чужд европоцентризм, свое исследование он начинает со стран Др. Востока, однако отсутствие источников не позволяет ему дать обстоятельное рассмотрение предмета.
Большое внимание Г. Уделяет Др. Греции, к-рая привлекает его гуманистич. Характером своей культуры. Рассматривая историю Др. Рима, Г. Видит причины его падения не в "испорченности нравов", а во внутр. Противоречиях, раздиравших империю, в частности в разлагающем влиянии рабства. В отличие от большинства просветителей, считавших ср. Века шагом назад в развитии человечества, Г. Отмечал необходимый и прогрессивный характер феод. Отношений, но не впадал в идеализацию средневековья, характерную для реакц. Романтиков. С большой симпатией писал Г. О славянских народах, предсказывая им большое ист. Будущее, что нашло широкий отклик у деятелей славянского Возрождения 19 в.По политич. Убеждениям Г. - бурж. Демократ, сочувствовал идеям франц.
Революции, но отвергал якобинскую диктатуру. В "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zur Beförderung der Humanität", 1794-1797) он разработал гуманистич. Программу освобождения личности и герм. Нац. Единства, выступал против нац. И колониального угнетения. Г. - сторонник суверенитета и равноправия народов. Большой интерес представляет отстаивавшийся Г. Проект "вечного мира", достижение к-рого, по Г., возможно лишь в результате нравств. Воспитания и распространения гуманистич. Идей. Г. Был теоретиком лит.-обществ. Движения "Буря и натиск". Он - автор мн. Лит.-критич. Статей и статей по вопросам иск-ва, где ставил проблему народности иск-ва.Соч. Sämtliche Werke, Bd 1-33, В., 1877-1913. Zur Philosophie der Geschichte. Eine Auswahl, Bd 1-2, В., 1952.
В рус. Пер. - Избр. Соч., М.-Л., 1959.Лит. Меринг Ф., Иоган-Готфрид Гердер, в его кн. Легенда о Лессинге. Лит.-критич. Статьи, т. 1, (М.-Л.), 1934, с. 509-21. Гулыга А. В., О роли Гердера в формировании передовой нем. Идеологии, в кн. Из истории Германии нового и новейшего времени, М., 1958. Его же, Гердер (1744-1803), М., 1963. Гайм Р., Гердер, его жизнь и соч., т. 1-2, М., 1888. Герье В. И., Философия истории Гердера, "Вопросы филос. И психол.", 1896, кн. 2-3. Stolpe H., Die Auffassung des jungen Herder vom Mittelalter, Weimar, 1955. Jöns D. W., Begriff und Problem der historischen Zeit bei J. G. Herder, Göteborg, 1956.А. В. Гулыга. Москва..
Дополнительный поиск Гердер
На нашем сайте Вы найдете значение "Гердер" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гердер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 6 символа