Цикличности Теории

82

Круговорота исторического теории, - концепции обществ. Развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. Прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. Образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. Т. Были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. Развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. Цикла.Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич. Обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события.

Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. Форм (в Др. Греции - Платон, Аристотель и особенно Полибий). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. Власти в жизни антич. Обществ. В Др. Китае (у Сима Цяня) Ц. Т. Приняла другую форму - учения о циклической смене "принципов", на к-рых покоится гос. Власть. Ц. Т. Были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ. Изменений как необходимого, не зависящего от воли отд.

Человека процесса, догадка о единстве ист. Процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).В средние века господствовал теологич. Провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с Ц. Т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. Мыслителям, идею ист. Круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления. Кампанелла). Развернутая концепция ист. Круговорота принадлежит итал. Мыслителю кон. 17 - 1-й пол. 18 в. Дж. Вико, согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа - эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш.

Точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. Т. Не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж. Обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. Т. Выдвигаются в число влият. Филос.-ист. Бурж. Концепций. Факт возрождения Ц. Т. Связан, с одной стороны, со сменой ист. Оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. Системы, а с другой - с науч. Несостоятельностью трактовки ист. Процесса как плавной поступат. Эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. Науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц.

Развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. Ч. Теориями циклизма.Наиболее полно Ц. Т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. Построениях О. Шпенглера и А. Тойнби. В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-ист. Систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный ряд" могут ставиться зап.-европ.

Общество и культура майя, Др. Рим и совр. Капиталистич. Общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма - П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. П. Для собственно историков возрождение Ц. Т. Связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков - Э. Мейер). Ц. Т. 20 в. Глубоко реакционны. Ист. Пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. Прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни - характерные их черты.Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии.

Ист. Материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. Формаций (см. Формация общественно-экономическая), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. Е. Нек-рые присущие прежним ступеням ист. Развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.Лит. Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, No 2. Его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962. (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. Круговорота, в кн. Историч. Материализм и социальная философия совр. Буржуазии, М., 1960. Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, No 7. Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.

Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972. Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962. Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.Э. С. Маркарян. Ереван..

Значения в других словарях
Цикличности теории

теории исторического круговорота, социально-философской концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе. Смена времён года, развитие биологических организмов и т.п.). Эти взгляды имели известное практическое значение..

Цикличности теории

Теории исторического круговорота, социально-политической концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота обществ, процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе). Значительный вклад в разработку циклических теорий внёс арабский мыслитель 14-15 вв. Ибн Халъдун, выделивший во вс..

Цидкия

(др.-евр. Греч. Sedekias, откуда в синодальном переводе Библии - Седекия) - последний царь Иудеи до "вавилонского пленения" (597/6-586 до н. Э.). Ц. (первоначальное имя - Маттания) - сын Иосии, брат царя Иоакима, дядя царя Иоахина. После увода в плен Иоахина в 597 Навуходоносор II возвел на престол Маттанию под именем Ц. Несмотря на предостережения Иеремии, идеолога провавилонской ориентации, Ц. Примкнул к антивавилонской коалиции Египта и др. Гос-в (по-видимому, после финикийского похода фараон..

Цизальпинская Республика

(от лат. Cisalpinus - находящийся по эту сторону Альпийских гор, т. Е. К Ю. От Альп) - зависимая от Франции республика, образованная Наполеоном Бонапартом в июне 1797 в Сев. Италии. Включала Ломбардию, терр. Б. Циспаданской республики - Болонью, Феррару, Модену, Реджо, а также Романью и нек-рые др. Территории. В мае 1799 - июне 1800 была оккупирована австр. Войсками. В янв. 1802 преобразована в Итальянскую республику 1802-05, к-рая в 1805 была превращена Наполеоном I в Итальянское королевство.. ..

Циклопические Сооружения

Киклопические сооружения, - постройки из огромных кам. Глыб без связующего раствора (цемента, извести и др.). Назв. Дано древними греками постройкам такого типа микенского времени (2-е тыс. До н. Э.), сооружение которых приписывалось мифич. Великанам-циклопам (киклопам). Остатки Ц. С. Встречаются на терр. Многих стран мира. В археологии и истории архитектуры понятие Ц. С. В терминологич. Смысле в значит. Мере объединяется с понятием мегалитические постройки. Древнейшие Ц. С. (гл. Обр. Оборонит. ..

Циммервальдская Конференция 1915

Междунар. Социалистич. Конференция, выступившая против развязанной империалистами 1-й мировой войны и социал-шовинизма. Проходила в Циммервальде (Zimmerwald, Швейцария) 5-8 сент. 1915. В работе конференции участвовало 38 делегатов из России, Польши, Италии, Швейцарии, Болгарии, Румынии, Германии, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии. Накануне открытия Ц. К. В. И. Ленин организовал сплоченную группу интернационалистов - "Циммервальдскую левую", к-рой противостояло центристское и полуцентристское ..

Дополнительный поиск Цикличности Теории Цикличности Теории

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цикличности Теории" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цикличности Теории, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 18 символа