История

118

(греч. Istoria - исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны. До тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). В этом смысле можно говорить об И. Мироздания, И. Земли, И. Отд. Наук - физики, математики, права и т. Д. Уже в древности возник термин "естественная И." (historia naturalis) применительно к описанию природы. Применительно к человеческому обществу И.

- его прошлое, процесс развития его в целом (всемирная И.), отдельных стран, народов или явлений, сторон в жизни общества.2) Наука, изучающая развитие человеч. Общества во всей его конкретности и многообразии, к-рое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Марксистско-ленинская ист. Наука изучает развитие человеч. Общества как "...единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противо- речивости, процесс" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 41).И. Является одной из обществ. Наук, отражающих важную сторону человеч. Общества - потребность в самосознании. И. - одна из ведущих форм самосознания человечества.История как процесс развития общества. И. Об-ва является частью и продолжением И. Земли, природы.

В итоге длительной естеств. Предыстории ок. 1 млн. Лет назад появился человек, к-рый постепенно перешел от использования предметов природы к целенаправленной их обработке, опираясь на них при воздействии на окружающий мир. Систематич. Изготовление орудий на древнейшей стадии (стадия, представленная питекантропом, синантропом и гейдельбергским человеком) и их использование повлекли за собой формирование психики человека и создали базу для возникновения речи. Параллельно шел процесс становления об-ва, к-рое, какова бы ни была его форма, является продуктом взаимодействия людей (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402).,И. Об-ва возникла с появлением на Земле человека и первичного человеч. Коллектива и с этого момента она есть И.

Людей, "...не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека" (Маркс К. И Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 102). Субъектом И. Является человек. С появлением об-ва начинается ист. "творчество" людей, человечества, к-рое и является содержанием И. Люди создают материальные и духовные ценности, ведут борьбу с природой и преодолевают противоречия внутри об-ва, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ. Отношения. В И. Действуют люди, коллективы, об-ва, к-рые различаются между собой не только исторически (как, напр., различны первобытные об-ва людей с примитивными орудиями и совр. Об-ва промышленно развитых стран и т. П.), но и в каждый данный момент. Люди живут в различных природных условиях. Они занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т.

Д. И. Об-ва есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отд. Людей, человеч. Коллективов, всего человечества.Поступат. Ход И. Проявляется во всех аспектах. В И. Материального произ-ва, изменениях обществ. Строя, развитии науки и культуры и т. Д. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич. Двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. Произ-во. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва шел процесс перехода от первобытных коллективов через об-ва рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.

Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и об-ва настолько, насколько оно познает законы их развития. Пройденный человечеством за сотни тыс. Лет путь показывает, что процесс его ист. Развития носит объективный, закономерный характер. На развитие об-ва оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. Взаимодействии. Уровень развития производит. Сил, производств. Отношений и соответствующих им надстроечных явлений (государство, право и т. Д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой и др. Каждый из факторов существенно влияет на развитие об-ва, составляя в совокупности необходимые условия его существования и развития.

Географич. Среда, напр., оказывает на протяжении всемирной И. Большое влияние на развитие человека, на его расселение. Низкая плотность населения и медленный его прирост при наличии огромных не освоенных человеком пространств сдерживали, напр., прогресс человеч. Об-в Америки (до 16 в.) и Австралии (до 18 в.).В совокупности факторов развития об-ва главным является произ-во материальных благ, т. Е. Средств к жизни, необходимых для самого существования людей и их деятельности. "...Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. Д." (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 350). Способ производства охватывает производительные силы и производств.

Отношения, в к-рые люди вступают между собой. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К., там же, т. 13, с. 6-7).Способ произ-ва материальной жизни обусловливает социальный, политич. И духовный строй об-ва, определяет тип господствующих в нем отношений. Но характер существующих в различных р-нах мира отношений, при существовании в них одного и того же способа производства, зависит от всех факторов.

"...экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. Д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" (там же, т. 25, ч. 2, с. 354).Материальная жизнь об-ва, будучи объективной стороной ист. Процесса его развития, является первичной, а человеч. Сознание вторично по отношению к нему. Жизнь об-ва, его И. Проявляется в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. Процесса. Обществ. Сознание каждого данного об-ва, его обществ.

Идеи и учреждения представляют собой отражение его обществ. Бытия и прежде всего господствующего в этом об-ве способа произ-ва. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, застает определенную объективную систему обществ.-экономич. Отношений, обусловленную достигнутым уровнем производит. Сил. Эти унаследованные отношения определяют характер и общие условия деятельности нового поколения. Поэтому об-во ставит перед собой только такие задачи, к-рые оно может разрешить. Но, с другой стороны, новые обществ. Идеи, политич. Учреждения и т. П. После их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и, стимулируя людей действовать в определенном направлении, тем самым оказывают активное воздействие на ход обществ.

Развития. На ход ист. Развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки. Политич. Формы клас. Борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. Теории, религ. Воззрения и т. Д. "Тут имеется налицо взаимодействие всех этих моментов, в котором в конце концов экономическое движение, как необходимое, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей..." (Энгельс Ф., там же, т. 28, 1940, с. 245).И. Об-ва знает следующие осн. Типы производств. Отношений - первобытнообщинные, рабовладельч., феод., капиталистич. И коммунистические, и соответствующие им типы общественно-экономич. Формаций. И. Формаций в зависимости от уровня производит. Сил и характера производств. Отношений проходит в своем развитии ряд стадий, фаз, ступеней (стадии раннего, развитого и позднего феодализма, капитализма периода "свободной конкуренции" и монополистического капитализма - империализма и т.

Д.). Кроме того, в ист. Процессе можно выявить ряд ист. Эпох, этапов, к-рые обнимают комплекс процессов и явлений, характерных для ряда стран и народов, находящихся в сходных ист. Условиях, хотя нередко и разных по уровню своего развития (напр., эпоха Возрождения). Осн. Элементом формации является господствующий социально-экономич. Уклад, с к-рым могут сосуществовать др. Уклады - остатки формации, отошедшей в прошлое, или зародыши новой формации. Последовательная смена обществ.-экономич. Формаций выражает общее направление поступательного движения всемирно-ист. Процесса.Внутр. Источником развития об-ва является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри об-ва.

Преодоление противоречий между об-вом и природой приводит к открытию и использованию новых сил природы, что способствует развитию производит. Сил и прогрессу об-ва. Но как способ производства является гл. Фактором в совокупности условий, определяющих жизнь об-ва, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками обществ. Развития. "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - чту является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" (Маркс К., там же, т. 13, с. 7).Изменение в развитии материальных производит. Сил, вступающих в противоречие с существующими производств. Отношениями, т. Е. Изменение обществ. Бытия, отражается в обществ. Сознании людей, является причиной появления новых идей. Это противоречие ведет к появлению борьбы внутри об-ва между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. Учреждения, поддерживающие их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. Учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу материальных производит.

Сил. Сознательные мотивы в действиях людей, политич. Партий и выдающихся ист. Личностей являются отражением экономич. Условий. В антагонистич. Формациях несоответствие материальных производит. Сил об-ва и существующих производств. Отношений проявляется в классовой борьбе (см. Классы и классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. Учреждений всегда затрагивает клас. Интересы людей, и возникающие здесь внутренние противоречия могут быть разрешены только в ходе клас. Борьбы, высшим проявлением к-рой является социальная революция. Реформы в об-ве, состоящем из антагонистич. Классов, являются частным результатом клас. Борьбы и они лишь отчасти разрешают возникшие в обществе противоречия.В обществе, не имеющем антагонистич.

Классов, нет влиятельных обществ. Сил, стоящих за сохранение устаревших форм собственности и выступающих против перестройки существующих на их основе политич. Учреждений. Преодоление возникающих в таком об-ве противоречий осуществляется путем реформ, а их проведение является показателем его прогрессивного развития. При социализме и коммунизме, когда антагонистич. Противоречия отсутствуют, "...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями" (там же, т. 4, с. 185).Гл. Творцом И. Является народ, нар. Массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич. И духовном развитии человеч. Об-ва.Историч. Опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. Масс в И. Происходит непрерывный рост производительности труда людей.

Производительность труда крепостного при феодализме выше, чем раба, а производительность труда наемного рабочего во много раз выше производительности труда крепостного. Возрастают также активность, сила и эффективность борьбы нар. Масс за свои интересы. Роль нар. Масс в обществ. Жизни значительно усиливается в переломные эпохи, особенно во время революц. Поворотов в И. Наиболее активной она становится во время социалистич. Революций, т. К. Социалистич. Революция "...есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности. Неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого" (Маркс К. И Энгельс Ф., там же, с. 446).Социалистич.

Революция в корне меняет ход мировой И. Она ведет не к замене одних эксплуататорских классов другими (как было, напр., во время бурж. Революций), а к отмиранию классов, обществ. Антагонизма. Если предшествующие революц. Перевороты означали переход к новому этапу в И. Человечества, то социалистич. Революция знаменует переход к новой обществ. Эре, к принципиально новой обществ. Системе - бесклас. Об-ву.Развитие обществ.-экономич. Формаций, клас. Борьбы, возрастание роли нар. Масс обусловливают поступательное, прогрессивное развитие человеч. Об-ва. Критерием обществ. Прогресса является степень развития производит. Сил, освобождения нар. Масс от оков неравенства и угнетения, успехи в развитии общечеловеч. Культуры. В постепенном овладении силами природы вехами ист.

Развития являются открытия "тайн" природы - энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеч. Коллективов от первобытного стада, родов и племен к народностям и нациям, от эксплуататорских об-в с разнообразными формами зависимости и свободы к такому об-ву, к-рое основано на равноправном сотрудничестве его членов. В ходе ист. Процесса в огромной степени расширяется производств, деятельность людей, усиливается, интенсифицируется их познавательная деятельность, совершенствуется сам человек как существо разумное и общественное.Поступат. Развитие человеч. Об-ва имеет и пространственный аспект.

Первобытный человек из очагов первоначального появления постепенно расселился по земному шару. Появление сначала немногих р-нов, где цивилизация развивалась более быстро и где сложились первые гос. Образования рабовладельч. Типа (в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Брахмапутры, Хуанхэ и Янцзы), оказывало сильное влияние на жизнь населения соседних терр. Постепенно люди осваивала новые, все более обширные территории, соприкасаясь все теснее друг с другом. Этот процесс продолжается до наст. Времени.Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития об-ва. "Век камня" характеризуется крайне медленным прогрессом в материальной и духовной жизни об-ва. Несравненно быстрее шло развитие об-ва в "век металла" (меди, бронзы и особенно железа).

Если первобытнообщинный строй существовал сотни тыс. Лет, то последующие этапы своего развития об-во проходило постоянно ускоряющимися темпами. Рабовладельч. Строй - за несколько тысячелетий, феодальный - в основном за одно тысячелетие, а капиталистич. Об-во - за несколько столетий. В течение нескольких десятилетий, начиная с 1917, уже осуществляется переход человеч. Об-ва к коммунизму. Ускорение темпов прогресса об-ва во всех областях жизни достигло такой степени, когда люди даже одного поколения стали способны ощутить прогрессивное развитие и осознать его.Ист. Процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. Наблюдались моменты относительного застоя или даже врем.

Регресса, а в др. Случаях - особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает ист. Развитие в пределах одной эпохи, страны и т. Д. В одних областях экономич., политич. Или духовной жизни наблюдается расцвет, подъем, в других - упадок, застой. Переход у разных народов от одного обществ. Строя к другому происходил и происходит в разное время. Рабовладельч. Строй сначала появился в Египте, Шумере и Аккаде (4-3-е тыс. До н. Э.), затем в Китае и Индии. В 1-й пол. 1-го тыс. До н. Э. Складывается рабовладельч. Об-во у древних греков, персов, римлян. Столь же неравномерным был переход к феодализму и затем к капитализму.После Вел. Окт. Социалистич. Революции 1917 сов. Народ первым начал строительство социализма, и сейчас создает материально- технич.

Базу коммунизма. После 2-й мировой войны 1939-45 социалистич. Об-ва возникли в ряде стран Европы и Азии. В то же время в большинстве стран совр. Мира господствующим остается капиталистич. Способ произ-ва. Нек-рые народности, этнич. Группы, страны в силу определ. Ист. Условий миновали те или иные ступени обществ. Развития. Напр., герм. И слав. Племена перешли к феодализму, минуя рабовладельч. Строй. Ряд народностей в СССР, Монголия и др. Перешли от феодализма к социализму, минуя капитализм. В США не было феодализма и т. Д. У народов и стран, находящихся на одной ступени ист. Развития, имеются и различия (напр., классич. Антич. Рабство отлично от рабства в странах Востока. Имеются особенности в строительстве социализма в различных социалистич.

Странах). Неравномерность и различия в развитии отд. Народов и стран вызываются конкретными особенностями их И. Уровнем развития производит. Сил, различиями природных условий, влияниями и взаимоотношениями с соседними народами и т. Д. Но общая тенденция ист. Развития состоит в последовательной смене обществ.-экономич. Формаций, хотя в ряде конкретных случаев наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций в мире. Так, в наст. Время наряду с двумя осн. Формациями - социализмом и капитализмом - у ряда народностей сохранились феод. Отношения и даже остатки рабовладельч. И. Первобытнообщинного строя (у нек-рых племен и народов Африки).Общий поступательный ход развития человеч. Об-ва, ускорение темпов этого развития и одновременно наличие неравномерности и различий в развитии отд.

Народов и стран, даже явлений застоя - все это является показателем единства и в то же время колоссального многообразия ист. Процесса. Выражением единства ист. Процесса являются также повторяемость, сходство многих черт социально-экономич., политич., идеологич. Явлений, форм у различных народов и стран, находящихся на одинаковой ступени обществ. Развития. В результате великих археологич. Открытий 19-20 вв. Были обнаружены сходные орудия труда, жилища, предметы культа и т. Д. У народов, часто не имевших в далеком прошлом непосредств. Связей друг с другом. Внутр. Единство всемирно-ист. Процесса проявляется также в близких друг другу формах, течениях, направлениях в области идеологии (религия, искусство и др.). И. Говорит об общем человеч.

Авторстве в выработке науч. Знаний. Многие достижения человеч. Знания можно считать результатом коллективного творчества народов в ходе их ист. Развития. Т. О., отд. Части человечества, несмотря на нек-рые исключения, проходили в целом один и тот же путь.Тенденцией, закономерностью всемирной И. Является нарастание, укрепление взаимосвязи отд. Народов и стран, их взаимовлияний. Так, культурный обмен между различными племенами, об-вами в эпоху палеолита совершался в радиусе до 800 км, ко времени появления первых цивилизаций (3-1-е тыс. До н. Э.) - до 8 тыс. Км, а в 1-м тыс. Н. Э. Он охватил всю Азию, Европу и Африку. Налаживание связей между народами, гос-вами и т. Д. Имеет большое значение в И. Человеч. Об-ва. Эти связи между группами, народностями на протяжении человеч.

И. Принимали различный характер. Миграции (напр., т. Н. Великое переселение народов, заселение островов Полинезии и т. Д.), идеологич., культурные и др. Влияния и заимствования, различные социальные диффузии (распространение буддизма, христианства, ислама из мест первоначального их возникновения, влияние антич. Культуры в эпоху Возрождения, распространение марксизма во 2-й пол. 19 - 1-й пол. 20 вв. И др.). Но до появления капитализма эти связи носили эпизодич. Характер, легко нарушались под влиянием внешних причин, часто носили принудительный характер. Народы жили в значит. Степени изолированной жизнью, и нарушение связей нередко приводило к задержке в ист. Развитии отд. Народов (напр., нашествия гуннов Аттилы, орд Чингисхана и др.

Приводили к нарушению торг. Обмена, упадку х-ва и культуры). Лишь капиталистич. Эпоха с ее Великими географич. Открытиями, всемирным обменом приводит к созданию всемирных связей и всемирной И. Общение народов превратилось из случайного, эпизодического в необходимое, постоянное, хотя в ряде случаев принудительный характер связей сохраняется и усиливается. Последнее нашло яркое проявление в колониальной эксплуатации развитыми капиталистич. Странами отставших народов.Новый тип общения между народами родился с образованием социалистич. Системы. Отношения между странами социалистич. Лагеря, объединенного общностью цели, строятся на основе равноправия, взаимопомощи и братского сотрудничества и ведут к постепенному выравниванию уровней развития этих стран.

Родился также новый тип отношений социалистич. Стран с народами, сбросившими иго колониализма,- установление тесных связей с социалистич. Странами способствует их быстрому экономич., политич. И культурному развитию. Совр. Об-во вступает в новую эру своего развития - эру бесклассового коммунистич. Об-ва, в к-ром постепенно будут преодолены все гл. Различия в уровнях развития народов мира и единство ист. Процесса приобретет поистине всемирный характер.История как наука о развитии общества. Ист. Наука, как и др. Науки, по мере ее развития вбирала в себя опыт многих человеч. Поколений. Расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знании. Всемирная И. Стала хранительницей тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.Все обществ.

Науки являются историческими, поскольку они изучают "...в их исторической преемственности и современном состоянии, условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. Д." (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 90). В широком значении понятие "И." или соответствующее ему понятие "историч. Группа наук" в наст. Время употребляется редко. Сложившуюся систему наук, к-рые с различных сторон изучают И. Об-ва (социология, история, политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.), принято называть группой обществ. Наук. При совр. Уровне знаний, т. Е. При развившейся самостоятельности каждой из обществ. Наук, а подчас и кажущейся независимости их друг от друга, они органически и неразрывно связаны между собой.

Только в своей совокупности они способны дать действительно науч. Представление об об-ве в. Целом и решить в диалектич. Единстве гл. Задачу, стоящую перед ними, - познание прошлого и совр. Состояния об-ва с целью понимания его настоящего и перспектив развития в будущем.Коммунистич. Партия Сов. Союза в своей Программе сформулировала ближайшую задачу именно для И. В широком значении, указав, что на совр. Этапе исследование всемирно-ист. Процесса должно показать возникновение и развитие социалистич. Системы, изменение соотношения сил в пользу социализма, обострение общего кризиса капитализма, крушение колониальной системы империализма, подъем нац.-освободит. Движения, закономерный процесс движения человечества к коммунизму.Обществ.

Науки изучают конкретную И. Об-ва и выводят законы (и их систему - теории) применительно к развитию отд. Этапов, сторон, сфер в жизни человеч. Об-ва, составляющих предмет исследования каждой из них. Таким путем каждая из обществ. Наук в пределах своего предмета исследования подготавливает по частям решение гл. Задачи, стоящей перед И. В широком значении. Формулирование общих законов развития об-ва составляет предмет общей теоретич. Социологии. Науч. Марксистской социологией является исторический материализм.Собственно И. Как наука в более узком значении есть составная часть обществ. Группы наук. Место И. В этой группе обусловлено ее предметом и методом исследования.В течение очень длительного времени И. Носила сугубо "описательный", эмпирический характер.

Непосредственным объектом ее внимания были внеш. События человеч. И. В хронологич. Последовательности, изучение отд. Частных сторон ист. Процесса. Гл. Внимание было сосредоточено на описании политич. Событий. Только позднее ист. Наука приступает к вычленению элементов, связей, структуры человеч. Об-ва, механизма ист. Процесса. В 19 в. Возникает социально-экономич. И., к-рая под влиянием марксизма становится И. Социально-экономич. Процессов, отношений. Предметом ист. Науки стала вся конкретная и многообразная жизнь об-ва во всех ее проявлениях и в ее ист. Преемственности, начиная с появления человеч. Об-ва до его современного состояния.Для ист. Науки главным является изучение конкретной И. Об-ва. При этом И. Опирается на факты прошлого и настоящего, в к-рых нашел отражение объективный процесс развития об-ва (см.

Источники исторические). Собирание фактов, их систематизация и рассмотрение в связи друг с другом есть та внутр. Основа ист. Науки, к-рая свойственна ей с момента зарождения, как свойственна и всем др. Конкретным обществ. И естеств. Наукам. Даже на той стадии развития, когда И. Не имела подлинно науч. Метода, она, опираясь на эту основу, постепенно создавала фактографич. Картину развития об-ва. По мере накопления фактов И. Удавалось уловить связи и взаимозависимость отд. Явлений, типичность нек-рых из них для всех народов, группы стран, накопить сумму знаний о развитии об-ва, к-рые стали одной из науч. Предпосылок для возникновения ист. Материализма (выяснение истории клас. Борьбы в 17-18 вв. И др.).Марксистское понимание И. Об-ва как объективного и закономерного процесса развития требует особенно тщательного накопления и изучения фактов.

При этом, как указывал В. И. Ленин, "необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения..." (Соч., т. 23, с. 266). Собирание по возможности всей совокупности фактов о различных событиях, явлениях и процессах, постоянное накопление этих фактов и их изучение в связи друг с другом - необходимые условия для существования И. И ее развития как науки, это одна из ее сторон. Поэтому в И. Значит. Место занимают описание и повествование. Более того, количественно очень многочисленная группа ист. Исследований, посвященных изучению отд. Событий, локальных явлений, тех или иных фактов жизни об-ва и т. Д., носит преобладающе описательно- повествовательный характер.

Задача историка при этом сводится к тому, чтобы дать точное и предельно сжатое описание исследуемого события или явления.Но И. Как наука не может ограничиться рассказом о событиях, не пытаясь понять их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов И. Приходит к пониманию сущности отд. Явлений и процессов в жизни об-ва, открытию специфич. Законов его развития, особенностей в ист. Развитии отд. Стран и народов сравнительно с другими и т. Д. Все такого рода открытия И. Формулирует в виде теоретич. Обобщений. Особое значение эта сторона ист. Науки приобрела с открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом осн. Законов ист. Развития об-ва. Чтобы научно воспроизвести любой процесс развития, историк должен прежде всего определить, какие элементы участвуют в этом процессе и какова роль каждого из них, детально изучить структуру исследуемого объекта и ее видоизменения на разных стадиях процесса.

Наконец, чтобы представить развитие именно как процесс, а не просто как ряд последовательных состояний объекта, историк должен раскрыть сами законы перехода от одного ист. Состояния к другому. Теоретич. Обобщения, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и частных выводов есть вторая сторона И. Как науки. И. Включает в себя теорию, она невозможна без теории.Единство этих двух сторон ист. Науки неразрывно. В познании И. Об-ва диалектически сочетаются, с одной стороны, накопление фактов и их изучение в связи друг с другом и, с другой, теоретич. Обобщение накопленных и исследованных фактов. Нарушение этого единства в той или иной мере неизбежно ведет к извращению процесса познания И.

Об-ва, к-рое всегда отрицательно отражается на результатах исследования. Наиболее крайними проявлениями такого извращения являются. Вульгарный социологизм, когда исследователь, отвлекаясь от конкретных фактов или игнорируя их, создает без достаточного основания произвольные социологич. Схемы обществ. Развития, и эмпиризм, когда для исследователя по существу является самоцелью собирание и нанизывание фактов без попытки осмыслить их теоретически, обобщить и найти определенные закономерности.В ходе развития ист. Науки вместе с изменением предмета И. Соответственно происходило изменение и метода познания и осмысливания ист. Явлений. Науч. Метод познания И. Об-ва вырабатывался постепенно всеми обществ. Науками. До сер. 19 в.

Историки пользовались методами, страдавшими в значит. Мере метафизичностью. Поэтому их выводы не могли быть строго научными. Историки односторонне оценивали роль отдельных, нередко реальных факторов в жизни об-ва - роль природных условий, выдающихся личностей, обществ. Идей и т. Д. Отсутствие подлинно науч. Метода обусловливало медленный прогресс И. Только соединение диалектики с материализмом дало возможность внести в науку действительно науч. Метод познания сложной и многообразной И. Об-ва. Это стало одной из причин быстрого прогресса ист. Науки, получившей особенное развитие в СССР и др. Социалистич. Странах. И., используя марксистский диалектич. Метод, изучает не просто многообразие фактов ради создания фактографич. Картины жизни об-ва с последовательным и занимательным изложением хода событий.

Она изучает конкретный ход событий, выделяя внутренние связи между ними и их взаимную обусловленность, стремится вскрыть внутреннюю противоречивость, присущую обществ. Явлениям и всему процессу развития об-ва. Метод познания И. Об-ва является органической составной частью ист. Науки.Необходимым условием изучения фактов и явлений обществ. Жизни является историзм. Еще историки Др. Востока и антич. Мира стремились дать описание ист. Событий в хронологич. Последовательности. Позднее стремление к историзму выразилось в попытках выявить тенденции ист. Процесса. Но только с появлением марксизма историзм стал для обществ. Наук, в т. Ч. И для И., науч. Методом выявления закономерностей ист. Процесса. "Самое надежное в вопросе общественной науки,.

Это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (там же, т. 29, с. 436). Игнорирование принципа историзма ведет к искажению исторической действительности, напр. К модернизации прошлого, т. Е. К перенесению более поздних отношений в далекие от них эпохи.Подлинно науч. И. Должна быть правдивой, научно объективной, лишенной преувеличений, строго соответствующей реальной действительности того или иного времени. Вместе с тем И. Была и остается партийной наукой. Партийность ист. Исследований выражает клас.

Идеологию и проявляется прежде всего в теоретич. Обобщениях, к-рые делают историки, опираясь на фактич. Материал, и в связи этих обобщений с существующими в данном об-ве социологич. Учениями. В. И. Ленин подчеркивал, что ". "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе" (там же, т. 19, с. 3), что ". Ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. Д. И т. Д." (там же, т. 2, с. 498-99).Реакционные отживающие классы, интересы к-рых противоречат ведущей тенденции ист.

Развития об-ва, не заинтересованы в объективном познании его И. Их идеология, выраженная в определенных социологич. Системах, порождает искажение и фальсификацию И. Связь И. С социологич. Учениями отживающих, реакционных классов об-ва всегда тормозила в прошлом и продолжает тормозить в современном капиталистич. Мире развитие И. Как науки. И наоборот, связь с передовыми для своего времени социологич. Учениями, выражавшими идеологию классов и обществ. Групп, к-рые в настоящем отстаивали интересы будущего, была плодотворной для И. И способствовала ее развитию в науку. Связь И. С науч. Марксистской социологией - ист. Материализмом - окончательно превратила И. В науку, стала основой ее быстрого прогресса как науки потому, что марксизм-ленинизм есть идеология рабочего класса.

Интересы рабочего класса требуют объективного ист. Познания, так как оно помогает ему осознать поставленную перед ним И. Развития об-ва всемирно-историч. Задачу - осуществить переход к коммунизму, и облегчает борьбу за ее решение. Поэтому партийность И. И ее научная объективность могут быть тождественны только тогда, когда И. Отражает интересы рабочего класса.Иные связи существуют между И. И др. Конкретными обществ. Науками. В отличие от И., для политэкономии, юриспруденции, филологии и др. Конкретных обществ. Наук объектами изучения являются отд. Стороны жизни об-ва или специфич. Его явления в их совр. Состоянии и в связи друг с другом (экономический строй об-ва, формы гос-ва, право, искусство, литература и т. П.). Др. Стороны и явления, вся совокупность условий, характеризующих жизнь об-ва, учитываются этими науками в той мере, в какой это необходимо для понимания изучаемых ими сторон и явлений.

Для И., напротив, объектом изучения является вся совокупность условий, характеризующих жизнь об-ва и в прошлом, и в настоящем, в том числе, как их составной элемент, и те стороны и явления, к-рые исследуют др. Конкретные обществ. Науки. При этом И. Не повторяет их путь в изучении отд. Сторон и явлений, а опирается на их достижения, заимствуя у др. Обществ. Наук ряд теоретич. Понятий, категорий и т. Д. Напр., психология помогает И. Раскрыть механизм социального поведения людей в разные ист. Эпохи, эстетика дает теоретич. Критерий для оценки художеств. Ценностей и т. Д. Др. Обществ. Науки в свою очередь широко используют достижения ист. Науки.В процессе изучения И. Об-ва в ист. Науке, как и во всех др. Науках, происходила неизбежная специализация отд.

Ее частей, к-рая продолжается и в настоящее время. Совр. И. Стала областью знаний, к-рая состоит из отд. Разделов и отраслей науки, вспомогательных ист. Дисциплин и спец. Ист. Наук. Степень специализации отд. Частей различна, что позволяет выделить среди них несколько групп.Первую составляют отд. Разделы и отрасли ист. Науки, в пределах к-рых историки ведут изучение И. Об-ва в целом (всемирной И.) по ее частям. Выделение этих частей, учитывающее объективный ход развития об-ва, вызывается удобствами познания всемирной И., и потому такое выделение не приводит к превращению разделов и отраслей И. В самостоятельные науки. Изучение .

Значения в других словарях
История

(от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. Мироздания, И. Земли, И. Отдельных наук — физики, математики, права и т. Д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно ра..

История

ИСТОРИЯ (от греч. Historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества2)] Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история). Подраз..

История

ИСТОРИЯ (от греческого historia - рассказ> о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс> общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука>), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. Принято деление> на всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов. Историю первобытного общества, древнюю историю. Средневековую, новую и новейшую истори..

История

Слово "история" греческого происхождения (ίστορία). Оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω — стараюсь разузнать, ίστωρ — знаток, свидетель). В смысле повествования о разузнанном, оно перешло в латинский язык, откуда было заимствовано в новыми европейскими языками. В настоящее время оно употребляется в двояком смысле, а именно для обозначения известного знания (historia rerum gestarum, или история, как наука) и для обозначения того, что со..

История

Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история — их ошибочные поступки. Филип Гедалла История — это наука о том, чего уже нет и не будет. Поль Валери История — наука будущего. Константин Кушнер Будущее археологии лежит в руинах. Эрих фон Деникен Археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики. Габриэль Лауб История — как мясной паштет. Лучше не вглядываться, как его приготовляют. Олдос Хаксли История — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися. Эдмунд Берк Истор..

История

(греч.). 1) наука, исследующая последовательное развитие человечества, народа, учреждения и т. Д. 2) естественная история. Все науки, которые занимаются исследованием предметов или явлений природы.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Historia, от histor, знающий. А) Рассказ о событиях. B) Естественная история. Все науки, которые занимаются исследованием составных частей земного шара, животных и растений.(Источник. "Объяснение 25000 ино..

История

• невероятная история. ..

История

Летопись, анналы, деяния, хроника, регесты. Предание, сказание.. ..

История

Происшествие, приключение, случай. Абсурдная, анафемская (разг.), анекдотическая, аховая (разг.), банальная, бесхитростная, веселая, волнующая, глупая, гнусная, гротескная, грязная, дикая (разг.), диковинная, досадная, драматическая, дрянная (разг.), дурацкая (разг.), жалкая, забавная, завидная, загадочная, закулисная, занятная, злополучная, идиотская (разг.), каверзная, канительная, комическая, курьезная, любопытная, небывалая, невероятная, невиданная, нелепая, необыкновенная, необычная, неправ..

История

(иноск.) - приключение, неприятность, скандалСр. Ведь это история, понимаете ли. История - сконапель истоар, говорила гостья.Гоголь. Мертвые души. 1, 9.Ср. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.Гоголь. Мертвые души. 1, 4.Ср. Вы были замешаны в историю.Там же.Ср. О. История у нас вещь ужасная. Благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю. Все равно, вы тер..

История

Ж. Слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. Того, что было или есть, в противоположность сказке, басне. В тесном знач. Бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и пр. Естественая история, наука о природе, по трем ее царствам. | Слово история иногда знач. Происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приклю..

История

Ж.1) Процесс развития природы и общества.2) а) Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества.б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.3) Область науки, изучающая ход развития, последовательные изменения в какой-л. Области природы, культуры, знания.4) Последовательный ход развития, изменения чего-л.5) а) Совокупность фактов и событий чьей-л. Жизни.б) Описание таких фактов, со..

История

ИСТО́РИЯ -и. Ж. [греч. Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном]. ..

История

-и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. Средних веков. 3. Чего или какая. Наука о развитии какой-н. Области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. Театра. 4. Чего. Ход развития, движения чего-н. И. Нашей дружбы. И. Болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного). 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. Умалчи..

История

Истории, ж. (греч. Historia - исследование). 1. Только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества. Прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. Перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книжн., ритор.). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции. 3. Только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (книжн.). Пролетариат взял власть. Перевернулась еще. ..

История

Кого-чего и о ком-чем, про кого-что.1. Кого-чего (ход развития, движения чего-л. Совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-л.). История этого человека. История нашей дружбы. [Хозяйка] рассказывает. Историю своей первой любви (Горький).2. О ком-чем, про кого-что (рассказ, повествование). Все истории о любви очень сходны между собой (Гончаров). Теперь вы мне доскажите вашу историю про Бэлу (Лермонтов).. ..

История

Это слово заимствовано из греческого языка, где historia означает "исследование".. ..

История

Заимств. В древнерусскую эпоху из греч. Яз., где historia «история» <. «знание», суф. Производное от historeō «стараюсь узнать» или histōr «знаток, свидетель». Первоначально — «рассказ об увиденном или разузнанном».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

История

Исто́рия при Петре I. См. Смирнов 1242 Возм., через нем. Historie (с XIII в.) из лат. Historia от греч. Ἱστορία. Вместо стар. Гисто́рия (см.). •• [Виднес ("Scando-Slavica", 3, 1957, стр. 137 и сл.) приводит примеры гораздо более раннего употребления формы история. Памва Берында, изд. 1653 г. История о войне Иудейской, ХVI в. См. Еще G. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 74. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

История

(от греч. Historia рассказ о прошедшем, об узнанном). ..

История

( греч. Historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) процесс развития природы и общества. 2) комплекс общественных наук (ист. Наука), изучающих прошлое человечества в пространственно-временном отношении. И. Состоит из всемирной (всеобщей) И. И И. Отдельных стран и народов. Она включает И. Первобытного общества, И. Древнего мира, И. Средних веков (медиевистику), новую и новейшую И. Отраслями ист. Науки являются. Эконом. И., военная И., ист. География, ..

Историческое Общество Нестора- Летописца

Науч. Объединение историков в Киеве. Осн. В 1872, официально открылось в янв. 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского ун-та, действовало до 1917. Имело задачу содействовать разработке рус. Ист. Науки, распространять ист. Знания, изучать памятники и содействовать их охране. Число членов об-ва. В 1873-13 чел., в 1877-33. С 1890-х гг. - 100 чел. И более. Активно сотрудничали. В. Б. Антонович, В. С. Иконников, М. В. Довнар-Запольский, М. Ф. Владимирский-Буданов, И. И. Срезневский, Н. И. Костомаров,..

Историческое Общество При Петербургском Университете

Осн. В 1889. Действовало до 1917. Бессменным пред. Комитета об-ва был Н. И. Кареев. В 1890 в об-ве значилось более 160 чел., в 1895 - более 270, в 1915 - более 180 чел. В работе об-ва участвовали историки Петербурга,Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и др. Городов. Наиболее активное участие принимали Кареев, А. С. Лаппо-Данилввский, В. И. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков. В отличие от прочих аналогичных об-в, уделяло значит. Внимание вопросам те..

Источники Исторические

Все, непосредственно отражающее ист. Процесс и дающее возможность изучать прошлое человеч. Об-ва, т. Е. Все, созданное ранее человеч. Об-вом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка. Историки используют также данные др. Наук (географии, антропологии и др.) о явлениях, влияющих на развитие человеч. Об-ва или появляющихся в результате обществ. Отношений. И. И. Являются основой любого ист. Исследования, без их изучен..

Источниковедение

Главная из вспомогат. Ист. Дисциплин, разрабатывает теорию и методику изучения и использования ист. Источников (см. Источники исторические). Непосредств. Предметом изучения И. Являются письм. Источники, но его общие принципы применимы при анализе и критике всех ист. Источников. Извлечение из источников ист. Фактов составляет осн. Задачу И. Изучение источников, положенных в основу ист. Исследования, - это первая и совершенно необходимая стадия в работе историка. В процессе его закладывается тот ф..

История

ИСТОРИЯ - движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. Предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. Как свершение или осуществление некоторой цели ("про..

История

Движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. Предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. Как свершение или осуществление некоторой цели ("прогресса цив..

Дополнительный поиск История История

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "История" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением История, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа