Парцелляция

256

(от франц. Parcelle – частица) – стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах. Фраза, в которой реализуется структурно господствующая часть предложения, называется базовой (основной). Фраза, в которой реализуется структурно зависимая часть предложения (отчленяемая часть), называется парцеллятом. Базовая часть и парцеллят (парцелляты) образуют парцеллированную конструкцию. Напр.:Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе.

Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).В данной парцеллированной конструкции базовая часть – "Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих", парцелляты – "Играя по своей собственной первоочередной системе", "Плача настоящими слезами, не глицериновыми", "Истекая не клюквенным соком", "Никому не подражая", "Ничего не имитируя".С точки зрения актуального членения предложения (см.) П. Представляет собой средство выделения, усиления наиболее важных моментов предложения, т.е. Средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров).В письменной речи между расчленяемыми частями предложения ставится пунктуационный знак конца предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие).

Напр.:Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "я" (Ю. Азаров). Что за страсть к пустой болтовне. К пересудам. Сплетням. (Б. Рахманин). Я. Вам. Дал телефон. Что за ерунда. – не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев). Но все бросаю, все… Сейчас будем пить чай… С конфетами. (А. Приставкин).П. Может также оформляться при помощи точки с запятой, тире, скобок. Напр.:Все-таки люди сходятся, именно что вот сходные – похожие, общие там, внутри себя, по своему строю. А они с ним были куда как несхожи… Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить.

Оба, взаимно (А. Курчаткин). Он чувствовал себя необходимой деталью мирозданья – в какой-то мере, естественно. Потому что масштабы не имеют значения (М. Чулаки). Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть (Труд, 12 февр. 1998 г.).Случаи подобного пунктуационного оформления П. Не являются частотными.Возможно написание парцеллята как с прописной, так и (значительно реже) со строчной буквы, напр.:– …Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если. Голова. Крепче. Камушка. (Южно-Сибирский вестник, 15 окт. 1994 г.).Можно встретить размещение базовой части парцеллированной конструкции и парцеллята (парцеллятов) в разных абзацах.

Напр.:Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся земля наша (А. Солженицын);А сейчас этот жанр… политическая острота, сатирическое мышление, умный юмор настолько нужны и любимы, что когда меня один министр спросил. "Чем вы так быстро берете публику?"Я остолбенел (Известия, 9 авг. 1986 г.).В лингвистической литературе можно встретить обозначение одних и тех же речевых фактов то термином "парцелляция", то термином "присоединение". Однако их не следует смешивать, так как присоединение – это грамматическая категория, обладающая собственным грамматическим значением (значением добавочного сообщения) и собственной грамматической формой (специальными союзами, союзными речениями, интонацией).

Причем П. Может "накладываться" на присоединительные отношения и усиливать их. Напр.:О чем же новое произведение. Я не могу пересказать. Да и не надо этого делать (Лит. Газета, 30 апр. 1995 г.). Надежды на новые перемены враз улетучились от новых, более высоких, цен на все молочные продукты. Причем "новизна" эта оказалась довольно внушительной – где-то процентов на 25–30 (Хакасия, 9 января 1997 г.).П. Может осуществляться не только в простых, но и сложных предложениях разных структурно-семантических типов (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Напр.:Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака (Комсомольская правда, 4–9 янв. 1998 г.). У банды Малахова было три полных комплекта милицейского оборудования.

Еще у них были наручники. Настоящие. Которые в свободной продаже не появляются. Но которые по сходной цене на токарном станке смастерит любой работяга (зарплату ведь на заводах не платят) (АиФ, 6 марта 1998 г.). Жили-были на свете три брата. Один работал лаборантом-технологом. Другой – электромонтажником (Известия, 15 августа 1970 г.).Прием П. Используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но с наибольшей частотностью и разнообразием конкретных стилистических функций он представлен в текстах художественных и публицистических. Так, в следующих примерах из худож. Прозы П. Используется в изобразительных целях:Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы. Положил руку на трубку.Взял ее.Сел.– Саша.

Соедини с Хабалыгиным (А. Солженицын) (изобразительный эффект "замедленного кадра");Ребятам так и сказали. Хотите, мол, нажраться, поезжайте. Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали (А. Приставкин) (выделение наиболее существенных деталей общей картины).П. Часто вступает в конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими приемами, усиливая их прагматический (воздействующий) потенциал. Напр.:Вскоре на манеже появилась русая циркачка в слюдяном шарфе. И в воздух. По лестнице, опущенной пилотом. На лету. Без страховки. Кокетливо помахивая узкой ладошкой (Н. Воронов).В приведенном примере П. Взаимодействует с эллипсисом, выполняя функцию выделения наиболее важных элементов общей картины, способствующих большей наглядности образа.

Ср. …появилась русая циркачка в слюдяном шарфе и поднялась в воздух по лестнице, опущенной пилотом…Редко встречается слоговая П., которая осуществляется в предложении, состоящем из одного слова. Напр.:Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та. Кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та (В. Набоков).Лит. Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции // Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. – М., 1977. Сковородников А.П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке. – Филол. Науки. – 1978. – №1. Его же. О функциях парцелляции в современном русском литературном языке.

– РЯШ. – 1980. – №5. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1981. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 1979. Библиографический указатель по вопросам присоединения, парцеллирования и сложного синтаксического целого. – Самарканд, 1987. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998..

Значения в других словарях
Оценки категория

– см. Категория оценки.. ..

Очерк

– см. Жанры публицистического стиля.. ..

Период

(от греч. Periodos – обход, круг, круговращение) – стилистическая фигура, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части – протазис, характеризующийся повышением, восходящим движением тона, и аподозис, характеризующийся понижением, нисходящим движением тона, и, с точки зрения содержания, представляющий вывод или следствие из того, о чем гово..

Письменная речь

– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. Поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативнос..

Дополнительный поиск Парцелляция Парцелляция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парцелляция" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парцелляция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа