Трех стилей теория

242

– учение о подразделении языка на три стиля (штиля). Высокий – средний (посредственный) – низкий. Известна с античных времен. На русской почве появляется в риториках ХVII в. И обосновывается как теория в середине XVIII в. В связи с развитием классицизма. Наибольшие заслуги в разработке Т. С. Т. Принадлежат М.В. Ломоносову ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", 1757). Сущность Т. С. Т. Заключается в систематизации "речений" и языковых средств по их стилистической окраске (связанной с их происхождением и употреблением) и обязательности их использования в произведениях определенных стилей, жанров и тематики, т.е. Носит историко-генетический характер. Так, "прозаические речи о важных материях" предписывалось писать высоким штилем, к нему относились оды, героические поэмы, трагедии.

Средний стиль представляли эклоги, элегии, дружеские стихотворные письма. Низким стилем писались комедии, эпиграммы, дружеские письма в прозе, описания обыкновенных дел. При этом именно в высоком стиле предписывается использование славянизмов (отверзаю, Господень, взываю и т.п.). В среднем же – "речения больше в российском языке употребительные". В низкий стиль допускается, кроме того, и просторечие. Ценность Т. С. Т. М.В. Ломоносова состоит в упорядочении употребления в рус. Лит. Языке двух стихий. Книжно-славянской и собственно русской (с учетом их взаимодействия). Систематизация стилистических средств и их "привязка" к особенностям содержания речи и употребления была весьма актуальна в середине XVIII в. (при учете так называемого смешения стилей предшествующего времени, особенно в петровскую эпоху).

Кроме того, значение Т. С. Т. Ломоносова состоит в обосновании демократизации языка и ее реализации в произведениях поэта-ученого. Использование устаревших церковнославянских элементов в рус. Лит. Языке Ломоносов считает ненужным, допускаются лишь общепонятные славянизмы. При употреблении лексических и грамматических средств делается установка на "речения, больше в российском языке употребительные", допускаются просторечные элементы.Сыграв свою положительную роль, Т. С. Т., однако, уже в конце XVIII в. Утратила свое значение и преодолевалась в творчестве Державина, Фонвизина, Новикова и др. Писателей. Окончательно преодолена она была (как система, как норма словоупотребления) в пушкинскую и послепушкинскую эпохи. Но осознание стилистических окрасок у определенных языковых единиц как высоких, средних (или нейтральных) и низких и представление о соответствующем стиле контекстов с употреблением этих средств сохраняется в известной мере до настоящего времени (см.

Стиля модель традиционная. Высокий стиль). Так, в книге О.С. Ахмановой "Очерки по общей и русской лексикологии" и ее же "Словаре лингвистических терминов" (М., 1966) и в др. Работах эксплицировано подобное представление стилей и стилистических средств применительно к современности.Лит. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 1957. Панов М.В. О развитии русского языка в советском обществе. – ВЯ. – 1962. – №3. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.– 3-е изд. – М., 1965. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. – М., 1970. Его же. Риторики в России ХVII–XVIII вв. – М., 1988. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв.– 3-е изд. – М., 1982..

Значения в других словарях
Тональность

(субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) – текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Определяется ценностными воззрениями автора и характером речевого взаимодействия. Наряду с оценочностью рационального типа, Т. Составляет часть комплексной категории субъектности ре..

Тоталитарный язык

– 1) Язык, функционирующий на территории тоталитарного (от лат. Totalis – весь, целый, полный) государства, осуществляющего полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества (например, язык фашистской Германии, фашистской Италии, франкистской Испании, язык, обслуживавший коммунистические казарменные режимы в СССР, Румынии, Польше и др.). Лингвокультурологическая природа Т. Я. Не позволяет рассматривать его в изоляции от истории и культуры определенного народа. Так, Т. Я. В русском вар..

Троп

(от греч. Tropos – поворот, оборот речи) – стилистический прием, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. В использовании слов (словосочетаний и предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением. Это могут быть отношения сходства, и тогда мы имеем дело с метафорой, сравнением, олицетворением. Или отношения контраста, как в оксю..

Узус

– общепринятое употребление языковых единиц. Понятие У. Играет важную роль в общелингвистических теориях, раскрывающих неодноплановость языка. Так, Л. Ельмслев предложил вместо дихотомии Ф. Де Соссюра язык/речь четырехчленное деление. Схема как чистая форма – норма – узус – акт речи. По мнению этого языковеда, схема, представляющая единственно истинный предмет лингвистики, противопоставлена У. И акту речи. У. Понимается как совокупность языковых навыков, принятых в данном обществе и обусловленны..

Дополнительный поиск Трех стилей теория Трех стилей теория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трех стилей теория" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трех стилей теория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 18 символа