Никола-себастиан Шамфор

191

(1741—1794 гг.) писатель-моралист Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером.Без женщин начало нашей жизни было бы лишено помощи, середина — удовольствий и конец — утешения.Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга.Большое несчастье — потерять из-за свойств своего характера то место в обществе, на которое имеешь право по своим дарованиям.Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.Брак — слишком совершенное состояние для несовершенного человека.Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение.Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца.Влюбленный человек всегда силится превзойти самого себя в приятности, поэтому влюбленные большею частью так смешны.В основе добродетельных поступков и готовности жертвовать своими интересами и самим собою лежат потребность благородной души, великодушие сердца и, в какой-то степени, эгоизм сильной натуры.В свете у нас троякого рода друзья.

Одни нас любят, другие ненавидят, третьи просто не помнят.Вот превосходное правило, которым следует руководствоваться в искусстве насмешки и шутки. Осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться. В противном случае считайте, что шутка не удалась.В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть. В мелочах — такими, какие они есть.Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем-то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.В уединении мы счастливей, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей — о людях?Выслушать чужую тайну — это все равно что принять вещь в заклад.Глубокое равнодушие, с которым люди относятся к добродетели, кажется мне более возмутительным, чем порок.Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума.

Порок не был бы подлинным пороком, если бы не питал ненависти к добродетели.Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.Громить пороки и щадить порочных — это все равно, что осуждать карты и защищать картежную игру.Для души и разума нерешительность и колебания — то же, что допрос с пристрастием для тела.Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.Добродетель, как и здоровье, нельзя назвать высшим благом. Она не столько благо, сколько его местонахождение. Стремиться к добродетели нужно главным образом потому, что она — полная противоположность пороку.Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви.И в браке и в безбрачии есть свои недостатки.

Из этих двух состояний предпочтительней то, которое еще возможно исправить.И дурные люди совершают иногда хорошие поступки. Они словно хотят проверить, впрямь ли это так приятно, как утверждают люди порядочные.Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание. «Что из двух не выберешь, все равно пожалеешь».Иной раз довольно не примириться с высокомерием и чванством, чтобы обратить их в ничто. Порой их достаточно не заметить, чтобы они стали безвредны.Иной раз терпимость доходит до такого предела, что ее скорее назовешь глупостью, нежели добротой или великодушием. У человека должно хватать ума на то, чтобы ненавидеть своих врагов.Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже.Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец — молчальником!Клевета похожа на докучную осу.

Если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам.Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту. Ему доступно только добродушие.Кто не хочет быть фигляром, пусть избегает подмостков. Взобравшись на них, не фиглярствовать уже нельзя, иначе публика забросает вас камнями.Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит.Любая страсть всегда все преувеличивает, иначе она не была бы страстью.Любовь — единственное чувство, в котором все истинно и все лживо.

Скажи о ней любую нелепость, и она окажется правдой.Любовь как прилипчивая болезнь. Чем больше ее боишься, тем скорее подхватишь.Любовь не ищет подлинных совершенств. Более того, она их как бы побаивается. Ей нужны лишь те совершенства, которые творит и придумывает она сама.Любой человек, способный испытывать возвышенные чувства, вправе требовать, чтобы его уважали не за положение в обществе, а за характер.Людей безрассудных больше, чем мудрецов, и даже в мудреце больше безрассудства, чем мудрости.Людей, которые ни к чему не подлаживаются, живут как им велит сердце, поступают согласно своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не доводилось встречать.Люди делятся на две части. У одной, меньшей, есть обед, но нет аппетита.

У другой, большей, — отличный аппетит, но нет обеда.Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок.Людская дружба в большинстве случаев прорастает множеством колючих «если» и «но» и в конце концов переходит в обыкновенные приятельские отношения, которые держатся только благодаря недомолвкам.Мало на свете пороков, которые больше мешают человеку обрести многочисленных друзей, чем слишком большие достоинства.Молчание человека, известного своим красноречием, внушает гораздо больше почтения, чем болтовня заурядного говоруна.Мужчина охладевает к женщине, которая слишком сильно его любит. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит как с благодеяниями. Кто не в состоянии отплатить за них, тот становится неблагодарным.Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным!Надменность должна стать щитом скромности.Наряд — предисловие к женщине, а иногда и вся книга.Наслаждайся и дари наслаждение, не причиняя зла ни себе, ни другим, — в этом, на мой взгляд, заключается суть нравственности.Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.Непомерные притязания — вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает.Ни в своей физической жизни, ни в жизни общественной человек не должен притязать на то, на что он не способен.Общественное мнение — это судебная инстанция такого рода, что порядочному человеку не подобает ни слепо верить его приговорам, ни бесповоротно их отвергать.Одно из великих несчастий человека состоит в том, что порою даже его достоинства не идут ему впрок, а искусство управлять и разумно пользоваться ими дается лишь опытом, нередко запоздалым.Плуты всегда стараются хотя бы отчасти казаться честными людьми.Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением.

Пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли.Постигая зло, заложенное в природе, преисполняешься презрения к смерти. Постигая пороки общества, научаешься презирать жизнь.Почет ценнее известности, уважение ценнее репутации, честь ценнее славы.Почти все люди — рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов. Они не в силах произнести слово «нет»…Природа устроила так, что питать иллюзии свойственно не только безумцам, но и мудрецам. В противном случае последние слишком сильно страдали бы от собственной мудрости.Скажем прямо, счастливо живет в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души.Слабовольные люди — это легкая кавалерия армии дурных людей.

Они приносят больше вреда, чем сама армия, потому что все разоряют и опустошают.Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества. На рынок не ходят с золотыми слитками — там нужна разменная монета, в особенности мелочь.Созерцательная жизнь часто очень безрадостна. Нужно больше действовать, меньше думать и не быть сторонним свидетелем собственной жизни.Со счастьем дело обстоит, как с часами. Чем проще механизм, тем реже он портится.Стоит ли исправлять человека, чьи пороки невыносимы для общества. Не проще ли излечить от слабодушия тех, кто его терпит?Счастье вещь нелегкая. Его трудно найти в себе самом и нелегко найти вне себя.Счастье походит на слишком богатую и расточительную жену, которая разоряет семью, куда приносит богатое приданое.Считается признанным, что люди привязываются к тем, кому они помогли.

Это говорит о доброте природы. Способность любить — вот поистине заслуженная награда за благое дело.Три четверти безумств на поверку оказываются просто глупостями.Тщеславие — свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным.Убеждение — это совесть разума.Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт — это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность — хороший вкус в беседе и речах.Человек бедный, но независимый состоит на побегушках только у собственной нужды. Человек богатый, но зависимый — на побегушках у другого человека, а то и у нескольких сразу.Человек без твердых правил почти всегда лишен и характера.

Будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила.Человек разумный и в то же время порядочный должен быть не только чист перед своей совестью, но из уважения к себе еще и предусмотрителен, чтобы заранее разгадать и отвратить клевету.Человек часто остается наедине с самим собой, и тогда он нуждается в добродетели. Порою он находится в обществе других людей, и тогда он нуждается в добром имени.Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные. Омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.Чувство будит в нас мысль — с этим все согласны. Но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам.

К ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди.Чтобы управлять людьми, нужна голова. Для игры в шахматы мало одного добросердечия..

Значения в других словарях
Никола Мальбранш

(1638—1715 гг.) религиозный философ На нас действуют еще очень сильно наши наклонности и наши страсти. Они ослепляют наш ум ложным блеском, покрывают и наполняют его мраком.Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.(Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Никола Фрере

(1688—1749 гг.) философ Из всех религий, распространенных среди людей, нет ни одной, которая имела бы какое-нибудь преимущество над другими и которая заслуживала бы признания и подчинения со стороны здравомыслящего человека.(Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Николай Александрович Бердяев

(1874—1948 гг.) религиозный философ Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай.Античная трагедия есть трагедия рока, христианская же трагедия есть трагедия свободы.Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.Буддизм есть по-своему великое учение о спасении от мук и страдания без Спасителя.Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.Власть авт..

Николай Александрович Добролюбов

(1836—1861 гг.) литературный критик, публицист, философ, социолог В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть, в отечестве, ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас.…В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возмож..

Дополнительный поиск Никола-себастиан Шамфор Никола-себастиан Шамфор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Никола-себастиан Шамфор" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Никола-себастиан Шамфор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 23 символа