Неотомизм
Одно из направлений совр. Бурж. Философии, исходящее из учения ср.-век. Католич. Философа Фомы Аквинского (томизм), к-рое папа Лев XIII спец. Энцикликой (Aeterni patris) объявил в 1879 официальной филос. Доктриной католицизма. Господст- вующее направление совр. Неосхоластики. Распространенный первоначально гл. Обр. В Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, Н. Пользуется ныне значит. Влиянием также в США. Важнейшие центры Н. Осн. В 1889 Ин-т философии при Лувенском (католич.) ун-те (Бельгия), а также Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. Ин-т в Париже, католич. Ун-ты в Милане (Италия), Фрейбурге (Швейцария) и др. Виднейшие представители Н. Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман (1875-1949. Германия), И. Б. Лотц, И. Де Фриз (ФРГ), Л. Реймекер (Бельгия) и др.Филос.
Основой Н. Является теологич. Форма объективного идеализма. В ходе многовековой эволюции томизм претерпел существ. Изменения, но он сохранил свое осн. Назначение - филос. Обоснование существования бога. Гл. Принцип Н. - признание непротиворечивости, гармонии веры и разума, религии и науки. Этот принцип по существу используется неотомистами для теологич. Истолкования филос. Проблем, для подчинения философии теологии. Решение любого филос. Вопроса предрешено в Н. Соответствующим теологич. Постулатом.Социология Н. - теоретич. База политич. Клерикализма, к-рый занимает видное место в политич. И идеологич. Арсенале империализма. В ее основе лежит принцип защиты частной собственности, к-рая объявляется священной, вечной, соответствующей естественному праву (последнее толкуется в средневеково-теологич.
Духе). Критикуя отдельные стороны бурж. Действительности, неотомисты выступают с обоснованием "среднего" (между капитализмом и социализмом) пути обществ. Развития. Неотомистский обществ. Идеал - общество, построенное по типу религ. Общины, в к-рой якобы сняты всякие социальные противоречия. В конечном счете неотомистская социальная доктрина - это реакц. Утопия, воскрешающая ср.-век. Обществ. Устои и практически выливающаяся в проповедь "социального мира" между классами.Важное место в Н. Отводится философии и методологии истории. Хотя неотомисты отвергают релятивизм и скептицизм, свойственные мн. Направлениям совр. Бурж. Историографии, они сами приходят к отрицанию истории как науки. С точки зрения неотомистов, частные ист. Науки в своей основе эмпиричны и не могут отразить целостности ист.
Процесса, постигнуть смысл ист. Бытия, к-рое трансцендентно по отношению к земной, человеческой истории, имеет конечную (предопределенную божеств. Провидением) цель. Хотя Н. Признает включенность всякого ист. Факта в ход всеобщей истории, эта последняя объявляется чужеродным, непознаваемым для ист. Науки объектом. Трансцендентная, вневременная история, предопределяющая земную, человеческую историю, наиболее рельефно вырисовывается, согласно Н., в таком непреходящем ист. Акте, как борьба добра и зла, как первородный грех и все последующие события библейской истории. Согласно Н., всякое ист. Исследование должно исходить из универсальных понятий философии истории - история вообще, личность вообще и др.Н. Является общей филос.
Основой совр. Клерикальной католич. Историографии. Характерным является культ средневековья, осуждение идей Возрождения и Просвещения. Целям реакц. Политич. Пропаганды служат многочисл. Издания произведений Фомы Аквинского и др. Столпов ср.-век. Католич. Церкви. Неотомисты все более обращаются к проблемам современности, обосновывая, в частности, идею "обновления" "христианской Европы". Ведется активная борьба против марксизма, в т. Ч. И путем выхолащивания его революц. Содержания (напр., предпринимаются попытки "вывести" марксизм из учения Фомы Аквинского). См. Также в ст. Историография (т. 6, с. 496).Лит. Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в со. Совр. Религиозно-филос. Течения в капиталистич странах, М., 1962. Бургете А. Р., Совр. Томизм, в кн.
Совр. Объективный идеализм, М., 1963. Кон И. С., О совр. Бурж. Философии истории, "НДВШ ФН", 1965, No 2. Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. С нем., М., 1965. Maier Н., Soziologie der Päpste. Lehre und Wirkung der katholischen Sozialtheorie, В., 1965. "ВФ", 1966, No 1.M. H. Талантова. Москва..
Дополнительный поиск Неотомизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Неотомизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неотомизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 9 символа