Лао-цзы

224

(Ли Эр) (IV-III вв. До н.э.) автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин» Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.Закон достойных — творить добро и не ссориться.Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.Голос истины противен слуху.Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.Истинно просвещенный человек никогда не воюет.Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот — нравственный муж.Умные не бывают учены.

Ученые не бывают умны.Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным. Совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит. Он не говорит о себе, поэтому он славен. Он не прославляет себя, поэтому он заслужен. Он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.Мудрец избегает всякой крайности.Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.Люди высшей нравственности не считают себя нравственными.

Поэтому они имеют высшую нравственность.Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.Превосходный воин никогда не разгневается.Не ссорящийся не осуждается.Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.Нет греха тяжелее страстей.Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.Знающий меру доволен своим положением.Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.Довольствующийся самим собой — богач.Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.Когда нет врагов, то не бывает войны.Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.(Источник.

«Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.).

Значения в других словарях
Лао-цзы

Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. Название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. В 6—5 вв. До н. Э. Был архивариусом при чжоусском дворе. Большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. До н. Э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, — Дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено еди..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. До н. Э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим д..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр), автор> древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4 - 3 вв. До нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие> - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ> к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновен..

Лао-цзы

Имя китайского философа, жившего в VI в. До Р. Хр. Рождение его приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в зрелом возрасте он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань. Посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи свидетелем постепенного упадка имп..

Лампид

Владелец корабля Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково ему было нажить богатство, он ответил. «Большое богатство — легко, но маленькие деньги — с большим трудом». (Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Ланг Эндрю

Ланг Эндрю(Lang)Ланг (Lang) Эндрю (1844 - 1912) Шотландский учитель.Афоризмы, цитаты• Статистика для политика - все равно, что уличный фонарь для пьяного забулдыги. Скорее опора, чем освещение.(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Лаплас Пьер

Лаплас Пьер(Laplace)Лаплас Пьер Симон (Laplace, Pierre Simon) (1749 - 1827) Французский математик, физик, астроном. С 1802 - иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Автор работ по теории вероятностей, небесной механике, математической физике, геодезии, акустике, теплоте, дифференциальным уравнениям.Афоризмы, цитаты• То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. ("Энциклопедия афоризмов, XIX век", Минск, "Современный литератор", 1999). По другим сведениям ав..

Ларни Мартти

Ларни Мартти(Larni)Ларни (Larni) Мартти Ёханнес (наст. Фамилия. До 1942 - Лайне, Laine) (псевдонимы - Аслак Нуорти, Aslak Nuorti. Дан Астер, Dan Aster) (1909 - 1993) Финский писатель, поэт, журналист. Родился 22 сентября 1909, Пакила, Хельсинки. Был председателем Союза писателей Финляндии. В 1948 - 1949 и 1951 - 1954 жил в США. Литературную деятельность начал как поэт. Бывал в СССР, выступал на страницах советской прессы. Автор романов "Уважаемые бедные и их пестрая компания" (1944), "Нетерпелив..

Лао-цзы

Основатель религии Китае, около 600 г. До Р. Х., учение которого называется Дао или религией правого пути, а последователи - даосы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)китайский философ, родоначальник особой религии даосизма.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Лао-цзы

Легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. Э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание ..

Лао-цзы

Полулегендарный автор осн. Произв. Философского даосизма - тракгата "Дао дэ цзин" (иногда называемого "Лао-цзы"). Исходным моментом социально-политич. Теории этого трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естеств. Жизнью. Отсюда - призыв к правителям не вмешиваться в жизнь народа и враждебное отношение к гос-ву, к морали, к образованию, к культуре. О датах жизни Л.-ц. Среди ученых есть неск. Мнений. Одни считают, что Л.-ц. Был старшим современником Конфуци..

Лао-цзы

(6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' - 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы ж..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"Древнекит. Философ, к-рому приписывается авторство на классич. Даос, филос. Трактат "Дао дэ цзин".Совр. Наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. Лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. До н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. До н.э. В царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. ..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности..

Лао-цзы

(6—5 вв. До н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы ж..

Лао-цзы

(«старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. До н. Э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. Был обожествлён в первых веках н. Э., в период становления религиозного даосизма. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй, пробыл в её утробе 81 год и вышел из левого подреберья. Он был рождён под сливовым дерев..

Дополнительный поиск Лао-цзы Лао-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лао-цзы" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лао-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа