Вайссе

263

(Weisse) Христиан Герман (1801-66), нем. Исследователь НЗ, принадлежавший к радикальному крылу протестантских теологов. Преподавал в Лейпциге философию и богословие. В своей "Философской догматике" ("Philosophische Dogmatik, oder Philosophie des Christentums", Bd.1-3, Lpz., 1855-62) пытался связать христианство с рационалистич. Мировоззрением и пониманием истории, к-рое в ту эпоху считалось наиболее передовым. Свои взгляды на Евангелие и на Христа В. Изложил в двух книгах. "Критическое и философское исследование евангельской истории" ("Die evangelische Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet", Bd.1-2, Lpz., 1838) и "Современное состояние проблемы Евангелий" ("Die Evangelienfrage in ihrem gegenwartigen Stadium", Lpz., 1856).

Признавая в целом ценность работы *Штрауса, В., однако, хотел преодолеть ее главный, по его мнению, недостаток - слабую аргументированность имеющейся связи между "евангельскими мифами" и реальными событиями жизни Иисуса. Кроме того, В. Считал Христа необыкновенным человеком, обладавшим парапсихич. Свойствами ("магнетической силой"), между тем как для Штрауса Он был заурядным учителем, неоправданно превознесенным последующими поколениями. Прибегая к своей теории "магнетической силы", В. И объяснял все евангельские чудеса и само Воскресение. Дух Христа якобы являлся ученикам в Галилее, что послужило основой для создания легенды о Воскресении. За всеми мифами, утверждал В., должно стоять нечто историческое, но мыслил он "историческое" только в плоскости, к-рая казалась ему рационально объяснимой.

Т. О., желая избежать крайних выводов Штрауса, В. Дал весьма субъективную реконструкцию евангельских событий. Большое значение для истории экзегетики имела гипотеза В. О хронологич. Приоритете Ев. От Марка. Развивая концепцию *Лахманна (1835), В. Отметил, что в *тройной традиции связь евангелистов осуществляется через Мк, что расхождения между Мф и Лк видны больше всего именно в тех местах, к-рые отсутствуют в Ев. От Марка. В. Выдвинул предположение, что кроме Мк существовал еще один источник, а именно "Источник речей", позднее обозначенный как Q - *Квелле (от нем. Quelle - источник). Что касается 4-го Евангелия, то В. Занял достаточно непоследоват. Позицию. С одной стороны, он считал невероятным, чтобы Иоанн, к-рый был апостолом иудеев, "облек речи своего Учителя в столь чуждое ему одеяние эллинистической спекуляции", а с другой - готов был признать достоверность древнего предания об авторстве Иоанна (см.

Ст. Евангелия) Прот.Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872. S c h w e i t z e r A., GLJF, K. XIV..

Значения в других словарях
Вавилонское Столпотворение

Сказание Быт. 11:1-9 о сооружении огромной башни (слав. Столпа), к-рое было прервано Богом. Рассказ помещен вслед за родословием народов, рассеявшихся по земле после *Потопа. Люди, имевшие "один язык и одно наречие", пришли с востока в землю Сеннаар (евр. Шенеар. Имеется в виду Шумер в Месопотамии) и решили построить там город и башню "высотою до небес". Они хотели "сделать себе имя" и поставить ориентир, далеко видный на равнине ("чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли" - син. Пер. Здесь не..

Вайсс

Вайс (Weiss) Иоганн (1863-1914), нем. Исследователь НЗ либерально-протестантского и рационалистич. Направления. Сын Бернхарда В. Образование получил в ун-тах Марбурга, Берлина, Геттингена и Бреслау. Был проф. По НЗ в ун-тах Геттингена (с 1890), Марбурга (с 1895) и Гейдельберга (с 1908). В. Исходил из общей для *либерально-протестантской школы установки. Церк. Представление о "Христе веры" радикально отличается от "исторического Иисуса", каким Он был в действительности. В поисках разгадки Его лич..

Вайцзеккер

(Weizsacker) Карл Генрих фон (1822-99), нем. Протестантский экзегет, представитель *тюбингенской школы. Состоял придворным пастором в Штутгарте, а с 1861 стал преемником *Баура. Его построение евангельской истории мало отличается от принятых в *рационализме и *либерально-протестантской школе шаблонов. Единственным важным исключением является признание В. Историч. Ценности Ев. От Иоанна. "В Четвертом Евангелии, - писал он, - мы имеем столь же подлинные апостольские воспоминания, как и в любой час..

Ваккари

(Vaccari) Альберто, иером. (1875-1965), итал. Католич. Экзегет. Член Общества Иисусова (1892). Профессор *Папского библейского института. Специалист по *текстуальной критике и истории *переводов Библии на древние языки. Автор толкований на Псалтирь (1953). Был редактором итал. Пер. Библии (1922-1958). Studia della S. Scrittura, Roma, 1943. Scritti di erudizione e di filologia, v.1-2, Roma, 1952-1958. *B e a A., Alberto Vaccari. In memoriam, "Biblica", 1966, №47.. ..

Дополнительный поиск Вайссе Вайссе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вайссе" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайссе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа