Объяснение

243

– функционально-смысловой тип речи (см.), для которого смыслоформирующими являются отношения причинности. Разновидность рассуждения (см.) как типа речи, производного от коммуникативного намерения установить причинно-следственные связи между явлениями. Ключевая часть О. Содержит сообщение о каком-либо явлении, комментирующая часть находится в постпозиции и раскрывает причины этого явления. Напр. "На первый взгляд может показаться странным, что в случае π-мезонов в одном зарядовом мультиплете объединяются и частица… и ее античастица… в то время как, например, Λ-гиперон и анти-Λ-гиперон образуют два различных зарядовых мультиплета. Объяснение заключается в том, что в зарядовый мультиплет объединяются частицы, отличающиеся только величиной или знаком электрического заряда.

Все остальные величины, характеризующие частицы, должны быть одинаковыми…" (И.В. Савельев. Курс общей физики). "Величина концентрационных напряжений зависит не от диффузионных констант компонентов диффузионной пары, а лишь от отличия атомных объемов и сжижаемости атомов этих компонентов…" (Я.Е. Гегузин. Диффузионная зона).Маркерами О. Являются причинные союзы так как, поскольку, потому что и др. Конструкции с перформативами объяснить, объяснение, каузальными глаголами и краткими причастиями типа это зависит от…, происходит от…, это связано с тем, что…, обусловлено и т.п. Переход от ключевой части О. К комментирующей может оформляться с помощью вопроса. "Известно, что в изоэлектрической точке вода ведет себя как амфотер, что отвечает нейтральности всей системы.

Но чем она обусловлена?". "В чем причина столь резко различающейся формы халцедоновых выделений?" (Ю.А. Колясников. Причины различных форм отложений халцедона в основных и кислых вулканитах).Наиболее типично О. Для науч. Речи. Объяснение – важнейшая функция науч. Исследования и присутствует поэтому как этап познавательной деятельности и соответственно тип речи в произведениях любой отрасли науки. О. Может выполнять, кроме того, важную коммуникативную задачу – оно делает излагаемое более доступным для читателя. Функция О. Как познавательно-коммуникативного действия может иметь в качестве основного либо познавательный компонент (О., заключающее в себе новизну для науч. Сообщества), либо коммуникативный (истолкование причин сложного, малопонятного для читателя явления).

Последний обычно усилен в произведениях жанра учебника либо научно-популярной литературе.Коммуникативное воздействие любого текста наиболее успешно происходит в условиях его адекватного восприятия читателем, а следовательно, предполагает в числе прочего реализацию в тексте категории объяснительности. Этим обусловлено участие О. В создании текстов всех функц. Разновидностей лит. Языка.В оф.-дел. Текстах О. Выступает в традиционной функции раскрытия причин какого-л. Факта. Напр. "Занятие по педагогике 14.05.01 не состоялось, так как студенты были задействованы в проведении общеуниверситетской спартакиады" (из объяснительной записки). "В настоящее время я нуждаюсь в материальной помощи в связи с рождением 5 (пятого) ребенка, так как муж погиб, на моем попечении осталось пять детей и моя мать, Зуева Мария Александровна, инвалид II группы" (из заявления).В публицистике О.

Также используется обычно в основной функции – раскрывает причины событий, явлений, при этом, правда, степень субъективности О. Здесь больше, чем в науч. И дел. Речи. Напр. "…И тогда я поняла, почему так трудно писать про Париж. Просто Париж не город. Париж – это такой образ жизни…" ("АиФ"). Нередко вместо действительного О. Волнующих читателей фактов автор дает О. Ироническое, используя иронию как яркую форму выражения своей позиции. Напр. "В самом центре столицы, в двух шагах от Арбата, российские семьи свято чтут мусульманские праздники. Потому что только в эти редкие дни молчит стройка у них под окнами. В праздники туркам работать грешно. В остальные дни работать почетно. Поэтому они без устали стучат и гремят с 7 утра и далеко за полночь.

По-русски не понимают не только они, но и заказчик – Верховный суд". "…Провинившихся ожидает штраф в размере сколько-нибудь минимальных зарплат. Может, эту зарплату потому и не увеличивают, чтобы штрафы были поменьше?". "Почему денег нет – давно известно. Потому что их нет. Ответ этот так же универсален, как стиральный порошок "Миф". А может, это и в самом деле миф?" ("АиФ"). Неожиданный поворот мысли позволяет публицисту ярче обозначить проблемность, остроту ситуации.Имеются существенные, принципиальные различия функционально-семантического плана между О. В науч., оф.-дел., публиц. Текстах и О. В худож. Речи. Играя важную роль в раскрытии создаваемого образа, О. В худож. Произведении выступает (как и другие типы рассуждения) прежде всего как элемент образной конкретизации.

Ср. "…Всякий раз, когда глаза наши встречались, что случалось часто, так как мы сидели наискоски друг против друга, он отворачивался и брался за книгу или смотрел в окно" (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната). "Я приходил к Лере лишь утром – я говорил с ней, стоя в самых дверях, так как войти в загроможденную тумбочками и прочим добром кладовку было невозможно" (В.С. Маканин. Отставший). Имея те же структурные параметры, что и в других функц. Стилях (ключевая часть ==>. Комментирующая часть), подобные О. Десемантизированы, выполняют прежде всего изобразительную функцию. Отсюда и сам термин "объяснение" не вполне созвучен функционально-стилевой специфике худож. Речи.Художественное О. Нередко бывает слито с предположением, если автор хочет придать реальность и психологическую достоверность изображаемому, которое происходит как будто независимо от его воли и по неизвестным ему причинам.

Напр. "Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся и потом пошел своею дорогою. Почему он усмехнулся, потому ли, что встретил вещь вовсе не знакомую, но о которой, однако же, все-таки у каждого сохраняется какое-то чутье, или подумал он, подобно многим другим чиновникам, следующее. "Ну, уж эти французы. Что и говорить, уж ежели захотят что-нибудь того, так уж точно того…" А может быть, даже и этого не подумал – ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать все, что он ни думает" (Н.В. Гоголь. Шинель). "Обо всем этом думала я… идя на работу в тот обычный счастливый день. Почему счастливый. С утра узнала, что Максимова – самая тяжелая больная в отделении, инфарктница, мать троих детей, как будто (тьфу-тьфу!) выкарабкивается.

Дежурила при ней три ночи подряд. Искусственное дыхание, массаж сердца… Удалось-таки спасти!" (И.Н. Грекова. Перелом).Худож. О., рассматриваемое в аспекте отношений "автор–герой", как специфическая форма выражения авторского сознания, помогает не только выявить психологическое самочувствие героев, но и раскрыть своеобразие и глубину авторского отношения к героям и ситуации, что в конечном счете способствует наиболее полному прочтению худож. Произведения, его концепции.В худож. Речи О. Обладает меньшей по сравнению с другими стилями степенью не только функционально-семантической, но и структурной стабильности. Здесь распространены О. С имплицитной связью, напр. "Это меня еще более успокоило. Я нашел себе место в этом утре, в этом Городе, в этом государстве" (Г.А.

Горышин. Мой дядюшка Егор). "Я еще раз дал лошадям напиться и покормиться на околице мертвого селения, сам маленько подкрепился, настороженно озираясь по сторонам, – в таких вот развалинах, средь ломи кирпичей и головешек, горелых печных труб, хат со спаленными крышами, с выбитыми окнами, сорванными дверьми, подходяще скрываться братьям-самостийщикам" (В.П. Астафьев. Обертон). В худож. И публиц. О. Широко используется парцелляция, воскл. Предложения и другие способы усиления экспрессии, позволяющие акцентировать важные моменты содержания, напр. "Она будет жить ожиданием. Это будет ЖИЗНЬ. А без него – НЕ ЖИЗНЬ. Хуже, чем смерть. Потому что смерть – это отсутствие всего, и страданий в том числе. А без него – страдания, ежедневные, ежеминутные" (В.С.

Токарева. Сентиментальное путешествие). "Безвыходных положений в экономике нет. Ибо экономика может умереть только вместе с обществом" ("АиФ").Лит. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982. Цветкова Т.М. Конституирующие факторы текста "рассуждение" в науч. Стиле (на материале лингвистической литературы). Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук. – М., 1983. Девкин А.П. Определение и объяснение как композиционно-речевые формы в английских науч. И науч.-популярных текстах. Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук. – Минск, 1984. Радзиевская Т.В. Прагматические свойства высказывания-объяснения // Каузальность и структуры рассуждений в рус. Языке. – М., 1993. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития науч.

Стиля рус. Лит. Языка XVIII–XX вв. (сопоставительно с др. Функц. Разновидностями). – Пермь, 1999. Панова О.В. Рассуждение как тип речи в прагматическом аспекте (аргументация и объяснение). Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук. – Минск, 2001..

Значения в других словарях
Образность

– сложная и многозначная категория стилистики, имеющая различные интерпретации в связи с различными осмыслениями понятия и термина образ. "Необходимо иметь в виду, что самый термин "образ" имеет множество самых различных значений, особенно когда он сопровождается такими эпитетами, как "поэтический", "художественный", "творческий". Или употребляется в таких выражениях, как "мышление в образах". Везде в таких случаях термин "образ" получает с трудом формулируемую массу семантических оттенков и ста..

Общенаучная лексика

– лексика, используемая в науч. Текстах всех областей знания.Специфической чертой науч. Прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. Тексте является необходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе формирования мысли. Состав лексики науч. Речи неоднороден. В нем выделяются три относительно самостоятельных слоя. Нетерминологическая (неспециальная), общенаучная и терминологическая лексика (Даниленко В.П., 1977). Каждый слой играет свою роль в языке науки. Н..

Описание

– функционально-смысловой тип речи (см.), сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. О. Служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Напр.:"Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата – дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но ..

Ораторская речь

– разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений. В современной практике публичного общения в зависимости от сферы общения выделяют следующие роды О. Р. Социально-политическая, академическая, судебная, социально-бытовая, духовная (церковно-богословская), поэтому многими исследователями О. Р. Рассматривается как устная форма реализации известных функц. Стилей. Публиц., науч., оф.-дел., разг.-бытового, религиозного (Н.Н. Кохтевым, ..

Дополнительный поиск Объяснение Объяснение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Объяснение" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Объяснение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа