Поэтическое речевое мышление

194

– зафиксированная в тексте творческая интеллектуальная деятельность поэта, связанная с его способностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использованию богатых возможностей семантической структуры слова.П. Р. М. Противопоставлено, с одной стороны, внеречевому (художественному и нехудожественному) мышлению, с другой – речевому непоэтическому мышлению. Худож. Внеречевое мышление проявляется преимущественно как образное – в произведениях композиторов, живописцев, графиков, скульпторов, хореографов и др. Нехудож. Внеречевое мышление охватывает другие сферы бытия человека, в том числе и обыденную сферу (почувствовав дождь, мы раскрываем зонт. Увидев книгу, стараемся прочитать ее заглавие, и т.д.).

Речевое непоэтическое мышление связано с созданием информативных единиц в вербализованной форме, оно проявляется в различных сферах. Бытовой и неофициальной (обыденное речевое мышление), публичной (политика, публицистика, юриспруденция и др.), научной, деловой, художественной (прозаическое речемышление).П. Р. М. Связано с обостренно эмоциональным восприятием художником слова окружающего мира. Поэт, обладая особой "зоркостью" и свежестью взгляда, способен увидеть то, что не укладывается в рамки ранее увиденного. В сфере подсознания поэта интуитивно осуществляется отбор и обработка нерасчлененного потока информации, в результате чего под влиянием авторского замысла из этого потока вычленяются более компактные идеальные образования, "зачины мысли" (И.Я.

Чернухина), которые поэт намерен передать в процессе коммуникации. Зачин мысли имеет объемный характер и сначала скорее ощущается, чем осознается. Для линейного воплощения в тексте поэтическая мысль художника дробится на мельчайшие смысловые единицы, имеющие универсальный характер и свойственные носителю любого языка – семы. На границе сознания и подсознания семы соединяются в семемы – смысловые образования, характерные только для одного языка. В результате дальнейшей вербализации замысла появляются слова, связанные с образом-представлением, а также осуществляется грамматическая связь слов.Одним из сильных интуитивных стремлений поэта является стремление оптимально воплотить замысел, преодолев линейный характер речи.

С этим нередко связаны мучительные поиски нужного слова. Нечто в сознании поэта подсказывает ему, с какой степенью полноты и адекватности он передает зачин мысли. Автор интуитивно выбирает тот тип поэтического речевого мышления, который в наибольшей степени оказывается способным передать в линейной речи объемную мысль и целостный образ.Существует большое количество свидетельств художников слова об особенностях момента, предшествующего появлению стихотворения. Почти всегда речь в этих случаях идет о том, что в сознании поэта появляется некий звуковой фон или ощущение ритма, и это предваряет рождение поэтической речи. Напр.:Какой-то демон обладалМоими играми, досугом;За мной повсюду он летал,Мне звуки дивные шептал,И тяжким, пламенным недугомБыла полна моя глава;В ней грезы чудные рождались;В размеры стройные стекалисьМои послушные словаИ звонкой рифмой замыкались.(А.С.

Пушкин)Бывает так. Какая-то истома;В ушах не умолкает бой часов;Вдали раскат стихающего грома.Неузнанных и пленных голосовМне чудятся и жалобы, и стоны,Сужается какой-то тайный круг,Но в этой бездне шепотов и звоновВстает один, все победивший звук.Так вкруг него непоправимо тихо,Что слышно, как в лесу растет трава,Как по земле идет с котомкой лихо.Но вот уже послышались словаИ легких рифм сигнальные звоночки, –Тогда я начинаю понимать,И просто продиктованные строчкиЛожатся в белоснежную тетрадь.(А. Ахматова)Худож. Творчество связано с вдохновением – состоянием человека, особо благоприятным для творческой деятельности. Вдохновение приводит к повышенной способности творческого субъекта переводить нерасчлененный поток мысли в "россыпь сем" (И.Я.

Чернухина) и преобразовывать их в речь. В состоянии вдохновения накопленная и сложно преобразованная информация как бы прорывает плотину, переходя на уровень сознания и затем в речь, при условии, что для этого есть необходимые эмоционально-физиологические обстоятельства. Нередко приближение способности творить поэты переживают как "недомогание", ср. "И тяжким, пламенным недугом / Была полна моя глава" (А.С. Пушкин). "Бывает так. Какая-то истома", "Муза… Как лихорадка, оттреплет" (А. Ахматова). Диапазон и сила эмоций при состоянии вдохновения даже у одного художника слова могут быть достаточно широкими, поэтому стихи воплощают всю гамму человеческих реакций – от жесточайших страданий до состояния благотворного покоя или высшего наслаждения.Хотя поэт отражает в своем творчестве "общеизвестные" эмоции, но отражает их как нечто уникальное, единичное.

Напр., общеизвестное чувство "любовь" у каждого большого поэта имеет особый компонентный состав, который далеко не всегда знаком не только носителю обыденного сознания, но и другому художнику слова. Так, если состав эмоции в стихотворении А.С. Пушкина "Я вас любил…" включает элементы "робость", "ревность", "самоотречение" ("Как дай вам Бог любимой быть другим"), то у Ф. Тютчева в стихотворении "Любовь" компоненты этой эмоции иные. "поединок роковой", "борьба неравная двух сердец", "гибель одного из сердец" ("И чем одно из них нежнее / В борьбе неравной двух сердец, / Тем неизбежней и вернее / Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец").Наряду с общеизвестными эмоциями поэт может переживать и неповторимое, индивидуальное эмоциональное состояние, для называния которого используются окказиональные языковые средства, напр.

"Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!" (А. Фет).Эмоциональный строй стихотворения создает "поле напряжения" (И.Я. Чернухина), которое в совокупности с семантической, грамматической, ассоциативной и композиционной организацией текста обусловливает его целостность. Большую роль в передаче эмоционального состояния играют экспрессивные средства. Тропы (см.), стилистические фигуры (см.), индивидуально-авторские неологизмы (см.), а также подтекст.В зависимости от авторского замысла и индивидуальных особенностей речемыслительной деятельности того или иного поэта различаются семемный, семно-семемный и семный типы П. Р. М.Семемный тип соотносится с использованием в поэтической речи общепринятых (узуальных) слов и нормированной грамматики.

В стихотворениях данного типа тропы имеют стертый характер, лишены яркой индивидуальности, ассоциации слов стандартны. Однако уникальные содержательные особенности стихотворения, воплощенные в высокоэстетической форме, делают его в большой степени ценным для общества, напр.:Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны.В том, что они – кто старше, кто моложе –Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь, –Речь не о том, но все же, все же, все же…(А. Твардовский)Стихотворения, созданные благодаря семемному типу речемышления, не нуждаются в интерпретации, для их толкования в неподготовленной аудитории достаточно лишь комментирования. Развертывания отдельных содержательных сторон текста, частичной экспликации имплицитных смыслов, соотнесения стихотворения с некоторыми экстралингвистическими факторами (биографией поэта, историческими событиями и т.д.).

Такие стихотворения формируют культуру чтения, готовят читателя к восприятию более сложных поэтических текстов.Семно-семемный тип П. Р. М. Проявляется в ослаблении корреляции "семема – лексема – представление", в результате чего слово приобретает способность десемантизироваться, а также получать дополнительные семы. В этом случае целостный худож. Образ возникает не из совмещения простых представлений, как при семемном типе, а из интеграции представлений, в результате чего создается не только образ с его семантикой, представлением и эстетикой, но и образный фон, который обладает лишь представлением (слуховым, зрительным, вкусовым и др.). Продуктивным способом создания образа в стихотворениях этого типа является метафора.

Напр.:В степи мирской, печальной и безбрежной,Таинственно пробились три ключа;Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,Кипит, бежит, сверкая и журча.Кастальский ключ волною вдохновеньяВ степи мирской изгнанников поит.Последний ключ – холодный ключ забвенья,Он слаще всех жар сердца утолит.(А.С. Пушкин)Сложный семантический процесс воплощения поэтического содержания при данном типе речемышления приводит к тому, что для восприятия текста неподготовленным читателем одного комментирования уже недостаточно. Такие стихотворения нуждаются в интерпретации, которая предполагает выявление слов с сохранившейся узуальной семантикой (в приведенном стихотворении. Мирской, печальной, юности, вдохновенье и др.) и слов с модифицированной, т.е.

Контекстуальной семантикой (безбрежной, быстрый, кипит, бежит, степь, ключ и др.). Целью интерпретации становится понимание характера поэтической трансформации универсальных смыслов худож. Произведения ("пространство", "время", "состояние", "событие" – И.Я. Чернухина). В данном случае метафоры степь и ключ служат поэтическими трансформами представлений о человеческой жизни, включающей три этапа – юность, зрелость и старость.Семный тип П. Р. М. Проявляется в конструировании поэтом значений слов, выражений, фраз, фрагментов текста или целого текста из отдельных сем, в создании новых слов и в возбуждении в сознании читателя новых, неизвестных ему до сих пор представлений. Продуктами данного типа речемышления являются неологизмы, окказионализмы, авторские формы слов, авторский синтаксис, авторскиая пунктуация, а иногда и орфография.

Напр.:О, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!О, рассмешищ надсмеяльник – смех усмейных смехачей!О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!..(В. Хлебников)При анализе подобных стихотворений необходимо, во-первых, определить ключевые для создания гипотетического содержания текста слова. Во-вторых, актуализировать в памяти все сведения, относящиеся к семантике ключевых слов. В-третьих, вспомнить весь круг реалий, связанных с обозначаемыми явлениями, и, наконец, привлечь ассоциации. Так, направление декодирования стихотворения В. Хлебникова дает его заглавие. "Заклятие смехом". См. У В. Даля. "Заклинать – заповедовать, заказывать, запрещать, под страхом проклятия, кары небесной.

Упрашивать, умолять всем, что дорого и свято. Заговаривать, завораживать, заколдовывать".В содержании стихотворения заложены все три набора смыслов слова заклятие. Смех понимается автором и как исцеляющее средство, и как орудие возмездия проявлению зла. Форма и своеобразная семантическая организация стихотворения призваны заворожить, "загипнотизировать" читателя, сделать его единомышленником автора.Описанные типы речевого мышления используются во всех сферах речемыслительной деятельности. При этом семемный тип "обслуживает" в первую очередь репродуктивное мышление. Семно-семемный и семный типы "приспособлены" для эвристической речемыслительной деятельности. Применение названных типов к речевому поэтическому мышлению позволяет с новых позиций объяснить многообразие худож.

Мира стихотворных произведений.Лит. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. – М., 1965. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978. Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. – М., 1983. Григорьев В.Д. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. – М., 1986. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. – Воронеж, 1987. Ее же. Поэтическое речевое мышление. – Воронеж, 1993. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск, 1992..

Значения в других словарях
Поэтизмы

– группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII–1-й пол. XIX в. Напр., имена существительные. Десница, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог. Прилагательные. Дивный, чудный, вдохновенный, дерзновенный, немолчный, лазурный, лучезарный, златокудрый, благовонный. Глаголы. Лобзать, влачить, зардеть, разверзнуться, мниться. Большая часть П. По происхождению – славянизмы (см.), поэтому в числе П. Отмечаются сло..

Поэтика

(от греч. Poietike – поэтическое искусство) – раздел филологии, посвященный описанию историко-литературного процесса, строения литературных произведений и системы эстетических средств, в них использованных. Наука "о поэтическом искусстве", "изучающая поэзию как искусство" (В.М. Жирмунский). В широком смысле слова П. – наука о худож. Языке (языке как "вторичной моделирующей системе", "языке культуры") литературных произведений. Предмет изучения П. При таком понимании в значительной степени совпад..

Прагмастилистика

– см. Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин.. ..

Практическая стилистика

– см. Стилистика. Направления стилистики. Стилистика ресурсов.. ..

Дополнительный поиск Поэтическое речевое мышление Поэтическое речевое мышление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Поэтическое речевое мышление" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поэтическое речевое мышление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа