В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Иоанн Златоуст - Биография

102

Иоанн Златоуст - биография

(Ioannes Chrysostomos)

Иоанн Златоуст (Ioannes Chrysostomos) (344/354 - 407)
Иоанн Златоуст (Ioannes Chrysostomos)
Биография
Отец Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился в Антиохии, центре торговли между Востоком и Западом и самом цветущем городе сирийского плоскогорья, в богатой семье. Златоуст был учеником и любимцем Ливания. Богословие изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского и епископа Мелетия. В 369 Златоуст крестился и стал предаваться аскетизму сначала дома, а потом в пустыне и только тяжелая болезнь заставила его прекратить это и он вернулся в мир. В 381 получил сан диакона, в 386 - сан пресвитера. Ни прежде, ни после восточное церковное общество не видело такого витии. В 397 получил столичную кафедру. В Константинополе он стал идолом народа, одновременно объявив войну всем - духовенству, монашеству, придворной камарилье, арианству, новацианству, епископату, богачам и самой императрице. По приезде в столицу он распродал всю богатую обстановку, заведенную его предшественником, а вырученные суммы употребил на приюты и госпитали. Никогда и ни в ком из отцов церкви богатство не встречало такого противника. Всемогущий Евтропий, переместивший его в столицу, скоро оказался в рядах его врагов. Императрица Евдоксия, веселая женщина, поклонница жизни и удовольствий, сорившая деньгами, не могла нравиться суровому антиохийскому выходцу. Соотношение сил борющихся сторон было слишком неблагоприятно и его дело с самого начала было обречено на поражение. Его ближайшими сподвижниками должны были быть его собратья-епископы, белое духовенство и монахи, но Златоуст перессорился с ними. Приезжавшие часто в столицу епископы не видели более ни хлебосольства, ни гостеприимства. Когда они попадали в неприятные положения, Иоанн был беспощаден. В 399, вследствие дошедших до него жалоб на злоупотребления среди азийских епископов, Златоуст отправился в Ефес, где рукоположил своего диакона, которому верил. Кроме того, он низложил около пятнадцати епископов с других кафедр за провинности разного рода, а на всех прочих естественно навел страх. По свидетельству историка, он "начал обходиться с подчиненными суровее, чем следовало, и через это надеялся исправить жизнь подвластных ему клириков". Но самого страшного врага Златоуст приобрел себе в монашестве. Трудно быть более совершенным монахом, чем был Златоуст, и, однако, трудно представить себе разницу большую между ним и монахами обычного тогда типа на Востоке. Златоуст написал даже трактат в защиту пустынножительств, сам шесть лет в уединении расстраивал свое здоровье. И, однако, он был далек от отшельников по своему настроению и взглядам. Его кипучая натура не была создана для пустыни. Он понимал необходимость временного уединения, как ценил его и Христос, но уединение постоянное есть саморазрушение, духовное убийство, неизбежное оскудение, и Златоуст скоро постиг это. "Его идеалом была уже не пещера, где он жил отшельником, и даже не обитель, где он находился в общежитии, но первоначальное иерусалимское общество и город" - такой как Антиохия или Константинополь. В его представлении это был уже город христианский, населенный верующими, всецело послушными строгости нового закона, без отговорок выполняющими евангельские веления, - одним словом, истинными монахами в миру, подобными во всем, кроме брака, строжайшим отшельникам. Златоуст не хотел знать, что начальное христианство было глубоко аристократично в высшем смысле этого слова и думал сделать его демократическим. Златоуст, как никто в его время, толковал Евангелие просто, реально, без аллегорических тонкостей, но именно он оказался романтиком на епископской кафедре. При таком отношении к монашеству Златоуст считает подвигом не загнать человека в пустыню, а избавить его от бесцельного подвижничества. Это привело к тому, что сторонниками Златоуста не могли быть лица, смысл существования которых он стал зачеркивать. Монахи и решили в конечном счете судьбу этого единственного монаха, отрицавшего монашество. Масса монашества вербовалась из некультурных слоев, а в пустыне она еще более дичала и понесла миру сюрпризы в роде антропоморфизма. Властолюбцы быстро оценили эту черную силу и оперлись на нее при достижении своих целей. Первым из них и самым выдающимся был Феофил Александрийский, смертельный и счастливый враг Златоуста. В Египте среди главной массы монахов-антропоморфистов оказались протестанты - братья Долгие-оригенисты. Феофил стал теснить их. Братья обратились за помощью к Златоусту и тот не отказал в поддержке. Феофил начал кампанию рассылкою посланий, в которых "явно порицал только сочинения Оригена". В то же время по его совету Епифаний Кипрский явился в Константинополь, где выступил с осуждением книг Оригена и его сторонника Иоанна. Выступление не имело успеха, но Феофил добился созыва собора против Златоуста. На собор в предместье Халкидона под Дубом в 403 году съехались епископы, большей частью враждебно настроенные против Иоанна. Иоанн отказался предстать перед этим судилищем и был низложен за этот отказ. Чтобы не дать повода для народных волнений, Иоанн тайно отдался в руки властей и был отправлен в ссылку. В столице послышался грозный ропот и Иоанна приказано было вернуть. До пересмотра дела на соборе он не решался занять кафедру, но народ стал поносить царствующих особ, принудив его уступить. Собор продолжал свои заседания и расправу с друзьями Златоуста. Его поведение вызвало кровавое столкновение между константинопольцами и александрийцами. Феофил бежал в Александрию. Ссылка не изменила Иоанна и, когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес свою знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде". В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения, и через два месяца, 10 июня 404, Иоанн отправился в ссылку. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении, откуда вел переписку с друзьями. Враги настояли на ссылке в Пициус, на кавказском берегу Черного моря, но Иоанн умер по дороге, в Команах, 14 сентября 407 со словами на устах: "Слава Богу за все". Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями.
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)







Значения в других словарях
Иоанн Дамаскин

(ок. 675 — до 753 гг.) византийский богослов, философ и поэт Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет. Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — вс ...

Иоанн Златоуст

(ок. 350 — 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты — гражданин? Ты — путник. (…) Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город — горе (на небесах); а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслажда ...

Иоахим Рахэль

(Рахель) (1618—1669 гг.) поэт, сатирик Если есть хоть одно место на земле, где царят свобода и разум, то эта свобода — может быть медленно и долго — распространится и дальше. Знание того, что мы можем знать, есть философия; смирение и гипотеза там, где прекращается знание, есть религия. Знания — единственная власть, которую можно приобрести, если не обладаешь ею, власть есть сила, а сила — это ...

Дополнительный поиск Иоанн Златоуст - Биография

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Златоуст - Биография" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Златоуст - Биография, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 48 символа