Тойнби
1.(Toynbee), Арнолд (23.VIII.1852 - 9.III.1883) - англ. Историк и экономист. Окончил Оксфордский ун-т (1878), где с 1878 до своей смерти читал курсы политич. Экономии и экономил, истории. В лекциях, с к-рыми он выступал перед широкой рабочей аудиторией в крупных пром. Центрах, Т. Отмечал растущую враждебность в отношениях между предпринимателями и рабочими, видя в этом серьезную опасность для социального мира, и призывал обе стороны сотрудничать. Т. Предлагал также широкое проведение примирит. Процедуры для предотвращения пром. Конфликтов, а также нек-рые умеренные реформы рабочего законодательства и предусматривал в ближайшем будущем активное участие пр-ва в руководстве нац. Экономикой. Эта программа, резко противоречившая традиц.
"манчестерству" с его подчеркнутым невмешательством гос-ва в экономич. Жизнь и в отношения между капиталом и трудом, объективно была направлена против роста влияния на рабочих социалистич. Идей. После ранней смерти Т. Курс, прочитанный им в ун-те, с приложением неск. Публичных лекций был издан в 1884 под назв. "Промышленный переворот в Англии в 18 столетии" (рус. Пер., М., 1898. 3 изд., М., 1924). Опираясь на обширные материалы, гл. Обр. Свидетельства современников, Т. Дает картину коренных изменений в экономике и социальной структуре Англии под влиянием пром. Переворота. От работ др. Бурж. Авторов эта кн. Т. Выгодно отличается признанием резкого ухудшения положения широких масс, происшедшего в эти годы, и искренними симпатиями к трудящимся.Лит.
Milner A., A. Toynbee. A reminiscence, (L.), 1901.Я. А. Ерофеев. Москва.2.(Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14.IV.1889) - англ. Историк и социолог. Племянник А. Тойнби. Окончил Оксфордский ун-т. В 1919-55 - проф. Лондонского ун-та (до 1925 но кафедре византиноведения, совр. Греч. Яз., лит-ры и истории, с 1925 - всемирной истории). В годы 1-й и 2-й мировых войн - сотрудник МИД Великобритании, чл. Брит. Делегации на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946. В 1925-55 - науч. Руководитель брит. Королев. Ин-та междунар. Отношений. Редактор и соавтор ежегодно выпускаемых ин-том "Обзоров междунар. Отношений" ("Survey of internatoinal affairs", L., 1925 - 65).Т.- автор значит. Числа работ, посвященных античной истории, истории междунар. Отношений новейшего времени и др.
Но осн. Труд Т.- 12-томное философско-историческое соч. "Исследование истории" ("A study of history", v. 1-12, L., 1934-61. Сокращ. Изложение- "A study of history" by A. Toynbee. Abridgement by D. С Somervell, v. 1-2, L., 1946-57), над к-рым он работал с 1927 и итоги к-рого подвел в кн. "Изменения и привычки" ("Changes and habits", L., 1966). Видное место, занимаемое Т. В зап. Историографии (несмотря на то, что большинство ученых не приемлет его филос.-ист. Концепции), определяется всемирно-ист. Подходом, широким охватом огромного фактич. Мат-ла, стремлением не только описать ист. Развитие человечества, но и найти закономерности этого развития, наконец, активно выраженной тревогой за будущее человечества в условиях угрозы ядерной войны.
Мировоззрение Т. Сложилось под влиянием событий двух мировых войн, сделавших его активным пацифистом, и под влиянием глубокой религиозности, обусловившей его объективно-идеалистич. Филос. Позиции. В историко-филос. Системе Т. Сказалось влияние интуитивистской философии А. Бергсона и теории ист. Круговорота О. Шпенглера. От первой Т. Заимствовал трактовку движущей силы истории как непрерывного стремления ("прометеевского порыва") человеч. Разума к слиянию с трансцендентным Универсумом. От второй - концепцию о повторяемости "ритмов" истории как циклов развития цивилизаций. Филос.-ист. Концепция Т. Проделала известную эволюцию. Придерживаясь первоначально циклистских взглядов (см. Цикличности теории), Т. Рассматривал историю как сумму параллельно и последовательно (синхронно и диахронно) развивающихся "цивилизаций", каждая из к-рых в своем развитии проходит сходные стадии - от подъема к "надлому" (breakdown) и распаду, и генетич.
Связи между к-рыми играют второстепенную роль. Завершая "Исследование истории", Т. Пересмотрел эту концепцию, придя к заключению, что все известные цивилизации (по 1-й классификации 31, по 2-й - 34, включая т. Н. Недоразвившиеся и окаменевшие) - ветви "единого древа истории". - человечество в своем ист. Движении имеет тенденцию к единству, и каждая из цивилизаций - его частица. Согласно этой концепции, всемирно-ист. Развитие предстает как движение человечества от локальных единств (локальных цивилизаций) к конечной всеобщности - единой всечеловеческой цивилизации. Т. Неоднократно подчеркивал, что не является детерминистом. Тем не менее он признает наличие определенных закономерностей (тенденция к единству, повторяемость "ритмов" истории).
Под последними подразумевается "пульсация" "ответов" цивилизации на "вызовы", встречающиеся на ее пути. Эти "вызовы" - исходят ли они от природных условий, в к-рых развивается данная цивилизация, или имеют социальное происхождение или духовное (рассматриваемое Т. В конечном счете как религиозное) - для Т. Лишь разные формы воплощения тех "вызовов", с к-рыми обращается к человечеству надчеловеческий и надприродный Универсум, поиски единства с к-рым и есть (по Т.) развитие человечества, т. Е. Его история. Если "вызовы", согласно Т., направляют движение цивилизации, то воля человеческая все же его определяет, поскольку она свободна в выборе "ответов". Но "ответы" формулируются не человечеством в целом, а тем "творческим меньшинством" каждой из цивилизаций, к-рое ведет за собой инертное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей.
Отрыв ведомых от ведущих приводит к потере последними положения "творческого меньшинства" и к превращению их в "господствующее меньшинство", в силу самого своего положения неспособное давать правильные "ответы". В результате цивилизация приходит в состояние кризиса и надлома, к-рые "господствующее меньшинство" пытается преодолеть с помощью насилия и войн. В этих условиях появляется тенденция к созданию универсальных, стремящихся к превращению в мировые, гос-в. Но именно в этих условиях выдвигается на первый план "пролетариат" - обездоленная и (по Т.) "неорганическая" часть социальной системы, к-рая в условиях кризиса цивилизации противопоставляет неизбежному при господстве насилия духовному упадку вырабатываемые ею новые духовные ценности в форме той или иной (новой для данной цивилизации) высшей религии, т.
Е. Берет на себя "ответы" в период кризиса и распада цивилизации. Только те цивилизации, к-рые прошли полный цикл развития, выполняют свою ист. Миссию - создают высшую религию, приближая человечество к слиянию с Универсумом. Движение к Универсуму осуществляется в ходе непрерывной борьбы между тенденциями к интеграции общества, обеспечивающими возможность его мирного, гармонического развития, и тенденциями к дезинтеграции, сопровождающимися насилием.Осн. Метод, к-рым пользуется Т., - сравнительно-исторический. Сопоставимыми единицами истории (ее "монадами") он считает цивилизации, рассматриваемые как целостные системы, все структурные элементы к-рых (народы, гос-ва, экономика, культура и др.) взаимосвязаны и взаимозависимы.
Основанием сравнения служит повторяемость процессов ("ритмов") развития. Используя этот метод, Т. Первоначально вычленил в качестве осн. Модели эллинскую (греко-римскую) цивилизацию, затем, убедившись в ее ограниченности, выделил ряд других, в частности китайскую, а в области религии также индийскую.В поисках общих тенденций всемирно-ист. Процесса Т. Рассматривает осн. Этапы биологич. Развития человека, развития науки и техники, высших религий и политич. Форм организации общества и приходит к выводу, что для первых двух характерен неуклонный прогресс (а для науки и техники, кроме того, и ускорение темпов развития). Что касается высших религий и политич. Организации общества, то здесь Т. Не находит ни непрерывности развития, ни нарастания его темпов, а лишь общую тенденцию к созданию универсального мирового гос-ва и универсальной мировой религии, к-рые могут, по мнению Т., сложиться только в условиях, созданных совр.
Наукой и техникой и только на основе добровольного выбора человечеством этого пути (создающего, по мнению Т., единственную возможность для человечества выжить перед лицом угрозы атомной войны). Такова историософско-утопическая система взглядов Т.Соч. Nationality and the war, L., 1915. The place of mediaeval and modern Greece in history, L., 1919. The Western question in Greece and Turkey. A study in the contact of civilizations, L., 1922. Greek civilization and character, L., 1924. Christianity and civilization, L., 1940. Civilization on trial, N. Y. - Oxf., 1948. War and civilization, L., 1950. World and the West, L., 1953. The concentration of power and the alternative before us, Sheffield, 1954. Hellenism. The history of a civilization, N.Y.
- L., 1959. The present-day experiment in Western civilization, Oxf., 1962. Cities of destiny, N.Y., 1967. Some problems of Greek history, L.,1969. Experiences, L.-(a. O.), 1969. Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, "Новый мир", 1967, No 7. A bibliography of the works in English of Arnold Toynbee, сотр. By M. Popper, L.-N. Y., 1955.Лит. Косминский Е. А., Реакц. Историософия Арнольда Тойнби, в его кн. Проблемы англ. Феодализма и историографии средних веков, М., 1963. Кон И. С., Филос. Идеализм и кризис бурш, исторической мысли, М., 1959. Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ереван, 1962. Anderle О., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M.-W., 1955. L'apport d'Arnold Toynbee, P., 1956. Toynbee and history, Boston, 1956.
Ortega у Gasset J., Una interpretación de la historia universal en torno A. Toynbee, Madrid, 1960. Histoire et ses interprétations. Entretiens autour de A. Toynbee, P. La Haye, 1961.В. Э. Печуро. Москва..
Дополнительный поиск Тойнби
На нашем сайте Вы найдете значение "Тойнби" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тойнби, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа