В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Иоанн Златоуст

136

(ок. 350 — 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты — гражданин? Ты — путник. (…) Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город — горе (на небесах); а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.

Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.

Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.

Где бы ты ни был, молись. Ты — храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение.

Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты — мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты — богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты — разбойник? Можешь приобрести рай. (…) Нет такого греха, который не изглаживался бы покаянием.

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы: как же ты хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. (…) Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей.

Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах.

Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.

Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих.

Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив — гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души.

Если бы все стремились к архиерейству, как к обязанности заботиться о других, то никто не решился бы скоро принять его. А то мы гоняемся за ним так же точно, как за мирскими должностями.

(…) Чтобы достигнуть почестей у людей, мы погибаем пред очами Божиими.

Народ составляют святые, а не толпа народа.

Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших (…)? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших.

Человек (…) может сделаться и ангелом, и зверем.

Завидующий не может не быть и клеветником.

Мы обращаемся к оскорбителям как бы к каким великим людям, когда говорим: ты кто, что оскорбляешь? (…) А следовало бы говорить, напротив: ты оскорбляешь? — оскорбляй; ведь ты — ничто. Скорее к тем, которые не наносят оскорблений, следовало бы говорить: ты кто, что не оскорбляешь? Ты выше естества человеческого.

Наше гражданство на небе, а не на земле.

Что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это — малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это — кротость. Что такое дерзновение? (…) Когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя.

Кротость есть признак великой силы; (…) не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством.

Свойство учителя — не колебаться в том, что сам он говорит.

Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.

(Бог) не хочет, чтобы мы радовались наказанию других даже и тогда, когда Он сам их наказывает, — потому что и Сам неохотно наказывает.

Что же такое толпа? (…) Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого?

Если каждый из толпы сам по себе достоин презрения, то, когда таких много, они заслуживают еще большего презрения. Глупость каждого из них, когда они собраны вместе, становится еще большею, увеличиваясь от многочисленности. Поэтому каждого из них порознь, конечно, можно бы исправить, (…) но нелегко было бы исправить всех их вместе, — оттого что безумие их в таком случае увеличивается.

Язычников не столько обращают чудеса, сколько жизнь (христиан). (…) Доколе проповедь не была еще распространена, чудеса по справедливости были предметом удивления, а теперь нужно возбудить удивление жизнью.

Что за польза — обнажить одного и одеть другого? Милостыня должна происходить от сострадания, а это — бесчеловечие. И хотя бы мы отдали даже все, что похитили у других, для нас не будет никакой пользы. Это показывает Заккей, который тогда умилостивил Бога, когда обещал возвратить похищенное четверицею (Лука, 19, 8). А мы, похищая весьма много, а отдавая мало, думаем умилостивить Бога, не зная, что тем самым еще более прогневляем Его.

Мы умываем же руки, когда входим в церковь: зачем же не омываем сердца?

Удержи руки от лихоимства — и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то (…) милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие.

Стыдись грешить, но не стыдись каяться.

Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию — стыд.

Ты грешишь? Не отчаивайся; (…) и если каждый день согрешишь, каждый день кайся. (…) Для божественного милосердия меры нет. (…) Твоя злоба, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно.

Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.

Не вино зло, (…) а пьянство.

(Корыстолюбец) бережет свое, как чужое.

Ты здесь (на земле) странник и пришелец; твое Отечество на небесах.

Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного.

Не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Лишился ли ты чего? Не скорби — этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби — это полезно.

Не говорим, будто все зло оттого, что едим и пьем: не от этого оно, а от нашей беспечности и жадности. Диавол не ел и не пил — а пал; а Павел ел и пил — и взошел на небо.

Не странно ли признавать небо гораздо лучшим земли, а переселившихся туда — оплакивать?

Время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-нибудь потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни.

Вступать или не вступать в брак — зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.

Иное — судия, иное — податель милостыни. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным.

Если можно сказать нечто странное, то (…) душа спящего как бы спит, а у умершего, напротив, бодрствует.

Награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды.

Настоящее — театр; здешние предметы — обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь, или лучше — день: ночь для грешников, а день для праведников; когда закроется театр (…), обманчивые виды будут отброшены; (…) и как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника, говорит: э, не был ли этот в театре философом? — а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? — а здесь вижу в нем какого-то низкого человека; (…) так будет и там.

Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны.




Значения в других словарях
Иоанн Златоуст

(Ioánnes Chrysóstomos) (между 344 и 354, Антиохия — 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует общественную и религиозн ...

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407) - один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия. Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популя ...

Иоанн Златоуст

(347-407), архиепископ Константинопольский, великий Вселенский учитель и духовный писатель. Родился в Антиохии, после смерти своего отца воспитывался благочестивой матерью. Учителем его был известный языческий ритор Либаний. Св. Иоанн крестился в 23 года и был посвящен на должность лектора Священного Писания. Живя близ Антиохии, Иоанн подвергал себя жестоким истязаниям до тех пор, пока в 380 болез ...

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354 - 407), один из отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ> Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия, блестящий оратор (отсюда - Иоанн Златоуст). Автор> проповедей, панегириков, псалмов. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика> общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили ...

Иоанн Златоуст

св., один из величайших отцов церкви; род. в Антиохии (347 г.); научное образование, самое лучшее того времени, получил под руководством матери, умственным и нравственным качествам которой удивлялся Ливаний, учитель И. в ораторском искусстве. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что когда Ливания спросили, кого он оставить по себе преемником в своей школе, он отвечал: "Остав ...

Иоанн Златоуст

СВ. (ок. 354-407), учитель церкви и епископ Константинопольский, родился в Антиохии (Сирия). Готовясь к юридической карьере, изучал риторику, однако затем обратился к изучению богословия и предался суровой аскезе, подорвавшей его здоровье. В 387 рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище "Златоуста" (греч. Chrysostomos). В 39 ...

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ - см. Византийская литература. ...

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст, Ioannes Chrysostomos, лат. Johannes, ок. 350-407 гг. н. э., оратор, греческий христианский писатель, Отец Церкви. Родился в Антиохии. После смерти отца получил глубокое образование от матери. Прошел курс обучения риторике у Либания, философии - у Андрагата, а теологии - под руководством Диодора из Тарса. В 386 г. был рукоположен в священники, в 397 г. стал епископом в Константинопо ...

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился около 344 г. в Антиохии, в богатой, блестящей семье. Антиохия - центр торговли между Востоком и Западом - была самым цветущим городом сирийского плоскогорья. Антиохия дала множество светил церкви. Она пошла во главе начального христианства. Здесь впервые создалось имя последователей новой религии. ...

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился около 344 г. в Антиохии, в богатой, блестящей семье. Антиохия - центр торговли между Востоком и Западом - была самым цветущим городом сирийского плоскогорья. Антиохия дала множество светил церкви. Она пошла во главе начального христианства. Здесь впервые создалось имя последователей новой религии. ...

Иоанн

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, ...

Иоанн Дамаскин

(ок. 675 — до 753 гг.) византийский богослов, философ и поэт Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет. Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — вс ...

Иоанн Златоуст - Биография

Иоанн Златоуст - биография(Ioannes Chrysostomos) Иоанн Златоуст (Ioannes Chrysostomos) (344/354 - 407) Иоанн Златоуст (Ioannes Chrysostomos) Биография Отец Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился в Антиохии, центре торговли между Востоком и Западом и самом цветущем городе сирийского плоскогорья, в богатой семье. Златоуст был учеником и любимцем Ливания. Богословие изуч ...

Дополнительный поиск Иоанн Златоуст

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Златоуст" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Златоуст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 27 символа