Членимость текста

413

– параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса. Функция композиционного плана текста целого произведения. Наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и целостностью текста произведения. Синоним к номинации стилистического приема "членение", особенно актуального для науч. Стиля речи, – приема, направленного на достижение ясности изложения в соответствии с достаточно строго регламентированными правилами построения науч. Произведения.Наиболее известной является концепция И.Р. Гальперина о двух видах членения текста. 1) объемно-прагматическом (в другой терминологии – синтактико-смысловом), обусловливающем последовательность контактно расположенных отрезков текста и ориентированном на оптимальную организацию текстовой информации.

Этот вид членения связан с изучением единиц, которые по сложившейся традиции называются сверхфразовыми единствами (СФЕ). 2) контекстно-вариативном (или композиционно-смысловом), предполагающем различные типы передачи информации и получающем реализацию в формах речи (повествование, описание, рассуждение), а также в элементах композиции как способе содержательно-смысловой упорядоченности текста (абзац, параграф, раздел, глава и т.д.) (И.Р. Гальперин, 1981).Вопросы Ч. (делимитации) речевого сообщения в основном разрабатываются в рамках грамматики текста, где синтактико-смысловой единицей текста признается сверхфразовое единство (СФЕ, сложное синтаксическое целое, логическое единство, прозаическая строфа и др.), композиционно-смысловой единицей – абзац.В качестве характерных особенностей сверхфразовых единств отмечаются их структурная целостность, самостоятельность, независимость от контекста, слитность составляющих частей.

Обычно СФЕ определяется как группа тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, выражающих более полное по сравнению с отдельными предложениями развитие мысли (Г.Я. Солганик, 1991). Структурно организованная закрытая цепочка предложений, представляющая собой смысловое и коммуникативное единство (А.Н. Мецлер, 1984). Отрезок текста, характеризующийся относительной смысловой и функциональной завершенностью, тесными логическими, грамматическими и лексическими связями (З.Я. Тураева, 1986). Семантически и формально структурированный комплекс, состоящий из нескольких предложений, связанных единством содержания, а также формальными языковыми средствами – лексическими и грамматическими скрепами и интонацией (Е.А.

Реферовская, 1989). СФЕ исследуется в аспектах. 1) формально-языкового построения и типологии. 2) характера лексических и грамматических связей, объединяющих предложения. 3) тема-рематических отношений, отражающих коммуникативную функцию текста.По мнению Е.А. Реферовской, СФЕ состоят из предложений, объединенных в смысловом отношении частными семантическими связями и формальными скрепами (Е.А. Реферовская, 1989). Первое предложение СФЕ относительно самостоятельно, так как предполагает продолжение, вызывает "ожидание", получающее разрешение далее. Последующие синсемантичные предложения имеют лексические и синтаксические показатели своей смысловой и формальной зависимости от предыдущих предложений. Число предложений, составляющих СФЕ, обусловлено его смысловым объемом, количеством включенных деталей, ассоциативных связей и т.п.Е.А.

Реферовская также развивает идею О.И. Москальской о двух типах связей в тексте – горизонтальных (линейных) и вертикальных. Первый тип связей заключается в том, что каждое последующее предложение в СФЕ опирается в коммуникативном плане на предшествующее, продвигая высказывание от известного, "данного", к новому, вследствие чего образуется тема-рематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ (О.И. Москальская, 1981). Цепочки слов, предложений и сверхфразовых единств формируют поверхностную сторону текста. Его глубинную структуру образуют вертикальные (смысловые) связи между отдельными СФЕ.Абзац и СФЕ, имея много общего, в то же время не тождественны, поскольку обладают различной природой, действуют в различных "сферах" текста и отражают разные основания его членения.

Сходство этих единиц проявляется в том, что они могут быть тематически законченными отрезками текста, служат продвижению основной линии повествования, включают частные соображения автора, лишь косвенно относящиеся к основному тексту. Различие же связано с тем, что, во-первых, СФЕ выражает объективно ограниченную микротему, в то время как абзац далеко не обязательно характеризуется тематической законченностью. Во-вторых, абзац относится к композиционно-стилистическим приемам членения текста, которые носят субъективный характер, поскольку определяются личным вкусом и манерой автора подчеркивать в тексте те моменты, которые он хотел бы видеть выделенными. Сверхфразовое единство представляет собой "объективный способ понятийно-лингвистического членения текста", так как выражает законченность высказывания и имеет определенное место в сюжетном развитии текста (Е.А.

Реферовская, 1989, с. 49–55. См. Также. Н.А. Левковская, 1980, с. 75).Итак, из анализа литературы можно сделать вывод, что в лингвистике (и прежде всего грамматике) текста именно сверхфразовое единство и абзац (см.) признаются его основными структурными единицами. Принимая во внимание конструктивную функцию СФЕ, абзаца и подобных единиц в формировании поверхностной стороны речевого сообщения, мы тем не менее не можем не признать ограниченности узкограмматического подхода к проблеме членения текста. В связи с этим представляется целесообразным разграничить понятия связности (когезии) как внешней упорядоченности текста и целостности (когерентности, интеграции) как его содержательной и смысловой упорядоченности.Четкая логическая организация является основополагающим принципом членения науч., оф.-дел., газетных текстов.

Четкость достигается разными средствами, в частности, путем выделения частей цифровыми и буквенными обозначениями. В таком членении косвенно вырисовывается сама концепция автора относительно взаимообусловленности выделенных частей. Объемно-прагматическое членение текста осуществляется с учетом объема (размера) части и установки на внимание читателя.В отношении науч. Стиля к средствам объемно-прагматического членения текста прежде всего относится четкая композиция. Подразделение на части, главы, параграфы, абзацы и другие законченные фрагменты текста. К средствам членения относятся и стилистические фигуры. Повторы (в основном анафора), параллелизм, градация. Для построения всего науч. Произведения в целом и каждой его части, как правило, характерна "рамочность", т.е.

Наличие зачина и заключения. Принцип "рамочности" характерен в той или иной степени для всех жанров науч. Литературы (Е.С. Троянская, 1982).В отношении худож. Стиля контекстно-вариативное членение текста соотносится с наличием таких форм речетворческих актов, как. 1) речь автора. А) повествование, б) описание природы, внешности персонажей, обстановки, ситуации, места действия и пр., в) рассуждения автора. 2) чужая речь. А) диалог (с вкраплением авторских ремарок), б) цитация. 3) несобственно-прямая речь. Все виды членения взаимообусловлены и имплицитно раскрывают содержательно-концептуальную информацию. Членение худож., публиц., оф.-дел., науч. Текста имеет двоякую основу. Прагматическую – раздельно представить читателю отрезки с целью облегчить восприятие сообщения, субъективно-познавательную – определить временные, пространственные, образные, логические связи отрезков сообщения.

В Ч. Текста проявляется аналитическая тенденция, всегда сопровождающая процесс реализации мысли в письменной разновидности языка. Выявление системы членения текста имеет своей задачей преодоление линейного плана восприятия текста. Членение текста обусловливает проявление таких категорий, как целостность (см.), связность (см.), ретроспекция, континуум и некоторые другие, связанные с пространственно-временными отношениями. В отличие от контекстно-вариативных фрагментов, в текстах большого размера – романах, драмах, больших поэмах, уставах, пактах, договорах и т.п., т.е. Макротекстах, – появляются части, называемые по-разному, в зависимости от типа текста. С одной стороны, предисловие, введение, "от автора", пролог, преамбула и, с другой стороны – послесловие, заключение, эпилог, summury, выводы и проч.

Если части текста объемно-прагматического характера (часть, глава, главка, абзац, сверхфразовое единство) вплетены в произведение и являются его неотъемлемыми частями, то предисловие, введение, заключение и др. Факультативны и характеризуются некоторой независимостью, хотя одновременно тесно связаны с ним. Они имеют определенно воздействующее влияние на читателя, поскольку передают чисто авторские размышления о содержании произведения в целом. Введение обычно предваряет содержательно-концептуальную информацию, а в некоторых случаях – и содержательно-фактуальную. Своеобразие введения заключается в том, что, способствуя проспекции, оно не раскрывает ни плана повествования, ни сюжета, ни основной информации.

Предисловие же содержит определенную долю информации, основной в тексте и обобщенно представленной в названии (заглавии). Так, в текстах науч. Характера можно встретить предисловия, в которых упоминаются положения, ранее разработанные автором или другими авторами, а также положения, которые являются существенными для новых сообщений. В худож. Произведениях предисловия и введения не характерны для организации текста. Вариантом предисловия является пролог, имеющий свои особенности. Часто он обладает ретроспективной и проспективной направленностью. В ретроспективном плане в прологе описываются явления, факты, обстоятельства, необходимые для более полного раскрытия содержания произведения. В проспективном плане пролог дает возможность автору сориентировать читателя на адекватное восприятие идеи произведения.

Однако пролог может быть и действительным вступлением к основному содержанию текста. Текстовой характеристикой введения, предисловия, пролога является их относительная автосемантия. Эти части текста называют предтекстами. И тем не менее это части целого. Отдельно от самого произведения они не существуют. Что касается послесловия (заключения, эпилога), то его И.Р. Гальперин определяет как часть текста, имеющую предицирующую функцию. Содержательно-концептуальная информация находит здесь свое эксплицитное выражение. Послесловие выполняет функцию интеграции всего текста и является одной из конкретных форм категории завершенности (см.), вместе с тем открывая путь для иного развертывания общей идейной направленности сюжета, с иной содержательно-концептуальной информацией.Лит.

Левковская Н.А. В чем различие между сверхфразовым единством и абзацем, "Филол. Науки", 1980. – №1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981. Троянская Е.С. Лингво-стилистическое исследование немецкой научной литературы. – М., 1982. Ее же. Обучение чтению научной литературы. – М., 1989. Мецлер А.А. Понятие текстового блока, "Филол. Науки", 1984. – №6. Тураева З.Я. Лингвистика текста. – Л., 1986. Ее же. Лингвистика текста и категория модальности. – ВЯ. – 1994. – №3. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте. – Л., 1989. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. – Свердловск, 1990. Колегаева И.М. Текст как единица научной и художественной коммуникации.

– Одесса, 1991. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1991..

Значения в других словарях
Целостность текста

– 1) в психолингвистике понимается как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержательно-функциональным единством, не определяемое лингвистически (А.А. Леонтьев). Это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (напр., ключевые слова и их повторы) (Л.В. Сахарный). 2) в герменевтике – это Ц. Восприятия текста, осознание отношений "части-целого" ("герменевтический круг" – по Т.П. Щедровицкому), замкнутого смыслового пространства текста, хотя и с учетом его развертыван..

Цепная связь между самостоятельными предложениями

– один из самых распространенных способов связи самостоятельных предложений в речи, при котором один из членов предыдущего предложения структурно соотносится с членом последующего предложения и при котором происходит последовательное, логическое, "цепное" развитие мысли (последующее предложение развивается из предыдущего), напр. Я посмотрел на стул. Стул был колченогим.Формула такой связи А – В – С. С – Д – Е, где буква, стоящая на первом месте, обозначает подлежащее, на втором – сказуемое, на т..

Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей

– это те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. Речь приобретает свои стилевые характеристики. Употребление языка говорящими происходит не в вакууме, а в определенном невербальном контексте речевого акта, факторы которого, как и свойства языковой личности, влияют на стиль речи. Эти факторы весьма разнообразны. Для образования функц. Стилей особенно важны так называемые базовые (или пер..

Дополнительный поиск Членимость текста Членимость текста

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Членимость текста" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Членимость текста, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 17 символа