"Капитулярий О Поместьях"

293

(лат. Capitulare de villis) - инструкция Карла Великого (768-814) о хоз. Организации поместий (вотчин), находившихся в непосредств. Владении королев. Двора. Содержит предписания об организации полевых и ремесл. Работ, об обязанностях и правах королев. Управляющих, о живом и мертвом инвентаре, к-рый надо иметь в каждой вотчине, и т. Д. В "К. О п." содержатся также данные о социальных категориях внутри крестьянства и втягивании в феод. Зависимость людей, остававшихся еще свободными. Особое внимание в нем уделяется мерам по усилению надзора королев. Управляющих за исполнением многообразных повинностей крестьян и за сохранностью королев. Владений и доходов от расхищения. Будучи одним из немногих памятников, дающих характеристику устройства крупной каролингской вотчины, "К.

О п." позволяет вскрыть господство в ней натур. Х-ва, а также показывает активное влияние королев. Власти на расширение и углубление процесса феодализации франкского общества.Как ист. Источник "К. О п." впервые был широко использован во 2-й пол. 19 в. Сторонниками вотчинной теории, к-рые видели в нем один из важнейших памятников социально-экономич. Строя для всей каролингской эпохи. Источниковедч. Изучение "К. О п." развернулось в нач. 20 в. В связи с дискуссией вокруг работ А. Допша, выступившего за полный пересмотр осн. Положений вотчинной теории (в частности, и базировавшихся на данных "К. О п."). Стремясь поэтому принизить значение "К. О п.", Допш пытался доказать, что он не имел общегос. Применения и был локальной инструкцией, изданной сыном Карла Людовиком (тогдашним королем Аквитании) для своих аквитанских доменов.

Время составления "К. О п.", согласно Допшу, - сер. 90-х гг. 8 в. Точка зрения Допша подверглась критике как со стороны ряда зап.-европ. Историков (М. Блока, В. Эльснера, К. Ферхейна и др.), так и со стороны сов. Историков (Н. П. Грацианского, Л. В. Черепнина, А. И. Данилова и др.). Большинство совр. Исследователей считают "К. О п." док-том, составленным в канцелярии Карла Великого и изд. Прибл. В 800. В то же время получил широкое признание факт сложности состава "К. О п.", который, видимо, возник в результате переработки ряда предшествовавших постановлений, относившихся к разным географич. Районам.Источн. Gareis K., Die Landgüterordnung Kaiser Karls des Grossen, В., 1895. Хрестоматия по истории ср. Веков, т. 1, М., 1961, с. 437-46.Лит. Данилов А. И., Капитулярий о поместьях Карла Великого и его интерпретация в ист.

Лит-ре, Тр. Томского гос. Ун-та, 1953, т. 121, в. 2. Грацианский Н. П., К критике Capitulare de villis, в его кн. Из социально-экономич. Истории зап.-европ. Средневековья, М., 1960. Verhein K., Studien zu den Quellen zum Reichsgut der Karolingerzeit, "Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters", Jg. 10, 1954. Mayer Th., Das Capitulare de villis, "Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung", Weimar, 1962, Bd 79.Ю. Л. Бессмертный. Москва..

Значения в других словарях
"Кан Выонг"

("В защиту императора") - патриотич. Движение в Сев. И Центр. Вьетнаме в 1885-96. Это движение было ответом на договор 1884 между Францией и Вьетнамом, устанавливавший над последней франц. Протекторат. Участники "К. В." отстаивали нац. Независимость, выступая под флагом защиты монархии и феод. Устоев. Во главе движения были представители класса феодалов и феод. Интеллигенции, в связи с чем во вьетнамской ист. Лит-ре его наз. Движением ван тхан (букв. - ученый). Движение началось восстанием в г. ..

"Канун-наме Миср"

(арабо-перс. Тур. "Misir kanun namesi" - "Книга законов Египта") - свод законов, относящихся к Египту. Составлен в 1524 (оформлен в 1532) при султане Сулеймане I Кануни. (1520-66). Устанавливал юридич. Статут воен. И гражд. Феод. Сословий, осн. На признании существовавшей до тур. Завоевания системы откупов (ильтизам), формы землепользования и землевладения, полностью прикреплявшей феллахов к земле феодалов. Особенно тщательно разработаны статьи о правах и обязанностях наместника (бейлербея) Егип..

"Карманьола"

(франц. Carmagnole) - франц. Нар. Революц. Песня-пляска. Впервые прозвучала на улицах Парижа в сер. Августа 1792 в период франц. Бурж. Революции кон. 18 в. Напев "К." был заимствован из нар. Хоровой песни и связан своим происхождением, по-видимому, с г. Карманьолой в Пьемонте (Италия). В Париж его занесли марсельские солдаты-добровольцы, участвовавшие в восстании 10 авг. 1792, к-рое свергло монархию. Автор "К." неизвестен. В наполеоновской Франции "К." была запрещена. С новой силой "К." зазвучал..

"Каролингское Возрождение"

"Каролингский ренессанс", - известный культурный подъем во Франкском гос-ве в 8 - 1-й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. Двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. Лит-ры и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии иск-ва и архитектуры. Термин "К. В." введен бурж. Историографией в 19 в. (франц. Историк Ж. Ампер, нем. К. Бэр и др.), в 20 в. Его широко применяют нем. Историки Э. Патцельт, ..

Дополнительный поиск "Капитулярий О Поместьях" "Капитулярий О Поместьях"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Капитулярий О Поместьях"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Капитулярий О Поместьях", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 25 символа