Историзм

86

Принцип науч. Мышления, рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определ. Объективных закономерностей. В ист. Науке возникновение И. Было связано с преодолением, с одной стороны, взгляда на историю как на хаотич. Нагромождение случайностей, свойственного нарративной (повествовательной) и прагматич. Историографии, а с другой стороны - провиденциализма, свойственного теологич. Концепциям средневековья. Взгляд на всемирную историю как на процесс закономерного развития либо в форме чередования определ. Циклов (Вико), либо в форме линейного прогресса (Кондорсе, Тюрго, Гердер) появляется уже в философии истории просветителей 18 в. Однако, рассматривая историю как процесс реализации каких-то определ. Идей, просветители игнорировали качественное своеобразие отд.

Ист. Эпох. С позиций абстрактного бурж. Рационализма значит. Часть истории, в частности все средневековье, провозглашалась лишенной развития. Романтич. Историография нач. 19 в. (историческая школа права и др.), в противоположность просветителям, подчеркивала своеобразие, индивидуальность событий и эпох. Но из этого она делала релятивистские выводы и приходила к отрицанию ист. Прогресса. Философия истории Гегеля сочетает идею специфичности каждой ист. Эпохи с признанием общей поступательности обществ. Развития в целом. Однако гегелевский И. Имел идеалистич. Основу.Подлинно научный И. Был впервые разработан Марксом, став важнейшей стороной диалектич. И исторического материализма. С точки зрения марксизма, и природа, и обществ. Жизнь находятся в процессе закономерного развития, законы к-рого могут быть познаны только на основе изучения его истории.

В этом смысле Маркс и Энгельс писали в "Немецкой идеологии". "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Чтобы не затеряться в массе частностей, нужно "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 436). Понятие И. Шире, чем понятие ист. Метода, поскольку принцип И. Обязателен и для теоретич. Исследования. Хотя при логич. Способе исследования ученый отвлекается от особенностей становления предмета и рассматривает его без ист.

Зигзагов, как бы в готовом, сформировавшемся виде, теоретич. Понятия будут истинными лишь в том случае, если они правильно отражают главные, типичные черты ист. Реальности. "С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме. Отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный процесс, причем каждый момент можно рассматривать в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости и классической формы" (Энгельс Ф., в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Избр. Произв. Т. 1, 1955, с. 332). И. Как методологич. Принцип марксистской историографии требует любое явление прошлого и настоящего рассматривать, во-первых, в его возникновении, развитии и изменении, во-вторых, в связи с др.

Явлениями и условиями данной эпохи, в-третьих, в связи с конкретным опытом истории, к-рый позволяет установить не только непосредственные, но и отдаленные последствия изучаемого события или процесса. Все эти требования внутренне связаны и взаимообусловлены. Первое ориентирует на изучение внутр. Законов исследуемого явления, вычленение гл. Периодов его развития и его качеств. Особенностей на разных стадиях процесса. Второе подчеркивает своеобразие и единство каждой данной социальной структуры, отд. Элементы к-рой можно понять только в их соотнесенности с целым. Наконец, третий пункт отражает единство, преемственность и поступательность ист. Процесса, в к-ром любое явление может быть понято, лишь будучи соотнесенным не только с прошлым, но и с будущим, в к-ром обнаруживаются тенденции его дальнейшего развития.И.

Имеет первостепенное значение для практики ист. Исследования. Последоват. Проведение принципа И. Предохраняет историка как от субъективизма, так и от характерного для части бурж. Историографии признания "вечных", "надысторических" законов истории. Прослеживая ведущие линии ист. Развития, ученый в состоянии дать им научно обоснованную оценку, не допуская ни произвольной модернизации ист. Прошлого, ни искусств. Архаизации. Ист. Подход к явлениям обществ. Жизни позволяет не только правильно понять прошлое и настоящее, но и научно предвидеть будущее. Поэтому И. Является необходимой чертой теории и стратегии марксистско-ленинских партий. Нарушение принципа диалектич. Подхода к действительности, марксистского принципа И. Лежит в основе догматизма.Совр.

Бурж. Историография и философия истории, отрицающие, как правило, объективную закономерность и поступательность ист. Процесса, глубоко чужды духу И. Это особенно наглядно проявляется в типичной для бурж. Историографии модернизации истории, получившей своеобразное "теоретическое" обоснование в презентизме. Многие совр. Бурж. Философы выступают с позиций открытого антиисторизма. Неопозитивист К. Поппер (Англия) и иррационалист Ф. Хайек (США) прямо отвергают И. Вообще и марксистский И. В особенности (поскольку И. Признает закономерность обществ. Развития и возможность науч. Предвидения будущего). С др. Позиций обрушиваются на И. Католич. Философы, для к-рых неприемлемо содержащееся в идее И. Отрицание божеств. Провидения и трансцендентного "смысла" истории.

Органически чужда И. Совр. Бурж. Социология, к-рая отказалась даже от самого понятия "ист. Развитие", заменив его неопредел. И бессодержат. Понятием "социальное изменение".В бурж. Философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв. Существовало течение "И."представители к-рого вкладывали, однако, в это понятие совершенно особый смысл. И. Как филос. Течение эпохи империализма распадается на 2 осн. Направления. Первое связано с итал. Неогегельянством (Б. Кроче, Дж. Джентиле), второе с иррационализмом нем. "философии жизни". Общее у этих направлений состоит в их идеалистич. Характере и специфич. Направленности интересов, в попытке подкрепить филос. Идеализм, несовместимость к-рого с естествознанием стала слишком очевидной, данными истории. Однако в остальном эти течения существенно различны.

"Абсолютный И." Кроче и итал. Неогегельянства вообще имеет в осн. Объективно-идеалистич. Характер и рассматривает историю как развитие абсолютного духа, к-рый необходимо развертывается в направлении прогресса, а историографию - как специфич. Форму познания, совпадающую с философией. Кроче неоднократно выступал против иррационализма и релятивизма в философии истории, хотя они были объективно присущи и его собств. Системе. Напротив, нем. "неоидеалистический" И., уходящий корнями в нем. Романтич. Историографию, а своим родоначальником считающий В. Дильтея, отличается подчеркнутым иррационализмом и имеет в осн. Субъективно-идеалистич. Природу. Если Дильтей еще пытался избежать крайних выводов, то уже у Г. Зиммеля, О. Шпенглера и Т.

Лессинга этот ложный И. Вырождается в полнейший релятивизм и субъективизм, достигающий своего апогея в экзистенциализме. Отрицая возможность научного, объективного ист. Познания, сторонники неоидеалистич. И. Либо проповедуют скептицизм, в результате к-рого самый термин "И." часто трактуется в бурж. Лит-ре как синоним ист. Релятивизма, либо апеллируют к религии, к внеисторич., трансцендентным "ценностям" (Э. Трёльч, Ф. Мейнеке). Тем самым они смыкаются с др. Направлениями филос. Идеализма. В наст. Время идеалистич. И. Не представляет самостоят. Филос. Течения, но его влияние сильно чувствуется в бурж. Литературе по вопросам философии и методологии истории, особенно в ФРГ (работы Э. Ротхаккера, В. Колера, Г. Риттера и др.) и в Италии.Лит.

Асмус В. Ф., Маркс и бурж. Историзм, М.-Л., 1933. Данилов А. И., Фридрих Мейнеке и нем. Бурж. Историзм, "ННИ", 1962, No 2. Croce B., La storia come pensiero e come azione, 3 ed., Bari, 1939. Heussi K., Die Krisis des Historismus, Tübingen, 1932. Lee D. E., Beck R. N., The meaning of historism, "American Historical Review", 1954, v. 59, p. 568-77. Troeltsch E., Der Historismus und seine Probleme, Buch 1-2, Tubingen, 1922. Mannheim K., Historismus, "Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", Tübingen, 1924, Bd 52. H. 1. Meinecke F., Die Entstehung des Historismus, Bd 1-2, Münch.-В., 1936. Popper K. R., Misère de l'historicisme, trad. De l'anglais, P., 1956. Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, (Torino), 1956.См. Также ст. История, Исторический материализм, Закономерность историческая и лит-ру к ним.И.

С. Кон. Ленинград..

Значения в других словарях
Историзм

принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Принцип И. Первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Дж. Вико, Вольтера Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Фихте, Г. Гегеля, А. Сен-Симона, А. И. Герцена. В 18 и 1-й половине 19 вв. Его развитие шло в форме философии истории (См. Философия истории), которая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом исторической науки средневековья и Провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей 18..

Историзм

ИСТОРИЗМ - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма - в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля. Применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс. В естествознании - Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. Историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ст..

Историзм

ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма - в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля. Применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г.Ф.В. Гегель, К. Маркс>. В естествознании - Ч. Лайель> и Ч. Дарвин. С конца 19 в. Историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче>, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые с..

Историзм

Слово, принцип. ..

Историзм

1. М.1) Принцип изучения и оценки действительности как развивающейся, изменяющейся во времени. Исторический подход при рассмотрении чего-л.2) Воспроизведение прошлого.2. М.Слово или устойчивое словосочетание, обозначающее исчезнувшие предметы, процессы, явления (в лингвистике).. ..

Историзм

-а, м. Рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.. ..

Историзм

Историзма, мн. Нет, м. (науч.). Методологический принцип рассмотрения предметов и явлений в их истории.. ..

Историзм

1) Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. И. Придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.. ..

Историзм

Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма — в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля. Применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс. В естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. Историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под с..

Историзм

(от лат. Historia. ..

Историзм

— принцип подхода к изучению действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Включает рассмотрение всех явлений как системы, обладающей особой внутренней структурой, изучение процессов развития, перехода от одного состояния к другому. Требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими и в связи с конкретным опытом истории.. ..

Истома

Григорий (Истома Малый) - рус. Дипломат кон. 15 - нач. 16 вв. В 1496 был направлен для дипломатич. Переговоров в Данию. В связи с осложнением рус.-швед. Отношений не мог избрать обычный путь через Прибалтику и отправился из устья Сев. Двины на 4 парусных судах мор. Путем. Обогнув Кольский и Скандинавский п-ова, И. Благополучно достиг г. Тронхейма, откуда сухим путем направился в Берген, а затем в Копенгаген, открыв, т. О., задолго до англ. Мореплавателя Ченслера возможность сношений Рус. Гос-ва ..

Истомин

1.Владимир Иванович (1809 - 7.III.1855) - герой Севастопольской обороны 1854-55, контр-адмирал (1853). Из дворян Пензенской губ. Окончил Мор. Кадетский корпус (1827). Участник Наваринского сражения 1827. В 1828-29 участвовал в блокаде Дарданелл. В 1835 переведен с Балт. На Черноморский флот. С 1850 командовал линейным кораблем "Париж", на к-ром успешно участвовал в Синопском сражении 1853. Во время Севастопольской обороны 1854-55 возглавлял оборону Малахова кургана и прилегающих редутов, показал..

Историография

(от история и греч. Grapo - пишу, букв. - описание истории) - 1) История ист. Науки, являющейся одной из важнейших форм самопознания человеческого общества. И. Наз. Также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (напр., И. Чартизма, И. Великой Отечественной войны Советского Союза), или совокупность ист. Работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом, теоретико-методологич. Или нац. Отношении (франц. И., нем. Бурж.-юнкерская И., марксистская И..

Историс

(IstГєriz), Франсиско Хавьер де (1790-1871) - исп. Политич. Деятель. Участвовал в освободит. Войне исп. Народа против франц. Оккупантов (1808-14). Во время революции 1820-23 - председатель кортесов (1822). Выступал в поддержку Кадисской конституции 1812. После поражения революции был приговорен к смертной казни и бежал в Лондон. В 1834 возвратился на родину. Во время 1-й карлистской войны (см. Карлистские войны) и Испанской революции 1834-43 И., совершив эволюцию вправо, примкнул к партии умерен..

Историзм

Одна из центральных категорий исторических наук, истолковывающих мир - и прежде всего социальную жизнь - как постоянное обновление (становление) и использующих временной ряд "прошлое-настоящее-будущее" ("было-есть-будет"). Из многочисленных значений термина "И." можно выделить следующие два основных. 1) определенность настоящего прошлым и/или будущим. 2) определенность прошлого и будущего настоящим. В неисторических науках, подобных физике, химии или экономической науке, мир понимается как посто..

Дополнительный поиск Историзм Историзм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Историзм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Историзм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа