Вайссе
(Weisse) Христиан Герман (1801-66), нем. Исследователь НЗ, принадлежавший к радикальному крылу протестантских теологов. Преподавал в Лейпциге философию и богословие. В своей "Философской догматике" ("Philosophische Dogmatik, oder Philosophie des Christentums", Bd.1-3, Lpz., 1855-62) пытался связать христианство с рационалистич. Мировоззрением и пониманием истории, к-рое в ту эпоху считалось наиболее передовым. Свои взгляды на Евангелие и на Христа В. Изложил в двух книгах. "Критическое и философское исследование евангельской истории" ("Die evangelische Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet", Bd.1-2, Lpz., 1838) и "Современное состояние проблемы Евангелий" ("Die Evangelienfrage in ihrem gegenwartigen Stadium", Lpz., 1856).
Признавая в целом ценность работы *Штрауса, В., однако, хотел преодолеть ее главный, по его мнению, недостаток - слабую аргументированность имеющейся связи между "евангельскими мифами" и реальными событиями жизни Иисуса. Кроме того, В. Считал Христа необыкновенным человеком, обладавшим парапсихич. Свойствами ("магнетической силой"), между тем как для Штрауса Он был заурядным учителем, неоправданно превознесенным последующими поколениями. Прибегая к своей теории "магнетической силы", В. И объяснял все евангельские чудеса и само Воскресение. Дух Христа якобы являлся ученикам в Галилее, что послужило основой для создания легенды о Воскресении. За всеми мифами, утверждал В., должно стоять нечто историческое, но мыслил он "историческое" только в плоскости, к-рая казалась ему рационально объяснимой.
Т. О., желая избежать крайних выводов Штрауса, В. Дал весьма субъективную реконструкцию евангельских событий. Большое значение для истории экзегетики имела гипотеза В. О хронологич. Приоритете Ев. От Марка. Развивая концепцию *Лахманна (1835), В. Отметил, что в *тройной традиции связь евангелистов осуществляется через Мк, что расхождения между Мф и Лк видны больше всего именно в тех местах, к-рые отсутствуют в Ев. От Марка. В. Выдвинул предположение, что кроме Мк существовал еще один источник, а именно "Источник речей", позднее обозначенный как Q - *Квелле (от нем. Quelle - источник). Что касается 4-го Евангелия, то В. Занял достаточно непоследоват. Позицию. С одной стороны, он считал невероятным, чтобы Иоанн, к-рый был апостолом иудеев, "облек речи своего Учителя в столь чуждое ему одеяние эллинистической спекуляции", а с другой - готов был признать достоверность древнего предания об авторстве Иоанна (см.
Ст. Евангелия) Прот.Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872. S c h w e i t z e r A., GLJF, K. XIV..
Дополнительный поиск Вайссе
На нашем сайте Вы найдете значение "Вайссе" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайссе, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 6 символа