Категория гипотетичности функциональная семантико-стилистическая

422

– одна из разновидностей текстовых категорий, представляющая собою систему разноуровневых языковых средств (включая текстовые), объединенных на текстовой плоскости общей функцией и семантикой и предназначенных для выражения гипотезы и более широкого явления – гипотетичности. Структурируется на основе полевого принципа (центр–периферия). ФССК гип. Эксплицирует стилевой аспект речи, однако характеризует не всякую речь, а преимущественно научную. Здесь она оказывается тексто- и стилеобразующей, реализующей одну из стилевых черт (см.) науч. Речи – гипотетичность. Экстралингвистической основой этой категории являются особенности самого процесса научного познания и мышления ученого. Гипотеза выступает как одна из форм знания и метод познания в процессе производства нового знания, что и является целью науки.

Она составляет одну из фаз (этапов) науч. Познания, возникая всякий раз из проблемной ситуации, и развивается из предположительного, недостоверного знания через анализ и доказательство к достоверному знанию, к выводу, закону. По словам М. Коэна, "думать – значит прежде всего решать проблемы, а решать проблемы – выдвигать гипотезы".Однако выдвижение предположений, предвидений, прогнозов – прерогатива не только научной сферы деятельности и общения. "Гипотеза, – как отмечает А.Т. Шумилин, – является универсальной, всеобщей формой творческого мышления, неизбежно используемой в явной или неявной форме… при решении задач любого типа в любой сфере деятельности…". Поэтому в той или иной степени и вариативно (как это свойственно различным текстовым категориям) гипотетичность представлена в различных речевых сферах, однако именно в науч.

Текстах она предстает как специфическая для них, стиле- и текстообразующая. Это обусловлено существенным отличием гипотезы от предположений обыденного сознания (порой необоснованных, близких к желаемому, воображаемому), которые нельзя считать знанием, тогда как "научная гипотеза, истинность которой оказалась подтвержденной, была истинной…… и до процедуры подтверждения", поэтому она "синоним нового знания", это уже "некое объяснение" (Ю.С. Степанов). Характерно, что в целых научных текстах (произведениях) – в отличие от других речевых сфер – развертывание гипотезы является текстообразующим, проходящим через весь текст. От ее формулировки как предположительного, недостоверного знания к процессу ее разработки и доказательства, превращения в достоверное знание – вывод (либо опровержение).

В других же речевых сферах гипотетичность обычно выступает спорадически.Итак, под гипотетичностью понимается стилевая черта науч. Текста, возникающая в результате отражения в нем динамики науч. Знания от предположительного (гипотетического) к достоверному, доказанному, т.е. Реализация в тексте гипотезы как формы мысли и метода познания. Основная, концептуальная, гипотеза обычно представлена в тексте специальной формулировкой.Гипотетичность свойственна текстам всех отраслей науки, хотя несколько варьируется по средствам и способам выражения. Наиболее широко и последовательно она представлена в текстах, отличающихся особенной новизной (новых отраслей знания в процессе исторического развития науки), а также в работах теоретического характера, в отличие от описательных, поэтому она тесно связана с рассуждением как функц.-смысловым типом речи (см.).Можно выделить такие разновидности гипотезы, как концептуальная авторская гипотеза, доказательство которой проходит через весь текст.

Единичные гипотезы – частные допущения в ходе доказательства. Конкурирующая гипотеза (другого автора, оппонента), реализация которых связана с композиционной стороной текста.Представленность этой категории неодинакова в различных жанрах науч. Литературы. Составляя неотъемлемую часть центральных жанров науч. Стиля (монографии, статьи, диссертации), она менее представлена в обзорах, рецензиях (и лишь описательно). ФССК гип. Тесно связана с методологическим и аксиологическим аспектами эпистемической ситуации, что отражается на ее полевом структурировании и взаимосвязях с категориями оценки, предшествующего знания, ретроспекции и проспекции, некатегоричности изложения. Гипотетичность может выражаться с большей и меньшей долей уверенности в достоверности знания.Взаимосвязь указанных категорий и типов изложения выражается в том, что в самом науч.

Тексте эксплицируется познавательный процесс, а именно то, как на основе анализа и оценки предшествующего знания выдвигается, формулируется, а затем развертывается гипотеза посредством ряда допущений, предположений, которые либо принимаются, либо опровергаются, а также поиска путей и методов решения проблемы. Все это и вызывает взаимодействие средств разных текстовых категорий и их маркеров при некатегоричном стиле изложения и динамике развертывания гипотетического знания от недостоверного, недоказанного, к достоверному, истинностному, либо высказыванию новой, более обоснованной гипотезы. Здесь невозможно дать ширококонтекстуальный пример, ограничимся небольшими выдержками. Учитывая все это… можно сейчас утверждать, что свободный кислород… есть создание жизни (В.И.

Вернадский). Высказывались не раз гипотезы о вероятном существовании в глубинах земной коры… первичных углеродных тел… иногда допускают, что первичные карбиды… находятся в… Однако эти движения являются для планеты поверхностными. Проникновение ее в металлическое ядро гипотетично. Есть однако факты, что когениты… действительно выпадают… Однако те же карбиды находят в других месторождениях и очень возможно, что… изучение этих минералов выяснит… Но даже в этом случае образование углеводородов из… карбидов не может иметь значения. Мы должны считать нефти фриатическими минералами… Нефти не могут содержать… ювенильных углеводородов (В.И. Вернадский). Здесь формулировка итогового гипотетического суждения, высказанного с большой долей уверенности, т.е.

Как достоверного знания, появляется после цепи допущений и анализа альтернативных положений в ходе рассуждения. Еще аналогичный пример. Каков общий механизм…. Каков принцип этого различия. Нетрудно видеть, что в норме реакции организма вызываются… Однако дистантные раздражители имеют место и при… рефлексах. Существенный признак высшей нервной деятельности… которая… принадлежит, вероятно, большим полушариям… Итак, основная и общая деятельность больших полушарий есть сигнальная… (И.П. Павлов). Как видим, анализ гипотетического знания и доказательство гипотезы выступает в качестве стержня смысловой структуры научного текста.В процессе развития лит. Языка, науки и науч. Стиля изложения сформировались и определились в функции выражения гипотетичности языковые и текстовые средства.

Их нельзя назвать средствами выражения именно и только гипотетичности (поскольку они могут выступать и в других функциях), однако, несомненно, существует большой круг разноуровневых языковых средств, используемых постоянно в виде сигналов, маркеров, гипотетичности. Это и номинации семантического поля "гипотеза", в рамках которого представлены смыслы, связанные с этим понятием, включающие семы предположительности и обозначения соответствующих ментальных действий. Допущение, идея, предположение, научное предвидение, открытие, проблема, закон, объяснение, догадка, прогноз, сомнение. Допускать, предполагать, ожидать (результата), предвидеть. Возможный, вероятный, малообоснованный, неокончательный, дискуссионный и т.п.

Это и целый ряд устойчивых, стандартизированных словосочетаний и конструкций. Рабочая гипотеза, предварительно заметить, необходимо выяснить, можно предположить, следует признать, теоретически возможно, нетрудно заметить, что…, в пользу такого предположения говорит то, что… и т.д. Естественно, что широко используются модальные слова и частицы (едва ли, чуть не, возможно, очевидно, может быть). А также – из морфологических средств – сослагат. Наклонение, формы буд. Времени глагола. Кроме того – модальные слова и словосочетания в функции вводных (по-видимому, возможно, пожалуй, безусловно, конечно и т.д.). В науч. Тексте они обычно выступают в совокупности друг с другом, а не как отдельные, единичные маркеры. К текстовым средствам относятся сами формулировки гипотез (в виде СФЕ), К-блоки (при выражении проблемной ситуации) – см., вопросо-ответные комплексы и др.К центру поля ФССК гип.

Относятся текстовые и синтаксические средства, в том числе вопросо-ответные комплексы, проблемные вопросы, цепочки вопросительных предложений, синтаксические конструкции с придаточным условия, безличные конструкции с модальными словами со значением долженствования и возможности, вводные слова и словосочетания с семантикой предположительности, а также указанные выше морфологические средства и лексические единицы.Закономерен вопрос о соотношении категории гипотетичности с категорией модальности, тем более что среди значений последней выделяют и гипотетическую модальность. Объективная модальность, связанная с предикативностью, ограничивается чисто грамматическим аспектом и рамками предложения, субъективная же рассматривается и как текстовая категория (И.Р.

Гальперин, Т.В. Матвеева, см. Категория тональности). Однако ФССК гип. Существенно отличается не только от объективной, но и от субъективной модальности. Если в последнем случае речь идет вообще о выражении специально оформленного грамматически отношения субъекта речи к высказыванию соотносительно с психологическим настроем адресанта, то категория гипотетичности – это знаниевая, когнитивная категория, выступающая в тексте в качестве средства выражения гипотезы как формы знания и метода познания, как реализация динамики познания от предположительного знания к достоверному, т.е. Как механизм развертывания науч. Текста, что и создает стилевую специфику последнего. Можно сказать, что категории модальности и гипотетичности – "омонимичные" явления.Изучение категории гипотетичности началось недавно.

Одним из первых обратил внимание на наличие средств, выступающих регулярно в функции выражения гипотезы в научных текстах, В.В. Кусков (1976), не ставя еще вопроса о категориально-текстовом их статусе. Затем появляются работы, в которых поднимается вопрос о ФССК гип. И подробно исследуются средства ее выражения в русских (М.Н. Кожина, 1989, 1998. Т.Н. Плюскина, 1996, 1998) и английских (И.С. Бедрина, 1995) текстах. Активизации исследований гипотезы в лингвистике и гипотетичности в научных текстах способствовала публикация монографии "Гипотеза в современной лингвистике" под ред. Ю.С. Степанова (1980).Перед исследователями стоит задача дальнейшего изучения этой категории на материале науч. Литературы (разных отраслей науки, жанров, в историческом аспекте и т.д.), а также изучение своеобразия ее проявления, ее вариативности в других сферах общения.Лит.

Кусков В.В. О средствах выражения научной гипотезы в немецком языке и их переводе на русский язык // Особенности стиля науч. Изложения. – М., 1976. Гипотеза в современной лингвистике. – М., 1980. Кожина М.Н., Бедрина И.С., Полыгалова Н.В. Функциональная семантико-стилистическая категория гипотетичности в научных текстах // Функционирование языка в различных типах текста. – Пермь, 1989. Бедрина И.С. Функциональная семантико-стилистическая категория гипотетичности в английских научных текстах. – Екатеринбург, 1995. Плюскина Т.Н. Функциональная семантико-стилистическая категория гипотетичности в русских научных текстах ХVIII–ХХ вв. Автореф. Дис. … канд. Филол наук. – Пермь, 1996. Очерки истории науч. Стиля рус. Лит. Яз. ХVIII–ХХ вв. Т. II. Ч. 2, Категории научного текста.

Функц.-стилистический аспект ( см. Гл. VIII–IХ–Х (М.Н. Кожина, Т.Н. Плюскина). – Пермь, 1998..

Значения в других словарях
Категоричность / некатегоричность изложения

Nothing found #123. ..

Категория акцентности функциональная семантико-стилистическая

– одна из текстовых категорий, представляющая собой систему акцентуаторов – разноуровневых языковых, собственно текстовых, графически оформленных средств, объединенных функц.-семантически на текстовой плоскости для смыслового выделения концептуально важных, по мнению автора, моментов содержания текста, привлечения к ним внимания, убеждения адресата в правильности авторской точки зрения и достижения таким образом взаимопонимания между отправителем и получателем сообщения. Структурирована по принц..

Категория диалогичности функциональная семантико-стилистическая

– одна из разновидностей текстовых категорий, представляющих собой систему разноуровневых языковых средств (включая текстовые), объединенных на текстовой плоскости общей функцией выражения диалогичности (см.). Структурируется на основе полевого принципа (наличие центра-периферии).При рассмотрении категорий внимание исследователей привлекает функционально-коммуникативный аспект языка-речи, при этом учитывается взаимодействие партнеров по речевому акту, активная роль адресата, его воздействия на о..

Категория Образ автора

– см. Образ автора.. ..

Дополнительный поиск Категория гипотетичности функциональная семантико-стилистическая Категория гипотетичности функциональная семантико-стилистическая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Категория гипотетичности функциональная семантико-стилистическая" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Категория гипотетичности функциональная семантико-стилистическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 64 символа