Нейтральный стиль

391

– стиль, характерный для текстов, лишенных стилистической маркированности, и выделяемый в ряду. Высокий – нейтральный – сниженный стили. Восходит к понятию стиля ("штиля"), которое появилось в рус. Языке в XVII в., когда зародилась система стилей как двух полярных и среднего между ними – система "трех штилей", получившая законченный вид в учении М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория). Н. С. Не является функциональным стилем (см.), т.е. Стилем с разнообразным составом средств, но единым по семантико-функциональным признакам языковых единиц, выполняющих единое коммуникативное задание в соответствующей сфере общения. Говоря о Н. С., имеют в виду стиль в традиционном его понимании, т.е. Стиль, единый по составу языковых средств, в данном случае – стилистически не окрашенных (в отличие от высокого стиля, обладающего общей стилистической окраской торжественности, возвышенности, или сниженного с разговорной, просторечной окраской средств).Применительно к совр.

Рус. Лит. Языку высказывается точка зрения, разделяемая многими учеными, согласно которой в наст. Время Н. С. Не существует. Признавая Н. С. Как своего рода вспомогательный методологический конструкт, служащий исходной точкой для описания других стилей, эти ученые отрицают Н. С. Как реальное явление, как свойство определенного класса текстов, поскольку живые тексты не могут состоять из одних лишь нейтральных средств. Даже короткие высказывания часто не свободны от стилистической маркированности. Ср. Пример К. Гаузенбласа. "Если взять высказывание типа "Последний поезд уже ушел", то неэксплицированность выражения некоторых данных (какой поезд. В каком направлении?) сигнализирует о том, что речь идет о высказывании из простого информационного функционального стиля, а не делового или научного".

След., такое высказывание в целом нельзя считать стилистически нейтральным. Единственный общественно значимый тип текста, который (по мнению К. Гаузенбласа) может быть признан нейтральным, – это адаптированный учебный текст, где стилистически маркированные средства или устранены, или заменены нейтральными. Однако и в данном случае можно говорить о Н. С. Лишь условно, поскольку это искусственные, вторичные тексты, выполняющие роль грамматического примера, в силу чего в них аннулирована предметно-прагматическая функция языковых средств (примеры побудительных предложений учащийся не воспринимает как побуждение к действию и т.п.).Живого Н. С., существовавшего во времена "трех стилей" в рамках "старой" стилистики, в совр.

Языке нет, он представлен лишь как пласт стилистически нейтральных языковых единиц разных уровней.Нейтральные стилистические языковые средства (слова, словосочетания, фразеологические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы) являются общеупотребительными, могут использоваться в любом функц. Стиле, в устной и письменной форме речи, в любой коммуникативной ситуации, обеспечивая единство лит. Языка как системы. В иной терминологии они называются межстилевыми. Понятие стилистической нейтральности соотносимо с понятием нормативности/ненормативности. Категория нейтральности языковых единиц изучается теорией литературного языка (см.) и стилистикой ресурсов (см.), в которой понятие нормы обычно связано с представлением о единстве стиля – недопустимости смешения в тексте средств с контрастными стилистическими маркировками (см.

Стилистическая норма).Нейтральные единицы языка образуют синонимические ряды со стилистически окрашенными. Ср. Синтаксические конструкции. По возвращении на родину… (книжн.) – Когда я вернулся… (нейтр.). Морфологические формы. В отпуске (нейтр.) – в отпуску (разг.). Словообразовательные варианты. Оштрафовать (нейтр.) – штрафануть (разг.). Фразеологизмы. Ни за какие блага (книжн., высокое) – ни за что на свете (нейтр.) – ни за какие коврижки (разг.). Лексические единицы. Изрекать, шествовать, вкушать, лик (книжн., высок.) – говорить, идти, есть, лицо (нейтр.) – болтать, плестись, лопать, рожа (сниженное). В ряду стилистических синонимов нейтральные единицы являются семантической доминантой, своеобразной осью, на которой выстраивается парадигма "шкалы экпрессивности".

Границы нейтральных средств языка исторически изменчивы. Стилистически маркированные единицы могут переходить в нейтральные (возможен и обратный процесс). Так, состав нейтральной лексики постоянно пополняется за счет книжной и разг. (живописец, действительно, огрех, расческа, напарник и др.).Понятие нейтральности чаще всего применяется к области лексики и является исходным для квалификации единиц словарного состава как стилистически маркированных. В лексикографической практике стилистическая квалификация лексики осуществляется с помощью специальных помет (разг., прост., высок. И др.). Нейтральные слова не снабжаются пометами, что и подчеркивает их противопоставленность стилистически окрашенной лексике. Нейтральная лексика лишена экспрессии, эмоциональных и социальных оценок, предназначена для констатирующего обозначения предметов и явлений.Нейтральные слова являются производящей основой словообразовательных гнезд (вода – водица, водичка и т.д.) и семантической базой для производных значений, коннотативных, прежде всего переносно-метафорических, с различным стилистическим статусом, разной экспрессивной окраски (напр., вода – о бедности мысли.

В докладе много воды), а также терминологических значений (свеча – приспособление для воспламенения горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания, волна – распространяющиеся в пространстве колебания вещества или поля).Лит. Щерба Л.В. Совр. Рус. Лит. Язык // Избр. Работы по рус. Языку. – М., 1957. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике рус. Языка. – М., 1965. Гельгардт Р.Р. О стилистических категориях. – ВЯ. – 1968. №6. Петрищева Е.Ф. Стиль и стилистич. Средства // Стилистич. Исследования. – М., 1972. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. – Горький, 1975. Шмелев Д.Н. Рус. Язык в его функц. Разновидностях. – М., 1977. Гаузенблас К. Существует ли "нейтральный стиль". // Функц. Стилистика. Теория стилей и их языковая реализация. – Пермь, 1986. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика.

Проблемы изучения и обучения. – М., 1988. Его же. Нейтральная лексика // Рус. Яз. Энц. – М., 1997. Салимовский В.А. К понятию стилистически нейтральной лексики // Функц.-стилистический аспект различных типов текста. – Пермь, 1991. Кожина М.Н. Стилистика рус. Языка. – М., 1993..

Значения в других словарях
Научно-популярный подстиль

– одна из стилистико-речевых разновидностей науч. Функц. Стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации "дополнительных" задач коммуникации – необходимости "перевода" специальной науч. Информации на язык неспециального знания, а именно – задач популяризации науч. Знаний для широкой аудитории.В совр. Лингвостилистике вопрос о статусе науч.-популярного типа речи в системе функц. Стилей рус. Языка не решен окончательно. Одни лингвисты (Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, М...

Научный стиль

Представляет науч. Сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания. Отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности), логическая доказательность и последовательность изложения (как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях). Общая цель науч. Речи – сообщение нового знан..

Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь

– способ передачи чужой речи, при котором используются элементы прямой (см.) и косвенной (см.) речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, значениями (семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа – источника информации, его интонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее сближает воспроизведение манеры речи говорящего (его подлинных выражений, строя речи), с косвенной речью – то, что в ней личные формы глаголов и местоимений употреблены от лица повествовател..

Образ автора

– 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую. 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и экстралингвистические факторы текстообразования. 3) худож. Категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения. 4) образ творца, создателя худож. Текста, возникающий в сознании читателя в результате его позн..

Дополнительный поиск Нейтральный стиль Нейтральный стиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нейтральный стиль" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нейтральный стиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 17 символа