"Культурно-национальная Автономия"

123

Антимарксистская бурж.-националистич. Программа решения нац. Вопроса, выдвинутая в кон. 19 - нач. 20 вв. Австр. С.-д. И др. Деятелями 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й). Идея "К.-н. А." была сформулирована лидерами австр. Социал-демократии - К. Реннером, О. Бауэром и др. Сущность ее состояла в том, что права наций она сводила к свободе развития нац. Культуры, считая решение нац. Вопроса вполне возможным в рамках бурж. Гос-ва. Под правом на "К.-н. А." подразумевалось обособление каждой нации в отдельную нац. Орг-цию, к-рой и передавалось управление школой и др. Учреждениями культуры в соответствии с нац. Обычаями, с обязательным употреблением родного языка. Политич. Власть при этом оставалась в руках эксплуататорских классов господствующей нации.

Осуществление "К.-н. А." не связывалось с определенной терр., с характером социально-экономич. Строя, с клас. Борьбой трудящихся. Тем самым "К.-н. А." искусственно разделяла весь пролетариат по принадлежности к той или иной нации, затушевывала клас. Борьбу внутри нации, под лозунгом единой нац. Культуры стремилась усилить связь трудящихся масс с буржуазией, подчинить их бурж. Идеологии, раздробляла единое рабочее движение, создавая почву для трений между рабочими разных национальностей. "К.-н. А." игнорировала клас. Характер культуры, деление каждой нац. Культуры на две. Буржуазную и демократическую, социалистическую. Такая программа была выгодна буржуазии, к-рая охотно принимала ее и всячески поддерживала. Программа "К.-н.

А." пропагандировала сохранение бурж. Строя, отвлекала пролетариат от действительной борьбы за разрешение нац. Вопроса и в случае осуществления повела бы к расколу рабочего класса по нац. Признакам. "К.-н. А." поддерживали и оппортунистич. С.-д. Орг-ции России. "Бунд", армянские социалисты-федералисты, кавк. Меньшевики, нек-рые польские с.-д.В. И. Ленин, большевики отстаивали марксистскую программу по нац. Вопросу, вели непримиримую борьбу против теории "К.-н. А.". Ленин указывал, что сама идея отделения одной нации от другой реакционна, что "...задача социал-демократии состоит в усилении интернациональной культуры всемирного пролетариата"(Соч., т. 24, с. 270). "Основной, принципиальный грех этой программы (т. Е. "К.-п. А.". - Ред.) тот, что она стремится воплотить в жизнь самый утонченный и самый абсолютный, до конца доведенный, национализм" (там же, т.

20, с. 17). "Культурно-национальная автономия" есть националистический лозунг, "...соединяющий пролетариат и буржуазию одной нации, разделяющий пролетариат разных наций" (там же, т. 19, с. 92).Марксизм-ленинизм рассматривает национальный вопрос как часть общего вопроса о развитии пролет. Революции, о диктатуре пролетариата. Лозунгу "К.-н. А." он противопоставляет право наций на самоопределение и принцип пролетарского интернационализма. Правильность марксистско-ленинской нац. Программы подтверждена опытом создания многонац. Сов. Гос-ва.Лит. Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Соч., 4 изд., т. 19. Его же, Тезисы по национальному вопросу, там же. Его же, О "культурно-национальной" автономии, там же. Его же, О национальной программе РСДРП, там же.

Его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20. Его же, О праве наций на самоопределение, там же. Его же, Развращение рабочих утонченным национализмом, там же. Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), ч. 1,разд. 5-7, М., 1962. Шаумян С. Г., О национально-культурной автономии, М., 1959.С. И. Елкина. Москва..

Значения в других словарях
"Кулачное Право"

См. В ст. Право.. ..

"Культуркампф"

(Kulturkampf - борьба за культуру) - принятое в лит-ре наименование мероприятий пр-ва О. Бисмарка в 70-х гг. 19 в. Против католич. Церкви, гл. Опоры католич. Партии "Центра", выражавшей сепаратистские, антипрусские тенденции, распространенные гл. Обр. В Зап. И Юго-Зап. Германии. Под видом "борьбы за культуру" пр-во Бисмарка стремилось подчинить себе духовенство и ослабить влияние партии "Центра". С этой целью были проведены законы о запрещении священникам вести политич. Агитацию (дек. 1871), о л..

"Куранты"

(от голл. Courant - газета), "Ведомости", "Вести", "Вестовые письма", - первые рус. Рукописные газеты. "К." составлялись в Посольском приказе с 1621 с целью информации пр-ва о событиях в др. Странах. В "К." сообщались сведения о различных политич. Событиях в странах Зап. Европы и М. Азии, сведения о дипломатич. Сношениях, воен. Известия, сообщения о внутригос. Событиях и т. Д. Источниками для составления "К." служили нем. И голл. Газеты и др. Иностр. Печатные материалы, а также письма рус. Людей..

Кааба

(от араб. Ка'б - куб) - священный храм мусульман в Мекке, похожий на куб. Выс. 15 м, дл. 13 м, шир. 12 м с плоской крышей. Возвышается посреди двора, окруженного крытой колоннадой, в наружной стене К., у вост. Угла, ниша с "черным камнем" (древним фетишем). К. Построена из местного серого камня. Возле К. - источник Земзем. До ислама К. Была святилищем языческих племен Хиджаза. По преданию, вокруг нее стояло 360 идолов, принадлежавших различным племенам. Будучи центром паломничества племен, К. Иг..

Дополнительный поиск "Культурно-национальная Автономия" "Культурно-национальная Автономия"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Культурно-национальная Автономия"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Культурно-национальная Автономия", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 34 символа