Жития Святых

184

Жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц. Представляют собой один из ист. Источников. Ж. С. Возникли как религ. Лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. Во время борьбы христианства против офиц. Языч. Религии. Первонач. Тип Ж. С. - "мартирии" (от лат. Martirium - мученичество), т. Е. Описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. Религию Ж. Приняли характер жизнеописаний церк. Деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса. Иногда Ж. С. Касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. Героев (напр., Жанны д'Арк и др.). Ядро Ж. С. Написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат.

Подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. С. С включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. С. Анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии. В России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. Сборники Ж. С. Минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. С. Богаты бытовым материалом. Иногда они отражают настроения и чаяния нар. Масс, политич. Борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. Отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. П.). Ж. С. Издавались как господств.

Церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. Вплоть до наст. Времени, Ж. С. Издаются болландистами и их продолжателями.Первые опыты рус. Агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. С., особенно их краткая форма, т. Н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. С. Отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. С. Написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. Легенды и песенно-эпич. Элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич.

Борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. Географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. С. Могут быть отнесены и отд. Сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. Развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. Тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. Самостоятельности. Ценными памятниками рус. Агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. Известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач.

13 в.) и др. С кон. 14 в. В духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. С., ставший ведущим в рус. Лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. Лит-ры привнесли в Ж. С. Назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. С. В "Минеях" вытравила в них мн. Элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. Борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. Плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев.

Рус. Ж. С. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. Подобные памятники 17 в. Являются не Ж. С., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. С.В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. С. Прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. К. Они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. Изложение. Сов. Исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. Внимание в изучении Ж. С. С биографич. Элементов на ист. Фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. Техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас.

Борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал. Ж. С. Полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости".Источн. Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-. Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962. Patrologiae cursus completus. Accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64. То же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66.Лит. Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. С. Как ист. Источник, М., 1871. Яхонтов И., Ж. С. Сев. Рус. Подвижников Поморского края как ист. Источник, Каз., 1881. Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус.

Лит-ры Ж. С., Варшава, 1902. Лопарев Х., Греч. Ж. С. VIII - IX веков, П., 1914. Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917. Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917. Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958. Лурье Я. С., Идеологич. Борьба в рус. Публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960. Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн. Ежегодник по агр. Истории Вост. Европы, 1960, К., 1962. Ранович А. Б., Как создавались Ж. С., М., 1961. Библ. Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909. Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954.M. Я. Сюзюмов. Свердловск,Д. X. Казачкова. Ленинград..

Значения в других словарях
Жития святых

биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Ж. С. Начали складываться в Римской империи как сказания о христианских мучениках (мартирологи). Затем (с 4 в.) создаются 3 основных типа сборников Ж. С. Календарные сборники на год — «минеи» (пространные жития для церковных богослужений). «синаксари» с краткими Ж. С., расположенными в календарном порядке. «патерики» (Ж. С., избранные составителями сборников). Византиец Симеон Метафраст (10 в.) перерабатывает жития, сооб..

Жития Святых

ЖИТИЯ СВЯТЫХ - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи сказания о христианских мучениках. Переработаны в 10 в. В Византии Симеоном Метафрастом. В Киевской Руси - переводные жития святых, от южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых. Книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.). Жития святых включены Макарием ..

Жития Святых

ЖИТИЯ СВЯТЫХ, жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской православной церковью. Первые Ж. С.- назидательные сказания о христианских мучениках (в Киевской Руси были известны в переводах). Первые оригинальные русские Ж. С. Возникли в конце 11 в. (жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, "Житие Феодосия Печерского"). В дальнейшем Ж. С. Объединялись в специальные сборники. Минеи (см. МИНЕИ-ЧЕТЪИ), синаксарии (краткие Ж. С.), патерики.Источник. Энцикл..

Жития Святых

ЖИТИЯ СВЯТЫХ, жизнеописания лиц, канонизированных христианской церковью. В Римской империи сказания о христианских мучениках. В Древнерусском государстве распространялись переводные жития святых южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых. Князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11 - 12 вв.). Включались в летописи, "Четьи-минеи" и др.. ..

Жития святых

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. "Ж. Святых" составляют едва ли не самый обширный отдел христ. Литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени "Ж. Святых" были сказания о мучениках. Еще св. Климент, еп. Римский, во время первых гонений на христиан..

Жития Святых

Биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи сказания о христианских мучениках. Переработаны в 10 в. В Византии Симеоном Метафрастом. В Киевской Руси - переводные жития святых, от южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых. Книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.). Жития святых включены Макарием в "Великие Четь..

Жития святых

ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. Термин «Ж. С.» - болгарский. Т. К. Христианство не было однородно по составу, выражалось в нескольких системах, а по мере развития изменялось, приобретало дополнительные, часто сторонние элементы, то и Ж. С. Не являются идеологически и тематически однородными. Разнообразие видов христианства сопровождалось разно..

Жития святых

- (от греч. Hagios - святой и grapho - пишу) - вид церковной литературы, жизнеописания людей, объявленных христианской церковью святыми. Ж. C. Отличаются от биографии подчеркнуто религиозной оценкой и окрашенностью описываемого. Как правило, анонимны (автор не известен или не назван). В отличие от апокрифов (от греч. Apokryphos - тайный, подложный) - книг, содержание которых не совпадало с официальным вероучением, Ж. C. - канонические, "богодухновенные", признанные церковью книги.. ..

Жития Святых

– биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как пример праведной жизни. В Римской империи — сказания о христианских мучениках. Переработаны в X в. В Византии. В Киевской Руси переводные Ж. С. От южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых. Князья Борис и Глеб, Владимир I Святославич, Ольга, Феодосии Печерский. Включены Макарием в «Великие Четъи-Минеи».. ..

Житваторокский Мир 1606

Ситваторокский мир, - подписан 11 нояб. (по др. Сведениям, 6 дек.) близ устья р. Житва (Zsitva) в р-не совр. Г. Комарно (ЧССР) представителями имп. Рудольфа II Габсбурга, венг. Кн. И. Бочкаи и султана Ахмеда I. Дополнял Венский мир 1606. Предусматривал прекращение ежегодной уплаты Венгрией дани Турции, взамен чего Рудольф II обязывался уплатить султану единовременно 200 тыс. Форинтов.Публ. Angyal D., Mika S., A magyar törtenélem kГєtföinek kézikönyve, Bdpst, 1902.Лит. Steinwenter A., Steiermark ..

Житейская Запись

Жилая запись, - частный акт в России 17-18 вв., фиксирующий отношения найма на определенный срок (от 1 года до 15 лет, чаще всего до 5 лет), а также взаимоотношения мастера и ученика. Работников по Ж. З. Держали в осн. Посадские люди, используя их в торговле, на промыслах, мануфактурах. Ж. З. Давали на себя вольные гулящие люди, разорившиеся тяглецы, а с последней трети 17 в. И отпускаемые на оброк феодально-зависимые крестьяне. Наиболее ранняя известная Ж. З. Относится к 1607. В Ж. З. Указаны и..

Житников

Яков Ефимович (1886 - 24.VII.1918) - активный участник борьбы за Сов. Власть в Ср. Азии, коммунист. В революц. Движении участвовал с 1905. В 1917 - чл. Солдатского к-та Ашхабадского гарнизона, один из основателей ашхабадской большевистской орг-ции. В 1918 был избран в состав СНК Закаспийской обл. Вел работу по национализации пром-сти, командовал отрядами Красной гвардии в период борьбы против белоказачьего мятежа. Был захвачен мятежниками и расстрелян в числе 9 ашхабадских комиссаров.. ..

Житов

Константин Евлампиевич (р. 14(27).V.1904) - сов. Историк, акад. АН Узб. ССР (с 1952). Чл. Коммунистич. Партии с 1922. С 1922 на преподават. Работе, в 1949-51 - директор Узб. Филиала Ин-та марксизма-ленинизма, в 1952-56 - вице-президент АН Узб. ССР, с 1956 - зав. Кафедрой истории КПСС Ташкентской высшей парт. Школы.Соч. РЋзбекистон ССР тарихининг исача очерки, Тошкент, 1947. От колониального рабства к социализму (к 15-летию образования Узб. ССР), Таш., 1939 (совм. С Непомниным В.). Большевики Тур..

Дополнительный поиск Жития Святых Жития Святых

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жития Святых" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жития Святых, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 12 символа