Стилистика

219

(лингвистическая, лингвостилистика, общая С.) – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения. Предметом С. Является стиль (см.) во всех его значениях. Однако задачи современной стилистики шире, поскольку она исследует и вопросы формирования стилей в связи с историей лит. Языка, и язык худож. Литературы (смыкаясь с поэтикой), и проблемы организации текста (смыкаясь с лингвистикой текста), и различные жанры общения, исходя из учета структуры речевого акта и его успешности, эффективности (смыкаясь с прагматикой) (см. Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин).

Существенной приметой С. Является изучение языка в динамике – аспект функционирования языка (речеведческий), поскольку стиль по природе своей – явление функциональное и динамичное. Поэтому развитие С. Как науки связано с постепенным формированием и оформлением в языкознании коммуникативно-функциональной парадигмы лингвистической науки (см. Лингвистика речи. Речевéдение). В этом плане актуально определение Ю.А. Бельчикова (1997). "С. – раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц (и категорий) в рамках лит. Языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а также функц.-стилевая система, или "система стилей" лит.

Языка в его современном состоянии и диахронии". С. Противопоставлена разделам языкознания, описывающим языковые единицы по уровням языковой системы (фонетика, лексикология, грамматика), но соотносительна с культурой речи и риторикой.С., как и многие современные лингвистические дисциплины (особенно новые, например прагматика), многоаспектна и потому представлена не одним, а целым рядом направлений. В центре внимания каждого из них какой-либо аспект многогранного понятия "стиль". В С. В целом, или общей С., основными направлениями являются С. Структурная (С. Строя языка), иначе С. Ресурсов (см.), или С. Языка. С. Функциональная (см.), т.е. Употребления языка, включающая С. Текста (см.). С. Худож. Речи (см. Язык художественной литературы, Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический, Коммуникативная стилистика художественного текста).Предшественницей современной С.

Была античная риторика (и поэтика), первоначально как наука об ораторском искусстве, о словесном выражении и мастерстве, в которой рассматривались отбор слов и их сочетания, тропы и фигуры речи. Термин "стиль" закрепляется в употреблении в XIX в. (первоначально в произведениях немецких романтиков) в связи с "провозглашением" понятия индивидуальности творческой личности. С середины XIX в. Риторика теряет свою былую значимость, заметно "выхолащивается" и смыкается со С. (по номинации заменяясь последним словом) в ее собственно практическом преломлении. Описание средств выразительности языка и эффективной речи. Это и составило основу одного из наиболее ранних направлений традиционной С., впоследствии названной "С.

Ресурсов", и примыкающей к ней практической С. (см.) как реализации первой в практике обучения.В современной С. Как науке обычно выделяются следующие направления.Так называемая структурная, или аналитическая, С., иначе С. Языка (см. Стилистика ресурсов), занимающаяся изучением и описанием стилистически значимых средств и возможностей языка (преимущественно современного, т.е. В синхронном аспекте). Предмет ее – прежде всего сами стилистически значимые средства, определение их различных маркировок, систематизация стилистически отмеченных средств, тем самым стилистическая сторона языковой системы. Отсюда и ее название – структурная (в противоположность речевой, функциональной). Однако поскольку стиль – явление в принципе функциональное, то и это направление не является собственно (исключительно) структурным.

Кстати, практическая С. Как раз дает рекомендации эффективного употребления в речи стилистических средств языка. Структурная С. (С. Языка) изучает стилистические значения (см.) и стилистические окраски (см.) языковых единиц, стилистические потенции синонимов, антонимов, средства словесной образности (см.), стилистические нормы (см.), систематизируя и описывая обычно все эти средства по уровням языковой системы (см. Лексическая стилистика. Синтаксическая стилистика и т.д.).Направление, смыкающееся со С. Языка, но более широко охватывающее всю коннотативную "сферу" языка (не только стилистические, но и экспрессивные, эмоциональные, оценочные средства), а главное, ориентированное на изучение закономерностей функционирования выразительных средств языка в речи, представлено экспрессивной С.

(см.). Она исследует средства и способы достижения выразительности речи в соответствии с целями общения и интенциями говорящих в тех или иных ситуациях и сферах коммуникации. Предметом ее изучения являются не столько сами по себе экспрессивно-эмоциональные и другие выразительные средства языка, сколько сложившиеся (и окказиональные) приемы, способы использования этих средств в речи, их сочетания – стилистические и композиционные приемы – и достигаемый при этом коммуникативно-стилистический эффект.Центральным направлением современной С. Является функциональная С. (см.), исследующая закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в различных социально значимых сферах общения и деятельности, соотносительных с формой общественного сознания, и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей (см.) и их более частных функц.-стилевых разновидностей.

Подстилевых, жанровых, ситуативных и т.д., нормы отбора и сочетания в них языковых средств. В отличие от структурной С. (С. Языка, С. Ресурсов), предметом ее изучения являются не сами по себе языковые единицы и их описание, но закономерности их использования в речи (текстах, типах текстов), обусловленные прежде всего влиянием на речь базовых и других экстралингвистических стилеобразующих факторов (см.), т.е. Воздействием на последнюю соответствующей формы общественного сознания, типа мышления, целей и задач общения и вида деятельности, тематики и содержания целостного высказывания (произведения), жанра и др., определяющих принципы отбора и сочетания языковых элементов и организацию речи, смысловую структуру текста.

Исследуются также. Вопросы взаимодействия функц. Стилей и подстилей, внутренней дифференциации функц. Стилей. Особенности использования в текстах разных функц. Стилей функц.-смысловых типов речи (описания, рассуждения и др. – см.). Композиционные особенности функц. Стилей. Специфика их смысловой структуры (см.). Функц. Семантико-стилевые категории (см.) и мн. Др.Хотя проблема соотношения стилистики строя языка и С. Его употребления была обоснована Г.О. Винокуром и В.В. Виноградовым, наиболее явно о целесообразности выделения двух направлений С. – аналитической и функциональной С. (именно в этих терминах) – высказался Ю.С. Сорокин, открывший знаменательную дискуссию по С. (1954).В последнее время особо выделяется Стилистика текста (см.), чему во многом способствовало появление лингвистики текста.

Однако изучение текста в качестве предмета исследования С. – смысловой структуры текста, его речевой организации, композиции, средств и способов достижения стилевой специфики текстов и т.д. – это проблематика и функц. С. Поэтому следует рассматривать С. Текста как один из аспектов функц. Стилистики, с той лишь разницей, что первая исследует преимущественно целый отдельный текст, а вторая типологию текстов как единиц функц. Стиля (здесь более широкий аспект). Необходимо разграничивать, однако, С. Текста и лингвистику текста, понимаемую обычно как грамматика текста.Историческая, или диахроническая, стилистика (см.) – малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований. И. С. Призвана изучать развитие стилистических средств лит.

Языка и его стилевых разновидностей. Прежде всего формирование функц. Стилей (их специфики, речевой системности, стилевых категорий) в связи с историей рус. Лит. Языка. Взаимодействие функц. Стилей, их роль в лит. Языке на разных этапах его истории, обогащение лит. Языка за счет функц.-стилевых разновидностей и др. Собственно говоря, это проблематика функц. С. И С. Ресурсов, но представленная не в синхронном "срезе", а в диахронии.Сопоставительная стилистика (см.), предмет изучения которой – стилевые системы двух-трех сравниваемых языков, их различия и возможные сходства. Так, функц. Стили славянских и – шире – западноевропейских языков имеют многие общие стилевые закономерности. Однако по традиции С. С. До недавнего времени ограничивалась аспектом сопоставительной лингвистики, лишь частично изучая сходства и различия стилистических окрасок и значений языковых единиц по уровням языковой системы (лексических, грамматических и т.д.), выявляя национальные и другие характерологические черты сравниваемых языков, но без выхода в функц.-стилистические проблемы исследования.С.

Художественной речи (см. Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический, Язык художественной литературы) изучает своеобразие функционирования языка в сфере худож. Литературы (в художественных текстах). Хотя понятие "язык худож. Литературы" означает реализацию эстетической функции языка (эстетической значимости языковых единиц в контексте целого художественного произведения) и хотя "понятия "язык худож. Литературы" и "литературный язык" не тождественны, а соотносительны как общее, родовое, и видовое", понятие С. Х. Р. "не утрачивает своей лингвистической субстанции" (Бельчиков, 1997). Существенно, что в сфере худож. Литературы шлифуются нормы лит. Языка, что "язык худож.

Литературы" ориентирован на нормы лит. Языка. С. Худож. Речи в качестве направления общей С. Представлена как собственно лингвистическими исследованиями (проблемы соотношения понятий "язык худож. Литературы" и "лит. Язык". Роль худож. Литературы в формировании норм лит. Языка. Специфика языка худож. Литературы – речевой организации последней по сравнению с другими функц. Стилями, изучение закономерностей и своеобразия функционирования различных языковых единиц и категорий, включая текстовые, в худож. Текстах), так и лингво-литературоведческими, которые В.В. Виноградов именовал наукой о стилях худож. Литературы (1959). Здесь в центр внимания исследователя ставятся проблемы изучения истории стилей худож. Литературы и их своеобразия, появление этих стилей на определенном уровне развития лит.

Языка, а также – индивидуально-авторские стили (стиль писателя), проблема "образа автора" (см.) как идейно-композиционного стержня худож. Произведения, организующего его языковые и композиционные элементы, благодаря чему они получают идейно-эстетическое назначение. Принципом анализа материала при этом является единство формы и содержания. В задачи С. Худож. Речи входит анализ разных типов авторского повествования, определение состава и функций внелитературных средств языка (см.), изучение типологии композиционно-синтаксических форм повествования, исследование глубинного и поверхностного смысла (см.) худож. Произведения, его смыслового развертывания (см.) и др.Кроме того, с учетом структуры речевого акта (автор – код (текст) – получатель) и в зависимости от того, на первом или третьем компоненте этой модели сосредоточивается исследовательское внимание, выделяют стилистику от автора, иначе – С.

Кодирования (см.), и от читателя – С. Декодирования (см.).Структура С. Может быть представлена и в виде совокупности дихотомических (парных) противопоставлений (В.Д. Бондалетов) – см. Направления С. Е.П. Карташевой (2002) предложена интересная классификация на основе методик лингвистического анализа текста, в связи с которой выделяются следующие исследовательские парадигмы современной стилистики. 1) имманентный анализ (уровень языковых единиц, когда текст исследуется через специфику языковых единиц). 2) системный функц.-стилистический (в русле идей классической функц. Стилистики). 3) интертекстуальный анализ (изучение текстов в тексте как культурно-социологическом феномене). 4) антропоцентрическая парадигма, опирающаяся на понятие дискурс (см.), концепт (см.), картина мира, категория языковой личности (см.) и др.

5) особое направление – семиотическое, предлагаемое формально-структурной школой Ю. Лотмана (ранее – В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, Р.О. Якобсон и др.). См. Также. Направления стилистики и Б. Тошович (2002).Научное изучение проблем С. В России началось в XVIII в. И связано с деятельностью М.В. Ломоносова. Позднее вопросы С. Разрабатываются С.Т. Аксаковым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Потебней, А.Н. Веселовским, Д.Н. Овсянико-Куликовским и др.Как особая науч. Дисциплина С. Оформляется в XX в., и это во многом связано с изучением функционирования языка в процессе общения и прежде всего с формированием функц. С. Именно постепенное утверждение принципа функционализма приводит, особенно с серед. ХХ в., к определению понятия "функц. Стиль" и всей новой проблематики стилистики (в русле ее функц.

Направления), развитию ее методов и частных методик (см. Методы лингвостилистического анализа), появлению многочисленных публикаций. В этом большую роль вначале сыграли труды Ш. Балли, ученых Пражского лингвистического кружка и их последователей (В. Матезиус, Я. Мукаржовский, Б. Гавранек, К. Гаузенблас, Й. Мистрик, Й. Краус, М.Елинек и др.). Основатели современной отечественной С. – В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.М. Бахтин, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Л.А. Булаховский, Б.А. Ларин. Их последователи – Ю.С. Сорокин, Р.А. Будагов, А.Н. Гвоздев, Б.Н. Головин, Д.Э. Розенталь, Д.Н. Шмелев, Т.Г. Винокур, Г.В. Степанов, В.В. Одинцов, А.Н. Васильева, Ю.А. Бельчиков, В.П. Григорьев, Е.А. Иванчикова, В.Г. Костомаров, М.Н. Кожина, О.А. Крылова, О.А.

Лаптева, О.Г. Ревзина, О.Б. Сиротинина, Г.Я. Солганик, Ю.С. Степанов, Н.И. Формановская и мн. Др.Лит. Сорокин Ю.С. К вопросу об основных понятиях стилистики. – ВЯ. – 1954. – №2. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – ВЯ. – 1955. – № 1. Его же. О языке худож. Литературы. – М., 1959. Его же. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. Мурат В.П. Об основных проблемах стилистики. – М., 1957. Щерба Л.В. Избр. Работы по русскому языку. – М., 1957. Винокур Г.О. О задачах истории языка // Избр. Работы по русскому языку. – М., 1959. Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1961. Ефимов А.И. Стилистика худож. Речи. – М., 1961. Гальперин И.Р. К проблеме дифференциации стилей речи // Проблемы современной филологии. – М., 1965. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике рус. Языка.

– 3-е изд. – М., 1965. Степанов Ю.С. Французская стилистика. – М., 1965. Будагов Р.А. Лит. Языки и языковые стили. – М., 1967. Пражский лингвистический кружок. – М., 1967. Гельгардт Р.Р. О стилистических категориях. – ВЯ. – 1968. – № 6. Кожина М.Н. К основаниям функц. Стилистики. – Пермь, 1968. Ее же. Стилистика рус. Языка. – М., 1993. Ее же. Пути развития стилистики рус. Языка во 2-й половине ХХ в., "Stylistika-VI". – Opole, 1997. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971. Его же. Языковой вкус эпохи. – М., 1994. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972. Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. – М., 1973. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1973. Сиротинина О.Б. Современная разг. Речь и ее особенности. – М., 1974. Иванчикова Е.А. Синтаксис худож.

Прозы Достоевского. – М., 1975. Рогова К.А. Синтаксические особенности публиц. Речи. – Л., 1975. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике рус. Языка. – М., 1976. Ее же. Функц. Направление в лингвостилистике…. Автореф. Дис. … д-ра филол. Наук. – М., 1981. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. – Горький, 1976. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. – М., 1977. Его же. Труды акад. В.В. Виноградова по рус. Стилистике и развитие стилистических исследований в последней трети ХХ в., "Stylistika-VI". – Opole, 1997. Его же. Стилистика // Энц. Рус. Яз. – М., 1997. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика рус. Языка. – М., 1977. Шмелев Д.Н. Рус. Язык в его функц. Разновидностях. – М., 1977. Григорьев В.П. Поэтика слова. – М., 1979. Винокур Т.Г.

Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М., 1980. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980. НЗЛ. Вып. IX (см. Гиро, Михель, Риффатер). – М., 1980. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции совр. Рус. Лит. Языка. – Томск, 1981. Бондалетов В.Д. И др. Стилистика рус. Языка. – Л., 1982. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функ. Типы русской речи. – М., 1982. Купина Н.А. Смысл худож. Текста и аспекты лингвосмыслового анализа. – Красноярск, 1983. Томашевский Б.В. Стилистика. – М., 1983. Лаптева О.А. Языковые основания выделения разновидностей разг. Совр. Рус. Лит. Язы- ка. – ВЯ. – 1984. – № 6. Разинкина Н.М. Функц. Стилистика. – М., 1989. Матвеева Т.В. Функц. Стили в аспекте текстовых категорий, Свердловск. – 1990. Ревзина О.Г. Альтернативные подходы к худож.

Тексту. Синтезирующий взгляд // Текст. Проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания рус. Языка как иностранного. – М., 1996. Гончарова Е.А. Стиль как антропоцентрическая категория // Studia linguistica. Вып. 8. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. – СПб., 1999. Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001. Карташева Е.П. Стилистика прозы В.В. Розанова. Автореф. Дис. … д-ра филол. Наук. – М., 2002. "Stylistika-VI". – Opole, 1997 (см. Статьи О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Н.О. Гучинской и др.). Havranek B. Studie o spisovnem jazyce. – Praha, 1963. Hausenblas K. Výstavba jazykových projevů a styl. – Praha, 1972. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. – Leipzig, 1975. Mistrik J. Štylistika slovenského jazuka.

– Bratislava, 1985. Tošovič B. Funkcionalni stilovi. – Sarajevo, 1988. Его же. Функционални стилови. – Београд, 2002. Gajda S. Stan wspólczesnej stylistyki a synteza stylistyczna // Synteza w stylistyce slowianskej. – Opole, 1991. Przewodnik po stylistyce polskiej / Red. N. St. Gajda. – Opole, 1995..

Значения в других словарях
Стилевые черты

– признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функц. Стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами. Напр., см. Обобщенно-отвлеченность, социальная оценочность, точность, образность и др. Тем самым по ним можно составить представление о том или ином функц. Стиле и описать его. С. Ч. Представляют собою компонент (ступень) детерминативной вертикали. От экстралингвистической основы функц. Стиля, прежде всего базовы..

Стили произношения

– см. Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль.. ..

Стилистика декодирования

(С. Восприятия, С. Читателя) – направление стилистики (стилистики худож. Речи), изучающее те стороны высказывания, которые передают лицу, принимающему (декодирующему) сообщение, мысли и чувства лица, отправляющего сообщение, а также факторы, определяющие воздействие текста на читателя. Противопоставлена стилистике кодирования (см.).Целью анализа текста в С. Д. Является объективное лингвистическое подтверждение идейно-худож. Содержания произведения. Главная задача С. Д. – изучение кодов и алгорит..

Стилистика историческая, или диахроническая

– одно из направлений общей стилистики, изучающее процессы становления стилистических ресурсов языка в ходе развития последнего, его стилистической системы и средств выразительности, а также формирование функц. Стилей и более частных жанрово-речевых разновидностей в связи с изменением их экстралингвистических основ. И. С. Подразделяется на два аспекта исследований. Структурный (строя языка, его диахронии) и собственно функциональный. Однако при этом и первый аспект не лишен отражения процессов у..

Дополнительный поиск Стилистика Стилистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стилистика" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стилистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа