Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь

214

– способ передачи чужой речи, при котором используются элементы прямой (см.) и косвенной (см.) речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, значениями (семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа – источника информации, его интонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее сближает воспроизведение манеры речи говорящего (его подлинных выражений, строя речи), с косвенной речью – то, что в ней личные формы глаголов и местоимений употреблены от лица повествователя. Но при этом не используются никакие вводящие глаголы речи и мысли ("говорил, что…". "сообщил, что…"), т.е. Отсутствует формальный сигнал перехода от авторской речи к чужой. Н.-п. Р. Не выделяется в тексте авторскими словами, не вводится как придаточная часть сложноподчиненного предложения.Автор как бы сливает речь своего героя со своей, приспосабливает собственную манеру говорить к его речевой манере.

Напр. Он вспомнил, как в детстве во время грозы он с непокрытой головой выбегал в сад, а за ним гнались две беловолосые девочки с голубыми глазами и их мочил дождь. Они хохотали от восторга, но когда раздавался сильный удар грома, девочки доверчиво прижимались к мальчику, он крестился и спешил читать. "Свят, свят, свят…". О, куда вы ушли, в каком вы море утонули, зачатки прекрасной, чистой жизни. Грозы уж он не боится и природы не любит, бога у него нет, все доверчивые девочки, каких он знал когда-либо, уже сгублены им и его сверстниками, в родном саду он за всю свою жизнь не посадил ни одного деревца и не вырастил ни одной травки, а живя среди живых, не спас ни одной мухи, а только разрушал, губил и лгал, лгал… (А.

Чехов.).К Н.-п. Р., как правило, прибегают для передачи невысказанных мыслей, внутреннего монолога. Создается двуплановость высказывания. Воспроизводится "внутренняя речь" героя, но выступает за него автор. Она выписывала книги и журналы и читала у себя в комнате. И по ночам читала, лежа в постели. Когда часы в коридоре били два или три и когда уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала. Что делать. Куда деваться. Проклятый, назойливый вопрос, на который давно уже готово много ответов и в сущности нет ни одного. О, как это, должно быть, благородно, свято, картинно – служить народу, облегчать его муки, просвещать его. Но она, Вера, не знает народа. И как подойти к нему. Он чужд ей, неинтересен, она не выносит тяжелого запаха изб, кабацкой брани, немытых детей, бабьих разговоров о болезнях (А.

Чехов).Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи – вопросительные и восклицательные предложения, выделяющиеся на фоне авторского повествования, например. Он ужаснулся и в отчаянии спрашивал себя, как это и зачем попал он в неизвестную землю, в компанию страшных мужиков. Где теперь дядя, отец Христофор и Дениска. Отчего они так долго не едут. Не забыли ли о нем. (А. Чехов). Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко. Как ярко и торжественно опускающееся солнце. Как ласково и глянцевито блестела вода в далеком Дунае. (Л. Толстой).Н.-п. Р. Используется многими писателями. Сергей Залыгин, автор "На Иртыше" и "Соленой пади", отмечал, что персонажи этих произведений (Чаузов и Мещеряков) "буквально заставляли <…>.

Писать о них тем языком, который они считали приемлемым для себя <…>. Конечно, этот язык оставался в то же время и моим, он лежал в пределах моих собственных возможностей, но эти собственные возможности как раз они-то и расширяли" (Залыгин С., 1969, с. 120–121).По словам М. Бахтина, Н.-п. Р. Является "наиболее важным и синтаксически шаблонизированным <…>. Случаем интерферирующего слияния двух, интонационно разнонаправленных речей", проявлением речевой интерференции в языке.Лит. Ковтунова И.И. Несобственно-прямая речь в современном русском языке. – РЯШ. – 1953. – №2. Глушкова М.Н. Несобственно-прямая речь в языке прозы Пушкина. – РЯШ. – 1962. – №1. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория.

– Томск, 1968. Залыгин С. О художественном языке и художественном образе. – ВЛ. – 1969. – №6. Блинов Г.И. Изучение способов передачи чужой речи. – РЯШ. – 1974. – №2. Труфанова И.В. Способы передачи чужой речи в русском языке. – Елец, 1994. Бахтин М.М. Несобственная прямая речь во французском, немецком и русском языке // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. – М., 2000. Труфанова И.В. Прагматика несобственно-прямой речи. – М., 2000..

Значения в других словарях
Научный стиль

Представляет науч. Сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания. Отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности), логическая доказательность и последовательность изложения (как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях). Общая цель науч. Речи – сообщение нового знан..

Нейтральный стиль

– стиль, характерный для текстов, лишенных стилистической маркированности, и выделяемый в ряду. Высокий – нейтральный – сниженный стили. Восходит к понятию стиля ("штиля"), которое появилось в рус. Языке в XVII в., когда зародилась система стилей как двух полярных и среднего между ними – система "трех штилей", получившая законченный вид в учении М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория). Н. С. Не является функциональным стилем (см.), т.е. Стилем с разнообразным составом средств, но единым по сема..

Образ автора

– 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую. 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и экстралингвистические факторы текстообразования. 3) худож. Категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения. 4) образ творца, создателя худож. Текста, возникающий в сознании читателя в результате его позн..

Образность

– сложная и многозначная категория стилистики, имеющая различные интерпретации в связи с различными осмыслениями понятия и термина образ. "Необходимо иметь в виду, что самый термин "образ" имеет множество самых различных значений, особенно когда он сопровождается такими эпитетами, как "поэтический", "художественный", "творческий". Или употребляется в таких выражениях, как "мышление в образах". Везде в таких случаях термин "образ" получает с трудом формулируемую массу семантических оттенков и ста..

Дополнительный поиск Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 53 символа