Тональность

224

(субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) – текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Определяется ценностными воззрениями автора и характером речевого взаимодействия. Наряду с оценочностью рационального типа, Т. Составляет часть комплексной категории субъектности речевого произведения.Содержание Т. – субъективное авторское видение и психологическое самораскрытие автора, обладающее, по закону эмоционального заражения, эффектом усиленного воздействия на адресата. Частные семантические сферы Т., выражаемые различными языковыми и речевыми средствами, – это эмоциональная оценка, интенсивность (усилительность, параметрическая чрезмерность) и волеизъявление, при ведущей роли эмоциональных (эмотивных) составляющих.

Средства их выражения многообразны. В их числе эмоциональные междометия, эмоционально-экспрессивная лексика, в том числе с суффиксами субъективной оценки, слова-интенсификаторы, прямые и переносные формы повелительного наклонения, средства экспрессивной фоники и синтаксиса, специальные приёмы выразительности (тропы и фигуры). К ним могут добавляться нейтральные языковые единицы с контекстной эмоциональной коннотацией, ритмические и другие речевые средства эмоциональной экспрессии, композиционные приёмы экспрессивности.По типу речевого воздействия Т. Делится на три вида. 1) мажор, мажорная Т. (отражение положительных оценок и эмоций, активная энергия, общий оптимистический настрой). 2) минор, минорная Т. (отражение сниженных и отрицательных эмоциональных оценок, слабая энергия, общий пессимистический настрой).

3) нейтральная (нулевая) Т., характеризующаяся объективизированностью изложения, предельно малой значимостью психологической составляющей речевого общения. Переходными технологическими характеристиками Т. Выступают покой (относительно ровное состояние, длительность той или иной Т.) и напряженность (неустойчивое состояние определенной Т., характеризующееся накоплением некоторого количества сигналов другой Т., дальнейшее увеличение которого способно привести к качественному скачку и переходу в эту другую Т.).Спектр конкретных разновидностей Т. Неисчислим и вряд ли может быть строго классифицирован.На дотекстовом (языковом) уровне базовыми средствами Т. Выступают языковые единицы, наиболее непосредственно выражающие семантику эмоциональности, усиления, волеизъявления.

Это эмоциональные междометия, эмоционально-оценочная лексика и эмоционально-оценочные аффиксы, экспрессивные интонационные и синтаксические конструкции, лексико-семантические группы "Чувство" и "Воля", грамматические средства волеизъявления и др. В тексте языковые и речевые средства Т. (специальные приемы выразительности, единицы с контекстной коннотацией, темпоритм и др.) образуют функциональное поле, ядро которого состоит из единиц повышенной текстовой значимости – наиболее частотных и представленных в сильных позициях текста.Текстовыми переменными поля Т. Является не только состав ядра и периферии поля, но и открытый или скрытый характер эмоционального и волевого авторского настроя, однородность или неоднородность текста в тональном отношении, степень стандартности средств Т.Т.

Может представлять собой текстовую константу, но чаще характеризуется изменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик, наличием не одного, а целого ряда тематических полей в зависимости от характера отношений коммуникантов, числа персонажей текста, количества предметно-тематических линий. Вариативность выражения данных смыслов очень велика. Тем не менее каждый функц. Стиль характеризуется типовым представлением тонального содержания, отличным от всех других стилей. Различия определяются составом ядра и периферии в общем тональном поле класса текстов, плотностью средств тональности, количеством тональных субполей и т.д.Так, в науч. Стиле ядро тонального поля не совпадает с языковым.

Его составляют не прямые выразители эмоций, а нейтральные лексические единицы, передающие понятие об эмоциях, причем спектр последних совсем невелик (интерес, уверенность и неуверенность, удивление, сожаление). К ним примыкают лексические усилители (частицы и параметрические определения с усилительным значением. Ведь, же, только, самый, сильный, богатый, большой). Авторское волеизъявление находит выражение в модальности долженствования и уверенной констатации высказываемых положений, но прямое выражение волюнтативности (через лексическую группу "Воля" и повелительное наклонение глагола) для науч. Речи не характерно. Плотность поля тональности в науч. Речи (за исключением оценочных жанров, таких как рецензия, отзыв) невелика, тональность может быть реализована и одиночными включениями.

Т. О., ведущей тональностью науч. Текста должна быть названа нейтральная, объективно-логическая, дополняемая разреженным и слабо выраженным полем тонально определенных средств эмоциональности, усиления и волеизъявления. Категория тональности в целом имеет в научной речи "отодвинутый" логизированный характер.Для сравнения. В оф.-дел. Стиле, отражающем социально-ролевое общение и ориентированном на констатацию фактов и на предписание адресату, психологические краски либо отвергаются в целом (текст констатирующих жанров строится в нейтральной тональности), либо сводятся к актуализации волеизъявления, обязательного предписания. Ядро текстового поля тональности заполняют лексические единицы с понятийной семой волеизъявления (обязанность, право, обеспечить, соблюдать, разрешить, необходимо, следует), клишированные конструкции того же рода (должен выполняться, нести ответственность, предоставить право) и грамматические конструкции, выдвигающие на первое место идею требования, указания, рекомендации (модально-инфинитивные и неопределенно-личные предложения).

В отличие от научного стиля, тональные смыслы присутствуют в жанровых обозначениях оф.-дел. Текстов, их заголовках и подзаголовках (закон, соглашение о взаимных обязательствах, требование, приказ). Однократного использования единицы предписания в сильной позиции текста достаточно, чтобы она могла сыграть роль текстового тонального ключа, задать тональность последующего фрагмента или целого текста. Т. О., оф.-дел. Стиль имеет особый склад тональности, с доминированием волеизъявительного компонента.Аналогичным образом может быть выделено типовое тональное содержание и других функц. Стилей. В границах функц. Стиля тональность дифференцируется в зависимости от жанра текста, и жанровые тональные доминанты обладают большей определенностью.

Функц. Стиль в целом характеризуется скорее единством статуса тональности в системе текстовых категорий, нежели единством тонального содержания. Т. Может быть постоянной величиной текста, но чаще характеризуется переменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик. И всё же каждый функц. Стиль характеризуется своей тональной картиной. Науч. Речь настроена на нейтральную Т. С включениями элементов усиления и логизированных оценок. В оф.-дел. Стиле доминирует компонент волеизъявления автора, в публицистике представлены разнообразные психологические краски, интенсификаторы, сигналы волеизъявления. Жанровая систематика функц. Стиля уточняет общую картину Т., причём признак Т. Иногда является важным жанрообразующим признаком (ср.

Такие жанры, как приказ и справка, беседа и допрос, речь на митинге и лекция).Лит. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Ин-та рус. Яз. АН СССР. Т. 2. – М. Л., 1950. Ляпон М.В. К вопросу о языковой специфике модальности, "Изв. АН СССР. Сер. Л и Я". Т. 30, 1971. – №3. Его же. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. – Л., 1986. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. – М., 1986. Горшкова М.Л. К определению понятия стилистической тональности художественного текста // Текст и его категориальные свойства. – Киев, 1989. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. – Ростов н/Д., 1993. Матвеева Т.В. Тональность разговорного текста. Три способа описания, "Stylistyka-V".

– Opole, 1995..

Значения в других словарях
Темпоральность

– см. Текстовое время, или темпоральность.. ..

Тип речевой культуры

– см. Речевая культура.. ..

Тоталитарный язык

– 1) Язык, функционирующий на территории тоталитарного (от лат. Totalis – весь, целый, полный) государства, осуществляющего полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества (например, язык фашистской Германии, фашистской Италии, франкистской Испании, язык, обслуживавший коммунистические казарменные режимы в СССР, Румынии, Польше и др.). Лингвокультурологическая природа Т. Я. Не позволяет рассматривать его в изоляции от истории и культуры определенного народа. Так, Т. Я. В русском вар..

Трех стилей теория

– учение о подразделении языка на три стиля (штиля). Высокий – средний (посредственный) – низкий. Известна с античных времен. На русской почве появляется в риториках ХVII в. И обосновывается как теория в середине XVIII в. В связи с развитием классицизма. Наибольшие заслуги в разработке Т. С. Т. Принадлежат М.В. Ломоносову ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", 1757). Сущность Т. С. Т. Заключается в систематизации "речений" и языковых средств по их стилистической окраске (связ..

Дополнительный поиск Тональность Тональность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тональность" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тональность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 11 символа