Николай Александрович Добролюбов

132

(1836—1861 гг.) литературный критик, публицист, философ, социолог В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть, в отечестве, ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас.…В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможна лучше.Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых.Если мы хотим обратить внимание на воспитание, то надо начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их неспособными к восприятию убеждений разума.Если ты отвергаешь в людях возможность искреннего, глубокого, бескорыстного убеждения, то я вполне основательно могу вывести, что тебе самому незнакомы никакие убеждения.Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах.

«Чтоб всем было хорошо».Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.Мы требуем, чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению.Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически.Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям.Не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто терпит над собой веления долга как какое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.Никто так грубо не ведет себя с подчиненными, как те, которые подличают перед начальством.Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти.Отдается приказание — ребенок исполняет его.

За это его хвалят и награждают. Но в самом поступке нет ничего достойного награды, — ребенок потому и исполнил приказ тотчас, что приказанное дело казалось ему совершенно естественным, что оно согласно было с его собственным желанием. За что же его хвалят?Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, селя только может быть ему полезен.По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд… соответственно его истинной ценности — можно узнать степень цивилизации народа.Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений.Привыкая делать все без рассуждений, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано».Теряя любовь женщины, можно обвинить только самого себя за неумение сохранить эту любовь.Только те семейные и общественные отношения могут быть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех, в них участвующих.Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.(Источник.

«Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.).

Значения в других словарях
Никола-себастиан Шамфор

(1741—1794 гг.) писатель-моралист Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером.Без женщин начало нашей жизни было бы лишено помощи, середина — удовольствий и конец — утешения.Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга.Большое несчастье — потерять из-за свойств своего характера то место в обществе, на которое имеешь право по своим дарованиям.Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.Брак — слишком совершенное состояние для несовершенного человека.Бывают времен..

Николай Александрович Бердяев

(1874—1948 гг.) религиозный философ Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай.Античная трагедия есть трагедия рока, христианская же трагедия есть трагедия свободы.Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.Буддизм есть по-своему великое учение о спасении от мук и страдания без Спасителя.Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.Власть авт..

Николай Александрович Рубакин

..

Николай Александрович Серно-соловьёвич

(1834—1866 гг.) социолог, экономист, литературный критик …Знать истины для себя недостаточно. Недостаточно и просто высказать их. Надо их доказать. Надо высказать их с такой массой доказательств, чтоб нельзя было отвергнуть их.(…) Истинная двигающая сила, устремленная к обновлению человеческой жизни, заключается не в одном знании, а в той совокупности деятельности всех прогрессивных элементов, которые составляют современную цивилизацию. Знание, в самом лучшем смысле этого слова, указывает тольк..

Дополнительный поиск Николай Александрович Добролюбов Николай Александрович Добролюбов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Николай Александрович Добролюбов" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Николай Александрович Добролюбов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 32 символа