Чайлд

135

(Childe), Гордон Вир (14.IV.1892 - 19.Х.1957) - англ. Археолог. Род. В г. Сиднее (Австралия). Окончил Сиднейский и Оксфордский ун-ты. В 1927-46 - проф. Доисторич. Археологии в Эдинбургском ун-те, в 1946-56 - проф. Европ. Археологии и директор ин-та археологии Лондонского ун-та. Вел раскопки в Шотландии и Сев. Ирландии, на Оркнейских о-вах (Скара-Брей). Для Ч. Характерен широкий в географич. Отношении охват мат-ла. Ему принадлежат работы по древнейшей истории стран Европы и Востока. Ч. Изучал работы сов. Археологов и широко использовал их в своих исследованиях. Он пытался создать общую концепцию ист. Развития человечества и материалистически объяснить ист. Процессы. Одним из осн. Вопросов исследований Ч. Являлась история х-ва. Он прослеживал зарождение и развитие раннеземледельч.

Культур в Европе и на Бл. Востоке и ввел в науку понятие о т. Н. "неолитической революции". Хотя термин не совсем удачен, он отражает величайший в истории человечества экономич. Сдвиг. Переход от присваивающего х-ва эпохи древнего кам. Века к производящему х-ву эпохи неолита и последующего времени. Ч. Выступал против "теории миграционизма", объясняющей все изменения культуры переселениями пародов, и выдвигал в ряде случаев тезис о самостоятельности развития, но вместе с тем поддерживал концепцию "диффузионизма", придающую слишком большое значение распространению (проникновению) идей и вещей из единых центров их возникновения. Так, источником европ. Цивилизации Ч. Считал культуру Др. Востока. Поиски параллелей, однако, привели к тому, что, пренебрегая большим хронологич.

И территориальным разрывом, он, напр., ошибочно видел в керамике и нек-рых др. Предметах древнейшего Египта и колоколовидных кубков культуры Европы не случайное, а генетич. Сходство. Ч. Не смог правильно решить проблему возникновения имуществ. Неравенства на рубеже бесклассового и классового общества. Складывание государственности он сводил к появлению городов (т. Н. "городская революция") и не видел обусловленности этого процесса развитием экономич. И социальной дифференциации в недрах первобытного об-ва. Освещая прогресс техники, он мало внимания уделял древнейшим социальным отношениям. Не избежал Ч. При интерпретации археол. Мат-ла и нек-рой модернизации.Соч. The Danube in prehistory, Oxf., 1929. Scara Brae, L., 1931. Man makes himself, L., (1948).

Prehistoric communities of the British Isles, L., (1949). Scotland before the scots, L., 1946. Prehistoric Migrations in Europe, Oslo, 1950. Social evolution, L., (1951). The prehistory of European society, Harmondsworth, 1958. В рус. Пер.- Прогресс и археология, пер. С англ., М., 1949. У истоков европейской цивилизации, пер. С англ., M., 1952. Древнейший Восток в свете новых раскопок, М., 1956.Лит. Монгайт А. Л., Г. Чайлд, "CA", 1958, No 3..

Значения в других словарях
Чайлд

I(Childe) Гордон Вир (14.4.1892, Сидней, Австралия, — 19.10.1957), английский археолог, член Британской академии (с 1940), директор Института археологии Лондонского университета (1946—56). Вёл раскопки в Шотландии, Северной Ирландии, на Оркнейских островах (Скара-Брей). Основные труды по древнейшей истории Европы и Востока, в которых Чайлд, опираясь на труды советских исследователей, предложил материалистическое обоснование исторических процессов. Чайлд выступал против «теории миграционизма», об..

Чайлд

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Чайковский

Николай Васильевич (26.XII.1850 - 30.IV.1926) - рус. Политич. Деятель. Сын вятского помещика. Окончил Петерб. Ун-т. В кон. 60-х гг.- чл. Революц. Кружка народников (т. Н. Чайковцев), после разгрома к-рого отошел от движения и эмигрировал в Европу (1874), а затем в Америку (1875), где пытался создать земледельческую коммуну. В 1880 поселился в Лондоне. В 80-90-х гг. Участвовал в издании народнической лит-ры (см. Фонд Вольной русской прессы). В 1904 примкнул к эсерам. В 1906 вернулся в Россию. В 1..

Чайковцы

Большое общество пропаганды, - революц. Организация народников в России 70-х гг. 19 в. Название Ч. (по имени Н. В. Чайковского) условно, т. К. Чайковский не был ни создателем, ни руководителем об-ва, а лишь представлял его в сношениях с легальным миром. Центр. Ядро Ч. Сложилось летом 1871 в Петербурге при слиянии кружка М. А. Натансона (с 1869) и женского кружка С. Л. Перовской (с 1869). Оно объединяло ок. 60 чел. (П. А. Кропоткин, С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Чарушин и др.). К нему п..

Чайтанья

(1486-1534) - один из деятелей бхакти - религ.-реформаторского движения в Индии. Ч. Был аскетом-вишнуитом, много лет странствовал по Вост. Индии. Его учение о едином боге, вера в к-рого делает равными рожденных в низкой и высокой касте, было протестом против социального неравенства и сословно-кастового неполноправия миллионных масс. Однако в отличие от нек-рых др. Проповедников бхакти, призывавших к активной деятельности, Ч. Проповедовал уход от мира, аскетизм как средство познания бога и достиж..

Чака

(правильнее - Шака) (ок. 1787 - 28.IX.1828) - зулусский инкоси (правитель), возглавивший объединение множества родств. Племен на терр. Совр. Наталя (ЮАР) и в сопредельных районах. Став в 1816 вождем клана зулу, Ч. Постепенно распространил свою власть не только на терр. Наталя, но и на часть совр. Трансвааля, Капской пров., Оранжевого Свободного гос-ва. Тренированное и дисциплинированное войско Ч. Считалось в Юж. Африке непобедимым. Зулусский народ в период правления Ч. Заложил основы своей госуд..

Дополнительный поиск Чайлд Чайлд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чайлд" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чайлд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 5 символа