Иисус Христос
(от греч. Xristos - помазанник, перевод др.-евр. Слова "машиах" - мессия) - мифич. Основатель христианства, якобы живший в Палестине в 1 в. Н. Э. И распятый на кресте при рим. Наместнике Пилате. Вера в ист. Существование И. X., его воскресение и 2-е пришествие на землю составляет один из гл. Пунктов символа веры большинства христ. Церквей и сект. Об И. X. Ничего не знали греч. И евр. Писатели и историки 1-2 вв. (Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, Филон Александрийский и др.), писавшие о Палестине 1 в. Упоминание об И. X. У Иосифа Флавия является несомненной позднейшей подделкой. Сведения рим. Историков Светония и Тацита, писавших во 2 в., неясны и относятся не к И. X., а к христианам более позднего времени. Образ И. X. Как сына божьего, якобы воплотившегося в еврее из бедной семьи, чудесным образом зачатом вне брака, проповедовавшем добро, безвинно понесшем на себе грехи мира и тем самым искупившем первородный грех человечества, распятом и воскресшем, сложился в 1 в.
В вост. Части Рим. Империи среди рабов, вольноотпущенников и бедняков. В нем нашли свое отражение широко распространенные на В. Представления об умирающих и воскресающих богах. На миф об И. X., очевидно, оказали влияние культ семитского божества Иисуса (самое имя "Иисус" означает "спаситель)", превратившегося впоследствии в героя библейских мифов - Иисуса Навина, мессианизм евреев и их вера в восстановление царства Израиля, учение иудейской секты ессеев о судьбе и новом пришествии казненного "учителя справедливости", а также религ.-филос. Учения античности (Филон, Сенека). В наиболее ранних христ. Произв. (Апокалипсис Иоанна, ранние послания, приписываемые Павлу) нет никаких данных об И. X. Как о человеке (И. X. - мифологич.
Агнец, закланный от начала мира и грядущий скоро разрушить великую блудницу - Рим). Однако уже в т. Н. Апостольских посланиях создается образ бога, воплотившегося на земле в человека, распятого на кресте и вознесшегося на небо. Ему приписываются различные изречения, в к-рых отражаются взгляды проповедников складывающихся христ. Общин. Из этих сборников, дополненных описаниями вымышленных обстоятельств, при к-рых якобы произнесены те или иные изречения И. X., складываются в сер. 2 в. Повествования о чудесной земной жизни И. X. - Евангелия, из к-рых 4 признаются церковью каноническими. В кон. 4 в. С принятием окончат. Редакции символа веры (381) завершается догматич. Обработка образа И. X. Как "богочеловека" с двумя естсствами - божественным и человеческим.Образ И.
X. Как мифич. Основателя новой религии и церк. Учение о вторичном его пришествии были использованы и используются для проповеди смирения и покорности среди нар. Масс. Сказания о его смерти и о гробе христовом служили поводом для грабительских войн между приверженцами различных религий (см. Крестовые походы) и религ. Погромов (еврейские погромы). С 19 в. С ростом рабочего движения и распространением науч. Социализма, а также в связи с победой социализма в ряде стран в 20 в. Получили распространение представления о И. Х. Как о "первом социалисте". Это представление и теперь используется в целях отвлечения пролет. Масс от клас. Борьбы, а также приспособления идеологии христ. Церкви к новым условиям.Вопрос об ист. Существовании И. X. В бурж.
Науке решался и решается по-разному. Исследователи т. Н. Историч. Школы (нем. Ученый Г. Реймарус, тюбингенская школа, франц. Ученые Э. Ренан, А. Луази, А. Швейцер и др.) признают историчность И. X. И нек-рых событий, полож. В основу евангельского повествования. Мифологич. Направление считает И. X. Мифич. Личностью (франц. Ученые К. Вольней и Ш. Дюпюи, нем. Ученый Бруно Бауэр, англ. Ученый Дж. Робертсон, нем. Ученый А. Древс, франц. Ученый П. Альфарик и др.). Вопрос о признании ист. Существования И. Х. Не безразличен для исследователя-марксиста, т. К. Его науч. Решение наносит сильный удар по церк. Догме. Однако этот вопрос не следует считать осн. Критерием марксистского или немарксистского подхода к раннему христианству.Лит. См. При статьях Библия, Евангелия.И. А. Энгельгардт.
Москва..
Дополнительный поиск Иисус Христос
На нашем сайте Вы найдете значение "Иисус Христос" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иисус Христос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 13 символа