"Кочевой» Феодализм

309

Встречающееся в лит-ре понятие, отражающее своеобразие развития феод. Способа произ-ва в условиях кочевого скотоводч. Х-ва (см. Кочевничество). Осн. Особенность "К." ф. Заключается в том, что собственность феодалов на землю приобретает форму их монопольного права распоряжаться кочевьями.История кочевых народов и, в частности, эволюция их обществ. Строя недостаточно раскрыты наукой и до сих пор вызывают споры. Дореволюц. Рус. Исследователи (В. Григорьев, М. Ковалевский, Ф. Леонтович, П. Небольсин, А. Позднеев, В. Радлов и др.), расходясь в деталях, отрицали самую возможность возникновения феодализма у кочевников, видели в их обществ. Строе неизменные родоплеменные и общинные отношения. Заслугой сов. Ученых является открытие реально существовавшего феод.

Общества у кочевых народов. Начало этим исследованиям было положено в 1920-х гг. Экспедицией П. Погорельского и В. Батракова, изучавшей экономику киргизского кочевого аула. Материалы экспедиции, опубл. В 1930, показали, что в дореволюц. Киргизии господствовали феод. Отношения. К такому же выводу пришел Л. П. Потапов в своих исследованиях об Ойротии ("Очерк истории Ойротии", Новосибирск, 1933). Опубликованное в 1934 исследование В. Тардова о производств. Отношениях кочевых племен Ирана, по существу, характеризует их тоже как феодальные. Капитальный труд Б. Я. Владимирцова - "Обществ. Строй монголов" (1934) неопровержимо доказал, что в основе истории монголов с 11 до 20 вв. Лежало развитие феод. Способа произ-ва, что феодализм у них, названный Владимирцовым "К." ф., не отличается существенно от феодализма оседлых народов.

Марксистская историография по проблемам обществ. Строя кочевых народов широко использовала осн. Положения Владимирцова. Появились новые труды по истории и эволюции обществ. Отношений этих народов. В то же время возникли новые вопросы, связанные с особенностями "К." ф. Погорельский, Батраков, С. П. Толстов (в своих ранних работах), С. А. Токарев, В. Ф. Шахматов, С. Б. Толыбеков (в более позднее время) утверждали, что у кочевников скот является гл. Средством произ-ва. Другие (М. П. Вяткин, Потапов, И. Я. Златкин и др.) считали, что земля, используемая как пастбища, играет у кочевников решающую роль как в материальном произ-ве, так и в их обществ. Строе. Вызывали споры и вопросы о феод. Зем. Собственности, образовании классов, крепостничестве, общине, причинах междоусобных и завоеват.

Войн и пр. Нек-рые ученые (Шахматов, Толыбеков) утверждали, что общество кочевников не в состоянии развить производит. Силы, производств. Отношения и гос. Устройство выше начального этапа феодализма, т. Н. Патриархально-феодального. Дискуссии по этим вопросам развернулись на науч. Сессии Академии наук Среднеазиат. Республик в 1954 в Ташкенте и на страницах журн. "Вопросы истории" (1954, No 6. 1955, NoNo 1, 3, 4, 11, 12. 1956, No 1). В ходе дискуссий выявилось, что большинство сов. Историков (Н. Г. Аполлова, Г. П. Башарин, М. П. Вяткин, А. Еренов, С. З. Зиманов, С. И. Ильясов, Потапов, Толстов, Златкин и др.) не разделяет концепцию Шахматова и Толыбекова об эволюции обществ. Строя у кочевых народов. Новейшие исследования сов. Историографии, а также ученых МНР, в свою очередь, подкрепили позицию большинства сов.

Историков.Зарубежная бурж. Наука мало интересовалась проблемами социально-экономич. Развития кочевых народов. Большинство ее представителей утверждало, что у этих народов господствуют родоплеменные отношения (Э. Бэкон - США, и др.). В последние десятилетия появились исследования, авторы к-рых, признавая наличие феодализма у кочевников, рассматривают его как явление, вызванное преим. Внешними факторами (напр., О. Латтимор - США). Нек-рые исследования зарубежных авторов представляют значит. Интерес благодаря обилию содержащихся в них фактич. Дапных.Лит. (кроме указ. В статье). Небольсин П., Очерки быта калмыков хошоутовского улуса, "Библиотека для чтения", т. 113, СПБ, 1852. Григорьев В., Об отношениях между кочевыми народами и оседлыми гос-вами, "ЖМНП", СПБ, 1875, ч.

178, No 3-4. Позднеев А. М., Монг. Летопись "Эрдэнийн эрихэ", СПБ, 1883. Радлов В., К вопросу об уйгурах, СПБ, 1893. Бартольд В., Связь общинного быта с хоз. Укладом у турок и монголов, "Известия об-ва археологии, истории, этнографии при Казанском ун-те", т. 34, вып. 3, 4, Казань, 1929. Погорельский П. И Батраков В., Экономика кочевого аула Киргизстана, М., 1930. Тардов В., Осн. Черты производств. Отношений у племен Персии, "Материалы по нац.-колон. Проблемам", М., 1933, No 3(9). Козьмин Н. H., К вопросу о тур.-монг. Феодализме, Иркутск, 1934. Основные проблемы генезиса и развития феод. Общества, М.-Л., 1934. Толстов С. П., Генезис феодализма в кочевых скотоводч. Обществах, см. В вышеназв. Сб. Бернштам А. Н., Проблема распада родовых отношений у кочевников Азии, "СЭ", М., 1934, No 6.

Иванов П. П., Материалы по истории каракалпаков, "Тр. ИВАН", т. 12, 1935. Токарев С. A., Докапиталистич. Пережитки в Ойротии, М., 1936. Богоявленский С. К., Материалы по истории калмыков в пер. Пол. XVII в., "ИЗ", М., 1939, No 5. Пичета В. И., О кочевом феодализме, "ИЖ", 1940, No 1. Вяткин М., Очерки по истории Казахской ССР, М., 1941. Батраков В., Особенности феодализма у кочевых народов, в кн. Научн. Сессия АН Узб. ССР, Таш., 1947. Потапов Л. П., К вопросу о патриарх.-феод. Отношениях у кочевников, "КСИЭ", 1947. Петрушевский И. П., Очерки по истории феод. Отношений в Азербайджане и Армении в XVI - нач. XVII вв., Л., 1949. Новичев А., Тур. Кочевники и полукочевники в совр. Турции, "СЭ", 1951, No 3. Шахматов В. Ф., К вопр. О сложении н специфике патриархально-феод.

Отношений в Казахстане, "ВАН Казах. ССР", 1951, No 7. Якубовский А. Ю., Из истории изучения монголов периода XI-XIII вв., в кн. Очерки по истории рус. Востоковедения, М., 1953. Башарин Г. П., История агр. Отношений в Якутии, М., 1956. Зиманов С. З., Обществ. Строй казахов в первой пол. 19 в., Алма-Ата, 1958. Златкин И. Я., О сущности патриарх.-феод. Отношений у кочевых народов, в кн. Объед. Научная сессия АН республик Ср. Азии и Казахстана, Таш., 1957. Его же, Опыт периодизации истории феодализма в Монголии, в кн. Тр. XXV конгресса востоковедов, т. 5, М., 1963. Его же, История Джунгарского ханства, М., 1964. Аполлова Н. Г., Экономич. И политич. Связи Казахстана с Россией в 18 - нач. 19 вв., М., 1960. Еренов А., Очерки по истории феод. Зем. Отношений у казахов, Алма-Ата, 1961.

Ильясов С. И., Зем. Отношения в Киргизии в кон. 19 - нач. 20 вв., Фрунзе, 1963. Толыбеков С. Е., Обществ.-экономич. Строй казахов в XVII-XIX вв., A.-A., 1959. Юшков С., К вопр. О феод. Собственности в досоветском Казахстане, "ВАН Казах. ССР", 1959, No 9. Haöокдорж Ш., Из истории аратского движения во внешней Монголии, М., 1958. Его же, История Халхи, Улан-Батор, 1964. Ширеядыб В., Монголия на рубеже XIX-XX вв., Улан-Батор, 1964. Lattimore O., Prince, Priest and Herdsman in Mongolia, "Pacific Affairs", 1935, v. 8, No 1. Его же, On the wickedness of being nomads, "Asia", 1935, oct. Feilberg C. G., La tente noire, Kbh., 1944. Bacon E., A study of social structure in Eurasia, N. Y., 1958. Krader L., Kinship systems of the Altaic-speaking peoples of the Asian steppes, New Haven, 1958.

Его же, Social organisation of the Mongol-Turkic pastoral nomads, The Hague, 1963.И. Я. Златкин. Москва..

Значения в других словарях
"Корпоративная Система"

В Италии - система монопольных огосударствленных фаш. Предпринимательских орг-ций и соответствующих параллельных принудит. Фаш. Профсоюзов, созданная в период фаш. Диктатуры (1922-43). Цель создания "К. С." - экономич. И политич. Закабаление трудящихся масс в интересах наиболее хищнич. Капиталистич. Групп и в особенности для форсирования перевода экономики страны на воен. Рельсы и общей подготовки страны к захватнич. Войнам.Фаш. Демагоги представляли создание "К. С." как фактор "нац. Общности и ..

"Корреспондентские Общества"

(англ. Corresponding Societies) - демократич. Орг-ции в Великобритании, возникшие под влиянием франц. Бурж. Революции кон. 18 в. Первое "К. О." было осн. 25 янв. 1792 и получило наименование Лондонского корреспондентского об-ва, во главе его стоял сапожник Томас Гарди. Первоначально в об-во входило 8 чел., к кон. 1792 - до 3 тыс. В основе программы об-ва лежало требование избират. Права для всех взрослых мужчин и равное представительство в парламенте, а также идеи франц. "Декларации прав человек..

"Красная Афиша"

Воззвание ЦК 20 округов Парижа, появившееся 6 янв. 1871, в период франко-прусской войны 1870-71, в ответ на обстрел города прус. Войсками. Было написано Э. М. Вайяном, Э. Леверде, Э. М. Тридоном и Ж. Валлесом. Название "К. А." получило по цвету бумаги, на к-рой было напечатано. Содержало резкую критику предательской политики бурж. Пр-ва нац. Обороны, требования его отставки и передачи власти Коммуне. Отмечая бедствия, вызванные осадой Парижа, воззвание ставило вопрос о применении самых решит. Ме..

"Красная Горка» и «Серая Лошадь"

Форты на юж. Берегу Фин. Зал., имевшие большое значение для обороны Петрограда и Кронштадта. В период гражд. Войны, во время наступления белогвард. Войск ген. Юденича на Петроград в ночь на 13 июня 1919 на фортах "Красная Горка", "Серая Лошадь", "Обручев" и тральщике "Китобой" вспыхнул контрреволюц. Мятеж, подготовленный белогвардейцами, эсерами и меньшевиками при активном участии иностр. Разведок. Мятеж резко ухудшил положение под Петроградом. РВС Балт. Флота обратился к мятежникам с ультиматум..

Дополнительный поиск "Кочевой» Феодализм "Кочевой» Феодализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Кочевой» Феодализм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Кочевой» Феодализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 19 символа