Цикличности Теории
Круговорота исторического теории, - концепции обществ. Развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. Прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. Образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. Т. Были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. Развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. Цикла.Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич. Обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события.
Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. Форм (в Др. Греции - Платон, Аристотель и особенно Полибий). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. Власти в жизни антич. Обществ. В Др. Китае (у Сима Цяня) Ц. Т. Приняла другую форму - учения о циклической смене "принципов", на к-рых покоится гос. Власть. Ц. Т. Были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ. Изменений как необходимого, не зависящего от воли отд.
Человека процесса, догадка о единстве ист. Процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).В средние века господствовал теологич. Провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с Ц. Т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. Мыслителям, идею ист. Круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления. Кампанелла). Развернутая концепция ист. Круговорота принадлежит итал. Мыслителю кон. 17 - 1-й пол. 18 в. Дж. Вико, согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа - эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш.
Точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. Т. Не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж. Обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. Т. Выдвигаются в число влият. Филос.-ист. Бурж. Концепций. Факт возрождения Ц. Т. Связан, с одной стороны, со сменой ист. Оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. Системы, а с другой - с науч. Несостоятельностью трактовки ист. Процесса как плавной поступат. Эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. Науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц.
Развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. Ч. Теориями циклизма.Наиболее полно Ц. Т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. Построениях О. Шпенглера и А. Тойнби. В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-ист. Систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный ряд" могут ставиться зап.-европ.
Общество и культура майя, Др. Рим и совр. Капиталистич. Общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма - П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. П. Для собственно историков возрождение Ц. Т. Связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков - Э. Мейер). Ц. Т. 20 в. Глубоко реакционны. Ист. Пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. Прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни - характерные их черты.Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии.
Ист. Материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. Формаций (см. Формация общественно-экономическая), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. Е. Нек-рые присущие прежним ступеням ист. Развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.Лит. Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, No 2. Его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962. (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. Круговорота, в кн. Историч. Материализм и социальная философия совр. Буржуазии, М., 1960. Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, No 7. Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.
Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972. Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962. Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.Э. С. Маркарян. Ереван..
Дополнительный поиск Цикличности Теории
На нашем сайте Вы найдете значение "Цикличности Теории" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цикличности Теории, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 18 символа