Иезуиты
Члены наиболее влиятельного в католич. Церкви монаш. Ордена, созданного для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35 438 чл. В 1963, самая большая орг-ция - в США).Орден осн. В 1534 в Париже исп. Мелким дворянином, религ. Фанатиком Игнатием Лойолой и утвержден под назв. "Societas Jesu" ("Общество Иисуса") папой Павлом III 27 сент. 1540. Сделавшись вскоре после основания ордена одной из гл. Опор папства в борьбе против Реформации, гл. Силой ультрамонтанства, И. Превратились в оплот клерикализма и политич. Реакции. И. Участвовали в деятельности инквизиции, вдохновляли и организовывали борьбу с нар. Антифеод. Движениями 16-18 вв., преследование передовых мыслителей, ученых. Боролись против гос. Централизации.
"обосновывая" право на "тираноубийство", И. Подсылали убийц к франц. Королям Генриху III (Жак Клеман), Генриху IV (Равальяк), королю Голландии Вильгельму III Оранскому и др. Активной политич. Роли И. Способствовали как организац., так и моральные принципы ордена (строгая централизация, беспрекословная воен. Дисциплина и абсолютная воля его руководителя - пожизненно избираемого "генерала" ("черный папа"), подчиненного одному только рим. Папе). Система морали И., к-рую разрабатывали мн. Представители ордена (Бузембаум, Суарес, Эскобар, Лигуори и др.), ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), т. К. Давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать осн. Религ.-нравств. Требования, пренебрегать клятвой, совершать любое преступление во имя "высшей цели" - "вящей славы божьей".
Такое служебное значение морали в системе И. Получило отражение в приписываемом им девизе "цель оправдывает средства". Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от мн. Религ. Предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) в сочетании с обязат. Взаимным шпионажем внутри ордена и т. П., создали чрезвычайно гибкую и прочную орг-цию, охватившую в короткое время многочисл. Страны. И. Проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано гос-во (с 1610), просуществовавшее ок. 160 лет. И. Сыграли большую роль в создании системы колониального порабощения и ограбления народов Азии, Африки, Юж. Америки.Возмущения преступлениями И.
Во мн. Странах (политич. Интриги, спекуляция в широких масштабах, колониальный грабеж) привели к изгнанию их из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767) и к ликвидации ордена в 1773 папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в эпоху Реставрации орден И. Был восстановлен (1814). Особое значение И. Приобрели со 2-й пол. 19 в. Как орудие междунар. Реакции в борьбе против рабочего движения и социализма. После Вел. Окт. Социалистич. Революции И. Приняли активное участие в орг-ции подрывной антисов. Деятельности, в проведении империалистич. Интервенции и заговоров против Сов. Гос-ва, содействовали фашизации мн. Европ. Стран, сотрудничали с Муссолини, Гитлером. И. Тесно связаны с франкистами в Испании, с верхушкой финанс.
Капитала США и др. Стран. Орден имеет капиталовложения в пром-сти мн. Стран, оцениваемые в 5 млрд. Долл. (данные 1958), является богатейшей орг-цией католич. Церкви. Он контролирует "Амер. Банк", ряд стальных корпораций США ("Рипаблик стил", "Нешонал стил"), концерны Боинга, Кёртисс-Райт, Дуглас и Локхид и др. Большие вложения И. Имеют также в Италии, Франции, Испании, Зап. Германии, Швейцарии. Финанс. Операциями И. Руководят ватиканские банки, особенно учрежд. В 1942 банк "Опере ди релиджоне". Орден И. Играет ведущую роль в дипломатии и в идеологич. Аппарате католич. Церкви. Печать, радио, высшая школа, теологич. Уч. Заведения, 1320 газ. И журн. На 50 яз. С годовым тиражом 144 млн. Экз., 13,5 млн. Подписчиков. Активно участвует в антикоммунистич. Пропаганде.
В борьбе с марксизмом-ленинизмом И. Развивают идеи неотомизма, а в последние годы нек-рые иезуитские авторы (Ив Кальвез, Анри Биго, Брокмёллер) встали на путь создания "католич. Ревизионизма", ставящего целью путем фальсификации марксизма и мнимого приспособления его к католицизму добиться углубления раскола в рабочем классе, противопоставляя верующих неверующим.Разоблачая себя в качестве защитников империализма, И. Не могут избежать кризиса в собств. Рядах, о чем свидетельствуют выступления нек-рых франц. Иезуитов, вызвавшие резкую реакцию Ватикана (Де Любак, Даниелу, Буйяр, Тейяр де Шарден и др.), разрыв с орденом А. Тонди, являвшегося видным деятелем ордена на протяжении 16 лет, и др. Факты. В наст. Время в связи со все растущим давлением масс, решительно отвергающих открыто реакц.
Политику части католич. Иерархии и требующих участия церкви в борьбе за мир, среди И. Усиливается стремление добиться более умелого приспособления католич. Церкви к изменяющимся условиям в совр. Мире.Лит. Самарии Ю. Ф., Иезуиты, 2 изд., М., 1868. Бёмер Г., Иезуиты, пер. С нем., М., 1913. Михневич Д. Е., Очерки из истории католич. Реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955. Леонидов А., О роли иезуитов в политике совр. Империализма, "МЭ и МО", 1957, No 2. Шейнман М. M., Папство, М., 1959. Тонди А., Иезуиты, пер. С итал., М., 1955. Hoensbroech P. V., 14 Jahre Jesuit, Tl 1-2, 4 Aufl., Lpz., 1911. Tondi A., La potenza segreta dei Gesuiti, Roma, 1955 (есть нем. Пер.). Klaus G., Jesuiten Gott Materie, 2 Aufl., В., 1958.Б. Я. Рамм. Ленинград..
Дополнительный поиск Иезуиты
На нашем сайте Вы найдете значение "Иезуиты" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иезуиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа