Прямая речь

194

(от лат. Oratio recta) – один из способов передачи чужой речи (см.) – воспроизводимая дословно речь какого-либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица – автора этого текста, так называемыми авторским словами, комментирующими ситуацию. Напр. "Вот граница. – сказал Ноздрев. – Все, что не видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое" (Н. Гоголь).Употребление П. Р. – свидетельство достоверности, подлинности приводимого чужого высказывания, и, кроме того, она косвенно передает уважение к источнику информации и сказанному им.С точки зрения структуры, П. Р. Представляет собой простые и сложные, полные и неполные, одно- и двусоставные предложения.

Грамматические элементы в составе конструкций с прямой речью специфичны для разговорного стиля. Обращения, форма повелительного наклонения глагола, междометия, частицы, личные местоимения, лексические и морфологические диалектизмы и проч. Напр. "Весна близко. – говорил один приятель другому, стараясь взять его под руку. – Пакостница эта весна. Грязь везде, нездоровье, расходов много… Дачу нанимай, то да се… Ты, Павел Иваныч, провинциал и не поймешь этого… Тебе не понять. У вас в провинции, как выразился однажды какой-то писатель, благодушие одно только… Ни горя, ни печалей. Едите, пьете, спите и никаких вопросов не знаете… Не то, что мы… Подмерзать начало… замечаешь. Впрочем, и у вас не без горя… И у вас своя печаль.

Хе-хе-хе. Теперь у вас, провинциалов, начинает кровь играть… страсти бушуют. Мы, столичные – люди каменные, ледяные, нет в нас пламени, и страстей мы не знаем, а вы вулканы, везувии. Пш. Пш. Дышит. Хе-хе-хе… Ой, обожгусь. А признайся-ка, Павел Иваныч, сильно кровь играет?" (А. Чехов).Таким способом может воспроизводиться и внутренняя речь кого-либо, напр., персонажа в лит. Тексте. "И куда все это делось, – вздохнул Ганин. – Где теперь это счастье и солнце, эти рюхи, которые так славно звякали и скакали, мой велосипед с низким рулем и большой передачей. …По какому-то там закону ничто не теряется, материю истребить нельзя, значит, где-то существуют и по сей час щепки от моих рюх и спицы от велосипеда. Да вот беда в том, что не соберешь их опять, – никогда.

Я читал о "вечном возвращении"… А что если этот сложный пасьянс никогда не выйдет во второй раз?" (В. Набоков).В форме чужой может представляться речь не другого лица, а своя собственная. "Как это скучно!" – воскликнул я невольно (М. Лермонтов).Вводящие П. Р. Авторские слова могут предшествовать ей, вклиниваться в нее или следовать за ней, напр. Он вздохнул и сказал, пустивши кверху трубочный дым. "На все нужно родиться счастливцем, Павел Иванович". "Андрей Иванович, помилуйте. – сказал он, взявши его за обе руки. – Какое ж оскорбление. Что ж тут оскорбительного в слове ты?". "Какой, однако же, чудак этот Тентетников!" – думал между тем Чичиков (Н. Гоголь).П. Р. Может находиться внутри авторских слов. Когда товарищ прокурор сумел доказать, что Шельмецов виновен и не заслуживает снисхождения.

Когда он уяснил, убедил и сказал. "Я кончил", – поднялся защитник (А. Чехов).Иногда П. Р. Вводится в текст в качестве элементов подлинного выражения, напр. Предположение дневального, что "взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе", все больше собирало сторонников (А. Фадеев).Выбор слов, вводящих П. Р., очень важен. Как правило, для этого используются глаголы речи и мысли (сказал, заметил, отметил, подумал), эмоции и чувства (удивился, обрадовался, возмутился, увлекся), действия (оборотился, привстал, подскочил), глаголы, обозначающие мимику и жесты (улыбнулся, нахмурился, кивнул). Напр. "Я считаю "Темные аллеи" лучшим, что я написал, – заявлял он запальчиво, – а они, идиоты, считают, что это порнография и к тому же старческое бессильное сладострастие.

Не понимают, фарисеи, что это новое слово в искусстве, новый подход к жизни!" (И. Одоевцева).Авторские слова не только указывают на сам факт чужой речи, но и содержат ее оценку, отношение к ней автора, характеристику говорящего, т.е. Являются важным экспрессивным, выразительным средством.Конструкцию с П. Р. Не следует путать с репликой диалога, которая также является передачей прямого, дословного высказывания, но не вводится авторскими словами.М. Бахтин отмечает наличие множества модификаций прямой речи в лит. Языке, таких, как подготовленная П. Р. (возникновение прямой речи из косвенной или несобственно прямой. Классическим образцом этой модификации М. Бахтин называет изображение состояния князя Мышкина перед эпилептическим припадком в "Идиоте" Достоевского).

Овеществленная прямая речь (авторский контекст строится так, что характеристики героя, данные ему автором, "бросают густые тени на его прямую речь". Такова, как правило, прямая речь у Гоголя и представителей так называемой "натуральной школы"). Предвосхищенная, рассеянная и скрытая П. Р. (предвосхищение чужой речи рассказом ее темы, оценок и акцентов. Запрятанная в авторском контексте чужая речь как бы прорывается в действительном прямом высказывании. По мнению Бахтина, эта модификация очень распространена в современной прозе – у А. Белого, И. Эренбурга и др.). Риторическая П. Р. (риторические вопросы, восклицания и др.). Замещенная П. Р. (это говорение за другого, очень близкое к несобственно-прямой речи, при котором авторская речь сливается с чужой речью).Лит.

Кодухов В.И. Прямая и косвенная речь. – Л., 1957. Кулагин А.Ф. Конструкции с прямой речью и сложное предложение. – РЯШ. – 1969. – №1. Блинов Г.И. Изучение способов передачи чужой речи. – РЯШ. – 1974. – №2. Ширяев Е.Н. Прямая речь // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. Коньков В.И. Прямая речь и цитата в художественном тексте. – Русская речь. – 1980, №4. Кручинина И.М. Прямая речь // Лингвистич. Энциклопедич. Словарь. – М., 1990. Бахтин М.М. Косвенная речь, прямая речь и их модификации // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. – М., 2000..

Значения в других словарях
Прием оживления внутренней формы слова

– стилистическая фигура, заключающаяся в подчеркивании, выделении внутренней формы слова."От частого употребления слова стираются" (С. Маршак). "Чем привычнее для нас слово, тем меньше мы ощущаем его скрытую образность" (Д.Н. Шмелев). Оба высказывания – писателя и ученого – применимы к внутренней форме слова (В.Ф.С.), которая со временем может тускнеть, не так четко осознаваться, как в период возникновения слова. Поэтому художники слова прибегают к использованию П. О. В.Ф.С. – основного средства..

Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль

– категория устной формы речи, научное изучение которой в отечественной русистике начинается в XX в. И связано с именем Л.В. Щербы. П. С. – это выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения, противопоставление которых осуществляется за счет определенного набора признаков. Совокупности таких признаков и конституируют стиль в фонетике. Системы П. С. И содержание стиля, их соотношение и весомость в общей стилистической картине, состояние стилистиче..

Публицистический стиль

(газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) – один из функц. Стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений. Политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. С. Используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) – газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. С. Употребляются приведенные в заголовке наименования. Наиболее распространенное газетно-публицистичес..

Разговорная лексика

– см. Стилистически окрашенная лексика.. ..

Дополнительный поиск Прямая речь Прямая речь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прямая речь" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прямая речь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа