Речевой жанр

219

– относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов). Будучи культурными формами, Р. Ж. Характеризуются следующими основными свойствами. Они объективны по отношению к индивиду и нормативны. Историчны, вырабатываются людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни. Характеризуются особым оценочным отношением к действительности. Выполняют функцию интеграции индивидов в социум. Многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения. Являются опорой для творчества. Р. Ж. (от однословной бытовой реплики до больших произведений науки или литературы – М.М. Бахтин) являются единицами общения. Важнейшие конститутивные особенности высказываний (текстов), отливаемых в те или иные жанровые формы, – смена речевых субъектов и завершенная целостность.

Высказывание (текст) есть духовное преломление бытия, осуществляемое в разных сферах культурного творчества в соответствии с различными принципами.В плане генезиса Р. Ж. Разделяются на первичные и вторичные. Первичные Р. Ж. Складываются в условиях непосредственного общения, а вторичные – в условиях высокоразвитой культурной коммуникации, напр., научной, административно-правовой, политико-идеологической, художественной, религиозной (романы, драмы, научные исследования и др.). Первичные Р. Ж. Могут преобразовываться, усложняться, превращаться во вторичные. "Мотивировка своего поступка есть в маленьком масштабе правовое и моральное творчество. Восклицание радости или горя – примитивное лирическое произведение. Житейские соображения о причинах и следствиях явлений – зачатки научного и философского познания…" (В.Н.

Волошинов). Вторичные Р. Ж. Как формы целых речевых произведений включают в свой состав богатый репертуар модифицированных первичных жанров.Другим важнейшим критерием классификации Р. Ж. Являются сферы деятельности (прежде всего духовной) и общения. Важнейшие виды духовной социокультурной деятельности, выступая экстралингвистической основой соответствующих функциональных стилей, предстают в качестве иерархически организованных систем частных деятельностей и образующих их типовых действий, лежащих в основе групп речевых жанров и отдельных жанров.Р. Ж. Типологизируются, кроме того, по признаку информативной или фатической целеустановки коммуникантов, т.е. Установки на сообщение чего-л. Или же на удовлетворение потребности в общении как таковом.

Каждая из этих двух наиболее общих целей представлена набором более частных типовых интенций, соответствующих отдельным жанрам. Собственно информативными речевыми жанрами в сфере непосредственного общения являются, например, личностно нейтральные вопросы и ответы, прямые просьбы и обещания, речевое взаимодействие на производстве и пр., фатическими – праздноречивые жанры, флирт, шутка, розыгрыш, издевка, похвальба и др.Р. Ж. Допускают разную степень свободы в развертывании содержательно-смысловой стороны сообщения, а также в выборе и использовании языковых средств. Различаются 1) тексты, которые строятся в соответствии с более или менее жесткими, но всегда облигаторными информативными моделями (напр., кулинарный рецепт, инструкция, театральная афиша).

2) тексты, содержание которых строится по узуальным информативным моделям, т.е. Моделям, носящим довольно общий характер (газетное сообщение о текущих событиях, рецензия на литературное произведение). 3) тексты нерегламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности со стороны жанра и коммуникативной сферы (частная переписка, большинство жанров худож. Произведений – Кв. Кожевникова).В случае специально спланированного, сознательного построения речи и употребления в ней определенных языковых средств речевые жанры становятся риторическими.Жанровые формы во многом определяют характер мышления и дискурсивного поведения языковой личности. В процессе развития социо-лингвистической компетенции человека система жанровых фреймов становится имманентной его сознанию структурой.

Это облегчает процессы формирования и формулирования мысли, а также восприятие чужого высказывания.В последние годы Р. Ж. Становятся объектом новой лингвистической дисциплины – жанроведения, тесно взаимодействующей с другими направлениями современной коммуникативно-функц. Лингвистики.Лит. Солганик Г.Я. Введение // Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М., 1979. Шмелева Т.В. Речевой жанр // Русистика. – №2. – Берлин, 1990. Ее же. Речеведение. – Новгород, 1996. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Фрейдизм. – М., 1993. Его же. Марксизм и философия языка. – М., 1993. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium, 1–2. – Киев, 1995.

Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике. – ВЯ. – 1997. – №1. Его же. Непрямая коммуникация и ее жанры. – Саратов, 2000. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. – Саратов, 1998. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. – Саратов, 1997. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров. – ВЯ. – 1997. – №5. Долинин К.А. Проблема речевых жанров через сорок пять лет после статьи Бахтина // Русистика. Лингвистическая парадигма конца XX в. – СПб., 1998. Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. – Пермь, 1999. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. – Саратов, 1999. Сиротинина О.Б.

Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" // Жанры речи. – Саратов, 1999..

Значения в других словарях
Речеведение

– новая, еще только складывающаяся область знания, иначе, лингвистика речи (в отличие от собственно лингвистики языка, языковедения). Термин "речевéдение" употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объединенных общим объектом изучения – речь, речевая деятельность, речевое общение и поведение. В лингвистике две сферы исследований, в одной изучаются языковые системы (строй языка), в другой – речь. "Лингвистика речи, – по определению Н.Д. Арутюновой, – имеет своим объектом все те ти..

Речевой акт

– целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации. Элементарная единица языкового общения. Р. А., будучи сложноструктурированным образованием, включает. Акт произнесения. Построение высказывания по правилам грамматики данного языка. Пропозициональный акт, осуществляющий референцию и предикацию. Иллокутивный акт, выражающий коммуникативную цель. Совершение речевого действия вызывает искомые последствия (перлокутивный эффект).Р. А. П..

Речевой этикет

– совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.В социальных контактах для поддержания общения в нужной тональности употребляются этикетные формулы – разноуровневые языковые единицы (полнознаменательные словоформы, слова неполнознаменательных частей речи – (части..

Речь

– функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. Под влиянием идей Ф. Де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык – социален, а Р. – индивидуальна. Язык – установление, Р. – реализация. Язык – фиксирован, Р. – свободна. Язык – системен, Р. – бессистемна. Ученый не отрицал плодотворности исследования Р., но считал, что она может стать предметом лишь внешней, а не внутренней лингвистики, между тем и..

Дополнительный поиск Речевой жанр Речевой жанр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Речевой жанр" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Речевой жанр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 12 символа