Целостность текста

282

– 1) в психолингвистике понимается как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержательно-функциональным единством, не определяемое лингвистически (А.А. Леонтьев). Это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (напр., ключевые слова и их повторы) (Л.В. Сахарный). 2) в герменевтике – это Ц. Восприятия текста, осознание отношений "части-целого" ("герменевтический круг" – по Т.П. Щедровицкому), замкнутого смыслового пространства текста, хотя и с учетом его развертывания. Целостное восприятие предполагает объемность понимания текста – в предметно-логическом, когнитивном и коммуникативном отношениях. 3) в семиотике Ц. Т. Осознается посредством синтеза смысла на разных уровнях понимания текста (перевод на другой язык, комментарий, интерпретация, методологический уровень понимания – с акцентом на методологии анализа текста и понимания его смысла).

4) в функц. Стилистике Ц. Т. Трактуется как интегрирующая текстовая категория, т.е. Структурно-смысловое понятие (в отличие от дискретности формальной структуры текста) (И.Р. Гальперин, Е.С. Троянская, Т.М. Дридзе, Л.М. Майданова, И.М. Колегаева, М.П. Котюрова и др.). Так, применительно к тексту в соответствии с деятельностной, субъект-объектной концепцией его специфического содержания Ц. Т. Обеспечивается и объектной (посредством терминосистемы), и субъектной стороной смысла (благодаря объединяющей коммуникативно-познавательной активности субъекта). Ц. Т. – понятие многомерное и разноаспектное, его содержание обусловлено тем, на каком основании, на какие компоненты делится содержание текста, каковы отношения между ними и какими средствами они выражаются.

Источником смысловой Ц. Т. Является экстралингвистический фактор, обусловливающий многоплановую смысловую структуру текста. В соответствии с интерпретационной моделью смысловой структуры одного из важнейших типов текста – научного – Ц. Т. Достигается в результате синтезирующей деятельности субъекта на основе развертывания таких аспектов смысловой структуры науч. Текста, как фазисный, модальный, логический, операциональный, предметный (Л.М. Лапп). Предметный и логический аспекты смысла представляют каркас содержания в виде картины мира ("фабулы текста"), фазисный (поэтапный) план представляет собой реконструкцию целостного познавательно-коммуникативного процесса, объединенного идеей исследования, развернутой в концепцию.

Модальный план соотносится с категорией модальности – общей семантической категорией высказывания, которая имеет как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, ориентирована на объективные связи, отражаемые субъектом речи в высказывании в целом как необходимые, возможные или действительные, с другой – на субъективную оценку степени достоверности мысли (категорической, простой, проблематической достоверности) (В.З. Панфилов). Операциональный план "оживляет" картину мира в тексте посредством событийного мышления автора, связывает объектную и субъектную стороны смысла текста.Целостность текста – это "стратегическое" свойство текста, ориентированное на отдельное произведение во всей его полноте, включая сопутствующие тексты, а именно.

Заглавие, оглавление, предисловие, аннотацию, введение, выводы и т.п. Их объединяющая функция эксплицировать авторский замысел и результат реализации этого замысла в свернутой форме – одна из основных в плане целого произведения.Целесообразно отличать Ц. Т. От его цельности, соотносимой с качественной – функц.-стилевой – определенностью текста. Эпистемической – в науч. Тексте, эстетической – в худож., модально-логической – в оф.-деловом и т.д. Дифференциация понятий Ц. И цельности науч. Текста имеет смысл при изучении различных свойств текстов с учетом их фукнкционально-стилевой типологии. Либо в отношении "объемности", трехаспектности (онтологический, методологический и аксиологический) знания в целом и каждого его фрагмента – и тогда речь идет о цельности, либо с позиций линейности, композиционной развернутости знания в тексте – и тогда речь идет о Ц.

Т.В свою очередь, в отношении содержательной структуры газетного текста сформировалась концепция, в соответствии с которой Ц. Газетного текста создается такими элементами содержания, как явление и событие, а также логическая схема – описательная, событийная и обобщающая, объединяющая эти элементы содержания с интерпретирующей информацией (Л.М. Майданова). Разноплановость параметров Ц., с одной стороны, тематическая и логическая, а с другой – интерпретирующая, относящаяся к метатексту, свидетельствует о том, что Ц. Т. Представляет собой объемную категорию (Т.В. Матвеева), сопряженную с линейными текстовыми категориями (связности, логичности и др.), в функц.-текстовом плане ориентированными на формирование Ц.

Т., которая вариативно проявляется в текстах разных функц. Стилей.Лит. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста / Под редакцией Г.А. Золотовой. – М., 1979. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. – Красноярск, 1987. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. – Свердловск, 1990. Колегаева И.М. Текст как единица научной и художественной коммуникации. – Одесса, 1991. Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора "субъект речи" (на материале анализа русской научной литературы).

– Иркутск, 1993. Сахарный Л.В. Человек и текст. Две грамматики текста // Человек – Текст – Культура / Под редакцией Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой. – Екатеринбург, 1994. Очерки истории научного стиля русского литературного языка ХVIII–ХХ вв. Т. 2. Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2. Категории научного текста. Функционально-стилистический аспект / Под редакцией М.Н. Кожиной. – Пермь, 1998 (глава II. Цельность и целостность научного текста – автор М.П. Котюрова)..

Значения в других словарях
Художественно-образная речевая конкретизация

– это специфическое свойство именно худож. Речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. Произведения, благодаря которой слово-понятие "переводится" в слово-образ (художественный), становится выражением индивидуально-неповторимых, как бы видимых внутренним зрением, целостных худож. Образов (и их элементов – "микрообразов"), пропущенных через эстетическую оце..

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический

– один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения. Словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. С. Р. – контекстуальный "перевод" слова-понятия в слово-образ. Специфическая стилевая черта – художественно-образная речевая конкретизация (см.).Несмотря на особенную значимость для худож. Произведения проявления в нем авторской индивидуальности, несмотря на многообразие направлений, методов и жанров худож. Литературы, последняя, однако, имеет ..

Цепная связь между самостоятельными предложениями

– один из самых распространенных способов связи самостоятельных предложений в речи, при котором один из членов предыдущего предложения структурно соотносится с членом последующего предложения и при котором происходит последовательное, логическое, "цепное" развитие мысли (последующее предложение развивается из предыдущего), напр. Я посмотрел на стул. Стул был колченогим.Формула такой связи А – В – С. С – Д – Е, где буква, стоящая на первом месте, обозначает подлежащее, на втором – сказуемое, на т..

Членимость текста

– параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса. Функция композиционного плана текста целого произведения. Наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и целостностью текста произведения. Синоним к номинации стилистического приема "членение", особенно актуального для науч. Стиля речи, – приема, направленного на достижение ясности изложения в соответствии с достаточно строго регламентированными правилами пос..

Дополнительный поиск Целостность текста Целостность текста

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Целостность текста" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Целостность текста, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 18 символа